В естественной среде...

Nov 22, 2010 13:47

Пока еще в голове не устаканились впечатления о первой поездке в Токио и не выложены фотографии, а уже черепная коробка разрывается от новых.



Суббота: Три музея - три выставки - даже не верю! Первому мезею посвящу отдельный пост, другим - по мере сил. 
国立新美術館 - Государственный музей современного искусства (Или Арт-центр). Выставка молодых и перспективных художников. Пять отделений: 
О выставке и коротко о работах на английском http://www.nitten.or.jp/english/index.html.
Мой взгляд ниже:
1) Нихон-га, картины в японском стиле. Честно, я не совсем понимаю технологию, надо получше разобраться, а может, и завести знакомых, владеющих этой техникой. В числе моих товарищей есть юный скульптор, теперь пора искать художников.
Далее идут совершенно профанистические измышления неискушенного в искусствоведении человека. Пройдусь по темам, которые, как мне, кажется, волнуют моих сверстников-японцев. Они близки мне, близки до боли. И всякий раз, посещая подобные выставки (до этого - Китосский муниципальный музей, октябрь. Мое первое знакомство с нихонга), мне кажется, что я на правильном пути в выборе страны, культуры, жизненного пути.

Тема человека в социуме. Как правило, это растворенный в окружающем мире человек. Он как бы теряет лицо, его фигура может состоять из проводов ноутбуков и айфонов, микросхем, он в себе и в нигде. Таким ли чувствует себя молодой художник, таким ли чувствует себя его товарищ, спеша в университет по переполненным веткам токийского метро, таким ли чувствует себя прохожий, случайно задевший плечо - в ушах музыка, в глазах отражение Макдональдсов и Страбаксов, в руке мобильный, а в сердце - великая японская культура и тут хоть ты тресни.
Показателены образы девочки. Они более аутентичны, ведь именно она сумеет воссоздать то, что хранит мальчик. Она вне времени, вне пространства. Художник верит ей, верит и зритель.


Аллегории человеческой жизни или отражение реальности? В традиционной японской поэзии нет олицетворений. Японцы отождествляют себя с природой, и, являясь частью ее, конкретно описывают мир вокруг. Спасибо урокам литературы, выучили, поняли. Но что можно сказать о теперешнем положении в культуре, при небывалом обилии связей и влияний? Неужели все так же просто? Человек увидел действительно впечалтяющую картину, и перенес ее на бумагу? Как бы то ни было, изображение ниже получило специальный приз премьер-министра Японии. А мне почему-то вспомнился "Фонтан" Арановски. 


Вещный мир, сансара, реальная нереальность будней. Это городские пейзажи Токио, железные дороги с сияющими, как рождественские елки онями. Выходишь из музея в подземный переход - и вот он, посмотри, все то же. Но художник на то и художник - ты начинаешь смотреть внимательнее. Как я мог не замечать? Наверное, это имел в виду, не побоюсь этого слова, великий Хирокадзу Корээда в "幻の光" ("Свет иллюзий", "Иллюзия Мабороси" - мне кажется, эти названия не совсем верны, скорее "Вспышка иллюзии"). Когда вдруг просыпаешь в переполненном вагоне и чувствуешь вспышку, дэжавю. (спокойно, кошелек на месте, это Япония). Поэты подземных переходов, светофоров и небоскребов, уверенно шагающие по пейзажам в золоченых рамах - не слишком ли вы спешите?


Неизвестные объекты. Все-таки японцы продолжают оставаться самобытной культурой. Говорите мне про "маленькую Америку", я послушаю и посмеюсь. Но сейчас не об этом. Обилие картин со слонами или бегемотами (как на знаменитой укиё-э из собрания ГМИИ "Слон из Молукки" или на гравюре Дюрера). Процесс познания окружающего мира бесконечен. Вот кружатся в танце индийские женщины. Среднеазиатская девочка в тюбитейке перед стадом баранов. Японцы, как дети, радуются всему новому, непонятному, переносят к себе, "ояпонивают". "Впадая, но не падая" - приходят на ум слова Эстер Китс. 
Вообще же отношение к европейцам - действительно как у того ребенка из рекламы Макдоналдса, который корчил рожи мужику через стекло машины. Вот изображение носатых французов, читающих свои французские газеты в самолете. Все, посмотрели на Токио с телебашни? И хватит с вас! Пока-пока! А скульптура "Солнечная ванна"! Толстая европейка в полосатом купальнике пропекает телеса. Да уж! Спасибо. 


2). Ё-га, картины в европеском стиле". В сущности, живопись маслом. Из акварели припоминается огромное панно с ирисами. (И как это достало сил и терпения?). Привнесение японских черт во все. Тут была, кстати, картина с куклами Бунраку (о них разговор ниже), которую удалось отлично пообсуждать с окружающими.  
Вполне в традиционной японской манере. Нет ухода в давящий гиперреализм, сама простота и естественность. Здесь прослеживается влияние импрессионистов, которых очень любят в Японии (в Музее западного искусства Токио под Моне отдан целый зал). Еще как-то сразу Толстой "После бала". Или Тургенев.



Натюрморты поражают обилием фантастических предметов, аккуратно или, наоборот, небрежно расставленных. Некоторые натюрморты маслом выглядели как некие дипломные или просто экзаменационные работы, но хочется отдельно отметить технику. Нижеследующая картина тому пример. Отличное колористическое решение. Немного странная перспектива и попытка отхода от техники гиперреализма придают ей особое очарование.


