В дремучих лесах Полесья, в Ровенской области, располагается узкоколейная железная дорога Антоновка-Заречное, построенная в далеком 1895 году.
В процессе ,более чем столетней работы, узкоколейка обслуживала разные промышленные и ресурсодобывающие предприятия, но последние 20+ лет занимается только пассажироперевозками. К сожалению, современный мир диктует свои правила, и подобный формат перевозок нерентабелен, и уходит в прошлое. В странах Европы из таких вот узкоколейных дорог, делают музейные объекты, у нас в свою очередь к этому стремятся, но пока тщетно бытие.
В свою очередь логистика и расписание тут составлено через одно заднее место. Поезд из Киева и Львова приезжает одновременно в период с 22 до 23 вечера, а состав узкоколейки отправляется в 6-40 утра, откуда вытекает вывод, куда деваться людям, желающим воспользоваться узкоколейкой в своих корыстных целях? Почему не сделать дополнительные рейсы в пятницу и воскресенье, привязанные к приезду магистрального межобласного поезда Киев-Львов, обеспечив таким образом хотя бы на выходные, стабильный трафик пассажиров в направлении их мест поселений? Таким образом два рейса в 23 ночи, и в рано утром (и обратно) обеспечили бы более рентабельное существование системы.
Совсем недавно на узкоколейке основательно пришел в негодность тепловоз
ТУ2, после чего его пришлось отправить куда-то на ремонт, а его функцию выполняет
ТУ7, который сам планирует вот вот поломаться. В связи с этим вместо привычных семи дней, состав курсирует только три: среда, пятница и воскресенье. Я, в свою очередь не вооруженный этой информацией, посмел приехать в субботу, застав закрытые двери тепловозного и пассажирского депо... В итоге нагулял порядка 30+ км по лесам и полям, но это совсем другая история.
Посмотрим, что из себя сейчас представляет депо и окрестное хозяйство узкоколейки.
Приехав в 10-ть часов вечера, я спросил у дежурной по станции, во сколько отправляется "кукушка" (так местные зовут узкоколейку и курсирующий по ней состав). Ответ получил неоднозначный: "Завтра не курсує, приходьте у неділю"... Я бы и рад прийти, но я вот приехал, а завтра надо ехать обратно.
Озадаченный этой не очень хорошей новостью, шагая по шпалам, отправился в направлении леса с целью ночлега. Учитывая, что нахожусь я в полесье, лес долго искать себя не заставил.
Проснулся Я около 7ми утра, вокруг меня веял туман (сплю я по методу таежных охотников в ожидании встречи с медведем и волка, без палатки Оо).
Душевно, да..
Входящий светофор, управляется не автоматикой, а откуда-то от диспетчера.
Светофор говорит нам, что проезд запрещен. Но кому нас? здесь же никого нету!
В этом году золотая осень через чур золотая.
Путь лежал через леса, болота, леса, болота, и так порядка 14 км.
Сначала я подумал, что впереди горы, но нет…
Следы деяний бурштынокопальщиков. Кто не вкурсе, на Полесье на севере Ровенской области, в грунтах в изобилии водится янтарь. Янтарь - эт по русски, «бурштин» - по украински.
Добыча давно вышла за пределы дозволенного, и иногда наносит непоправимый экологический удар, по местной природе.
Был случай, когда местный рудокопы, перестарались, и случайно подкопали само полотно, что на некоторое время затруднило работу узкоколейки.
По всему маршруту есть обязательные остановки, и по требованию. Вот тут по требованию, даже платформа отсутствует. Ближайшее село от сюда в 3 км. Логистика - уровень бог.
Ну и переезд рядом с остановкой
Углубляясь в лес
И проводя перерыв на обед
Медленно, но уверенно держим путь обратно к станции.
Спустя Nх10-километров, выходим к перегрузке с широкой на узкую колею.
Перегрузка давно не работает, так как собственно и перегружать то нечего, но рельсы содержаться в относительно неплохом состоянии. Когда-то тут перегружали, рельсы, торф, грузы в сторону ебеней.
Справа горка, уходящая на гейт с широкой колеей.
Сюдой на вагонах привозили подвижной состав для узкоколейки.
Уклон тут ок. По состоянию видно, что новый подвижной состав заводили сюда давно...
Хозяйство путейщиков. Можно заметить новые шпалы. Дорогу обслуживают, и состояние у нее очень даже хорошее.
Главный входной светофор в лучах заходящего солнца и столетних дубов. Очень залипательное место.
Ну и стрелка уходящая в сторону перегрузочного терминала.
Далее располагается интересный артефакт, пересечение двух путей разной ширины. Широкая колея уходит на одно из предприятий Антоновки.
Но все таки светофор с дубами сложно обойти стороной…
В депо стоит грузовой состав, и до десятка пассажирских вагонов.
Грузовой состав грустит, но при этом, судя по колесам, на ходу.
Снегоуборочный прицеп. Хотелось бы увидеть его в действии, ради такого надо зимой прикатить, во время обильных снегопадов.
Прицеп стоит на разворотном треугольнике.
Прямо - локомотивное депо, справа мастерские.
Остатки крытого вагона, переоборудованного в сарай.
Ну и конечно основа парка - пассажирские вагоны. Все на ходу и работают. Вагоны не закрываются, в них можно свободно зайти и забичевать.
"Бурштиновий шлях" - это полуреализованный проект узкоколейки, направленный на популяризацию туризма в этих краях. В узких кругах, есть шутка про другой бурштыновый шлях, начинающиеся в Киеве, промежуточной станцией которого являются бурштыновые копальни, а финишем на заработках в Польше. Пусть успеха вообщем…
Салон вагона. Места мало, велосипед влезет с трудом.
Ну и ламповая схема путевого развития станции
Сам рабочий состав даже не загоняли на территорию депо. Стоит на подъезде к самой пассажирской станции. Во время маневров, сзади подъезжает локомотив и толкает его в сторону станции.
Собственно станция. Слева платформа узкой колеи, справа широкой.
А на этом пока все. Дальше планирую все таки застать рабочий состав, и проехаться по всему маршруту.
Приятного аппетита.
А если кратко! хотите чтоб УЖД имела спрос, едьте сюда с туристическими целями. Старт располагается здесь:
https://goo.gl/maps/rm7hDHDqfQL2 ;)