В прошлый раз я рассказала об известной теории мотивации, где мотивация - это результат умножения Ценности Результата на Уверенность в Успехе.
И далее я написала подробно о составляющих первого множителя - Ценности Результата.
https://desp-immigrant.livejournal.com/330980.html Сегодня же я начну рассказывать о втором множителе - Уверенности в Успехе. Он еще чаще является демотиватором, чем фактор Ценность Результата, но он также лучше поддается корректировке, и поэтому постов об этом будет несколько.
На обывательском уровне бОльшая часть проблемы с "Уверенностью в Успехе" сводятся к голосу той самой уточки из анекдота "Ну конеееечно, у вас-то то-то и то-то, а вот у меня-то так-то и так-то и поэтому я не смогу..." А решение состоит в том, чтобы послать свою Внутреннюю Уточку, совершенно верно, на х...й. И сделать это должен не кто иной как ваш же внутренний Лебедь. В некоторых версиях Гусь. Это неважно, главное чтоб на юг мог полететь.
А теперь посмотрим как это все выглядит на уровне, ну может не прямо таки уже сугубо научном, но хотя бы методическо-педагогическом.
Уверенность в Успехе имеет следующие слои:
1.Вера в то, что в принципе, каждый человек который прилагает усилия в этом предмете, достигает успеха
2.Уверенность в том, что вы лично, приложив усилия к этому предмету, достигнете успеха
3.Уверенность в том, что у вас есть контроль над ситуациями собственных успехов или неудач в этом предмете
Обращаю ваше внимание на то, что если вам кажется что эти установки противоречат некоторым направлениям популярной психологии или вашему циничному здравому смыслу, то вспомните, что этот пост, как и предыдущий - о мотивации к учебе, то есть изучению новых предметов, овладению новыми навыками. И наоборот, если в каких-то пунктах написанное здесь кажется применимым и к таким областям как похудение, карьера, бизнес и устройство личной жизни, то замечательно, но это только частичное совпадение. Многие другие пункты подходят все-таки только к учебе. Но там они как раз работают.
Кроме того, напоминаю, что эти посты - в первую очередь о том, как поддерживать на хорошем уровне свою мотивацию к изучению премета, а не о том, как со 100% вероятностью добиться в этом предмете самых лучших результатов результатов из всех возможных. Разумеется, учеба - тема “холистическая”, и полностью сепарировать мотивацию от всего остального невозможно, но все-таки напомню, что мотивация - это в первую очередь про “топливо”: где его достать, как “заправляться”, как не перерасходовать, в таком духе. А как лететь, по какому маршруту и как сделать так чтоб точно прилететь - это другая часть вопроса. И об этом у меня есть мои посты по тэгу “училковое”. (И у других замечательных авторов есть масса постов и текстов в ЖЖ и много где еще )
Успех гарантирован каждому: фантастика или реальность?
Первый слой - самый общий. Можно представить его как фундамент, а можно как “зонтик” сверху, кому как. Это слой - убежденность “студента” в том, что добиться прекрасных результатов/знаний/навыков в этом конкретном предмете в принципе реально. Не конкретно лично ему, а вообще среднестатистическому кому-то. Степень вероятности этого рознится от предмета к предмету. Практически все, кто когда-либо учился ездить на велосипеде, теперь умеют ездить на велосипеде и, даже не катаясь несколько нет, легко этот навык вспомнят. Но далеко не все, кто когда-либо учился играть на музыкальном инструменте, могут с лету сыграть Wonderwall или “К Элизе”. Тем более далеко не все умеющие держаться на коньках готовы участвовать в чемпионате по фигурному катанию.
Казалось бы, языки - предмет очень распространенный, в мире огромное количеством успешно освоивших его людей. Однако же, убежденность в том, что хотя бы один иностранный язык любой человек в состоянии выучить, и выучить хорошо, сильно зависит от региона. То, что абсолютно очевидно жителям скандинавских стран или, например, швейцарцам, оказывается гораздо менее очевидным коренным жителям США и Великобритании. Россияне тут наверное где-то посредине.
