"А что же тогда Бог Дух Святой? Это Божественная энергия, предвечно исходящая от Бога Отца. Ибо не было такого времени, когда эта энергия не исходила бы, и не будет такого времени, когда она перестанет исходить. Исхождение Духа Святого не истощает природы Отца и Его личности, как не истощает Его личности и Его природы предвечное, вневременное рождение Сына. Бог всецело присутствует в Своей энергии, которую Он передает всему творению - окружающему миру. Эта Божественная энергия не является частицей Бога Отца, но включает в себя всю Божественную жизнь, всю Божественную природу. И в этом смысле Бог Дух Святой есть Бог в абсолютном явлении Своей природы, личный Бог и третья ипостась Святой Троицы".
из книги патриарха Кирилла "Слово пастыря"
http://mospat.ru/archive/page/vera-i-zhizn/slovo/30744.html 1. Энергия (благодать) Божия это Бог "вне Бога". Но если еще нет творения, нет того, что не-Бог, то и энергии просто некуда, не к кому и незачем исходить. Тварь существует во времени, а не предвечно. Поэтому тезис о "предвечном" исхождении энергий все же порождает вопросы.
2. Дух как Ипостась и Лице это не энергия. Энергия исходят от Природы, единой для всех Трех Лиц. Дух действительно предвечно исходит - но от Отца, а не от "природы Отца".
3. Если "Божественная энергия не является частицей Бога Отца, но включает в себя всю Божественную жизнь, всю Божественную природу", то любая облагодатствованная тварь (просфорка или епископ) становится Четвертым Лицом Троицы. Благодать все же может восприниматься не-всецело: “Бог весь целиком обоживает достойных того, соединяясь с ними не в ипостаси - что принадлежит одному Христу - не в сущности, но в малой части нетварных энергий и нетварного Божества, пребывая при этом целиком в каждом” (св. Григорий Палама. Против Акиндина 3,6) . “То, что человек получает, есть лишь часть того, что дается: тот, кто принимает Божественную энергию, не может вместить ее всю целиком” (св. Григорий Палама. Триады 3,1,9).
4. Именно из формулы Патриарха никак не понятен вывод - как и в каком смысле Дух, ранее отождествленный с энергией, есть "личный Бог".