Одиночество и стихия. Невероятное спокойствие и невероятная реалистичность картины, которую по технике можно скорее отнести к наивой живописи. Японцы, люди, буквально пропитанные морем, открывают его для себя и для других с новой стороны каждый раз. 


Эмоции и стихия. Идеальная вещь по композиции и по цветам. Необыкновенная по настроению. Сравнивать с предыдущей. Понимать, что самое драгоценное в мире - улыбка человке, а получить ее ничего не стоит - просто распусти волосы по ветру и растворись в шуме прибоя. 
Вообще японцы не любят купаться в море. И загорать не любят. Любят горячие источники, это точно. А вот засовывать тело в море, из которого ешь...ладно, шутка. Но это не купание, это единение. Неподдельное единение с миром.


Привнесение "своего", японского в живопись маслом, новая техника, необычные цвета. Это во сне или на яву - такой пейзаж, или не пейзаж. Застрявшее в сознании и наконец нашедшее выражение воспоминание. Макс Эрнст пускал термитов под холст для создания природных рельефов. У японского художника природные эффекты стекают с кончиков пальцев на холст.


3). Скульптура. Собственно, билет на выставку я получила из рук юного скульптора, представтившего на выставке свою работу. В скульптуре я не разбираюсь, могу только отметить яркие вещи, которые, думаю, привлекут внимание многих.

Мой выбор №1 среди скульптур. Невероятно точная передача характера одного из трех великих театральных искусств Японии, театра больших кукол Бунраку или Нингё Дзёрури. В небольшой деревянной скульптуре чувствуется мощь и сила. Прежде всего, отражение главного принципа: актер "умирает", уходит на второй план, оживает кукла. Вот она, уже с вопросом обращается к хозяину - что у нас сегодня? С кем я пробегусь по митиюки? Ее левая рука и ножки пока безвольно повисли в воздухе - для этого нужны еще двое актеров. Но тот, главный человек, подаривший ей жизнь, уже слышит тревожный звук сямисэна. Мне кажется, что изображенный актер похож на моего знакомого актера Нингё Дзёрури (возможно, (с которым и многими другуми я познакомилась во время их приезда в Москву). Он засветился также у Китано Такеси в "Куклах". 
 

"Молитва" Первый приз среди скульптур. Кстати, у всех предметов весьма поэтичные названия, поражаешься выдумке художников. Нельзя не сказать, что эта "цепляет". В простоте линий огромная сила резчика (тоже деревянная скульптура). Что в ней - вызов религии (истукан с ничего не выражающим лицом) или восхищение самоотверженностью на пути к Богу. Думаю, и то, и другое, самое главное, у человека создавшего эту вещь, несомненно, большие внутренние проблемы, и творчество для него не просто привнесение в мир чего-то нового или прекрасного, а постановка буквально коанных вопросов перед самим собой.


Работа моего знакомого, Фумы. Ее сфотографировала сама, ее не было в интернете и на открытках. Она называется "Милость земли" 土地の恵. Мне кажется, замысел воплощен недоконца. В массивной фигуре, олицетворяющей землю, не чувствуется подлинной внутренней силы. Лицо ее напоминает лицо Эёко, и, по-моему, это прекрасно, но не все же знают, что это его мать! Тем не менее, главное не победа, а участие.


4). Ремесла.
Невиданное количество различных техник, которые обозреть очень тяжело, да и написать по существу тоже, так как я в этом совершенно не разбираюсь. Тут т гобелены, и керамика, и пластик. Железные и ивовые прутья. Тонкие ткани и еще более тонкая бумага. Опишу, что смогу.

Футуристический девйс, название которому было, скорее всего, "Бесконечность космоса", "Безграничность безвремения" или еще как-то. Впринципе, побывав на следующий день в Сиодомэ, в одном из центров технологий (Panasonic Livestyle showroom), и поняла, что такие вещи вполне в духе дизайна офисов небоскребов этого района.


Как будто иллюстрация к произведениям Саймака или Брэдберри. Это панно, выполенное в смешанной технике. Меня привлекло сочетание цветов. И еще ассоциация с Одайба, внзапно.


Эта спаянная арматурина а-ля 3d тоже вполне в духе Сиодомэ или Икэбукуро с одной стороны. С другой перпендикулярные полосы - это традиционный японский приём "открытого" закрытого пространатва. А именно - на окна прибиты такие тонкие деревяшки, которые создают иллюзию закрытости. Когда проходишь мимо, они как бы приоткрываются, но ты не видишь то, что внутри - только подойдя поближе и приглядевшись, можно урвать кусочек жизни хозяев.


Меня поразили эти девайсы из прутьев. Думаю, это оценит также Мирамарта). Вспоминается замута одного известного икебанщика (сейчас лень искать), который где-то в году 2004 делал фееричные икебаны на открытом воздухе в Ботаническом саду МГУ "Аптекарский огород". Вообще волны и спирали в морской стране это что-то естественное, но такого обилия образов, пожалуй, не встретишь нигде.  


5). Каллиграфия. На нее меня морально не хватило. Просто прошлась по залам, увешанным образцами. Как сегда, потерпела ряд неудач в распознавании кандзи, но в целом осталась довольна и впечалена.

Фуух, вот так вот. И еще раз спасибо семье Асида!

museum, Нихония, ИМХОтеп, дорогостоящий бесценный ЖОПыт, ерундиция, Токио

Previous post Next post
Up