Каверзный вопрос о соизмеримости содержания сознаний

Jul 13, 2009 15:41



- Августин: "Я это сделаю. Но прежде я спрошу, мое телесное чувство то же ли самое, что и твое, или всё-таки мое - это только мое, а твое - только твое? Если бы это было не так, я не смог бы с помощью моих глаз увидеть нечто, чего не видел бы ты.

- Эводий: "Безусловно согласен, хотя они одного и того же рода, но мы имеем отдельные друг от друга чувства, зрения, или слуха, или любые другие из оставшихся. Ведь кто-нибудь из людей может не только видеть, но так же и слышать то, что другой не слышит, и каждый может воспринимать любым другим чувством нечто такое, что другой не воспринимает. Отсюда очевидно, что твое - это только твое, а мое - это только мое чувство"

- Августин: "Так вот скажи мне пожалуйста, что, ты, полагаешь, следует думать о самой мудрости (sapietia)? Считаешь ли ты, что каждый человек в отдельности обладает собственной отдельной мудростью? Или мудрость на самом деле у всех вообще одна - чем более ей причастен каждый, тем она мудрее?" (Аврелий Августин. О свободе воли // Антология средневековой мысли. Том 1. - СПб., 2008, - С. 38, 44).

Состояние сознания каждого человека, таким образом, строго индивидуально. Следовательно, у каждого своя логика и поэтому единение философов казалось бы невозможно. Чтобы перейти к единению философов, одной формальной логики недостаточно. Нужно перейти к понимающей логике. А понимающая логика предполагает независимые индивидуальные (индивидуумные) сознания, нацеленные на вхождение в общую структуру сознания, которая принципиально индивидуумной не является. Структура сознания одна на двоих, многих (полиструктура). То есть подобно приведенному Августином примеру 'мудрости': "на самом деле у всех вообще одна".

& Диалектическая логика
Previous post Next post
Up