Что делать человеку, которому язык понадобился, но в чьем окружении, от ближайшего до дальнего, примеров успешного владения иностранным языком почти нет?
У некоторых есть уже готовый ответ: надо найти себе где-то еще ролевые модели, которые будут вдохновлять, побуждать примером, светить путеводной звездой и так далее.
Вот например, на TED Talks есть как минумум дюжина полиглотов, слушай и вдохновляйся.
Тут я должна сказать что при всей моей любви и бесконечном интересе к полиглотам, польза от полиглотских ТедТолков для начинающего и неуверенного во всем и в себе студента - это еще бабушка надвое сказала. Я не случайно написала выше про “среднестатистического” кого-то. Человек, начинающий что-то совсем для себя новое, ассоциирует себя скорее с уточкой чем с лебедем, то есть со среднестатистическим изучающим, а не с гением или асом. И вот тут он смотрит ролик, в котором гоголем выходит на телдтоковскую сцену эдакий Вася Пупкин, или скорее Бен Пупкинс и говорит: “Всем хеллоу, я знаю в совершенстве 25 языков!”. Образ “среднестатитстического” уже разнесен в щепки. Но это бы еще ладно, но то, что делает Бен Пупкинс после этого, еще хуже. Бен Пупкинс говорит “Сейчас я расскажу вам почему миллионы людей по всему миру учат языки годами и ничего не знают, и почему большинство методов обучения не работают”.
Вообще-то специалисту тут сразу становится ясно, что Бен Пупкинс в этот момент действует не в ваших интересах - рассказать вам как эффективно учиться - а в своих собственных коммерческих. Потому что раскрутившийся до уровня ТедТолков полиглот - это свой собственный маркетолог, которому нужно продвигать свой “уникальный метод”, или свою школу, или свой сайт, или книгу свою, а ради себя любимого все средства хороши, от легкого передергивания то наглого вранья. Но это ускользает от внимания очень многих слушателей, а вот что остается - это следующий факт: некий очень способный к языкам гусь человек выучил 25 языков, и при этом миллионы таких уточек как я не выучили ничего за много лет и большинство методов обучения не работают!
Что методист вроде меня может противопоставить Бену Пупкинсу? Ну, можно начать с просмотра статистики - сколько людей в мире пользуются по крайней мере двумя языками - родным и языком межнационального общения. В роли второго может быть хоть русский хоть французский, хоть урду, хоть суахили и так далее. При этом во многих таких странах (например, на африканском континенте) система образования не самого высокого качества. Если тут Внутренняя Уточка затянет "ну конееееечно, так они же с детства учили", то посмотрите на то сколько людей по всему миру пользуются английским по работе, для деловых переговоров, по специальности - и ведь не в младшей же школе же они выучили как вести переговоры? Что, они все такие гениальные? Конечно же нет. Они это выучили, потому что большинство современных методов обучения языкам работают. ( Хуже всего, кстати, работают как раз те методы, которые заявляют, что не работает никакой другой, кроме их собственного, уникального. Как услышите такое - хватайтесь за карман, берегите ваши денежки. Я про эволюцию методов обучения языкам написала несколько постов, рекомендую к прочтению, многое прояснится, и разводки и втюхивание чудо-методов станут намного понятнее )
С другой стороны, если человек себя не ассоциирует с уточкой среднестатистически обучающимся, - например, он уже далеко не новичок в этом предмете, или он просто по жизни уверен в своей опупительности во всем за что берется, то для мотивации это самое то, для такого человека Бены Пупкинсы не только не страшны, а вполне даже и вдохновительны. Поэтому пусть выходят и вещают. Разрешаю. :)
Следующий пост будет про второй слой: Уверенность в том, что вы лично, приложив усилия, достигнете успеха. Там надеюсь дать несколько конкретных стратегий. Не пропустите.