Владимир Дергачев
Во время учебы в аспирантуре Московского университета моя семья некоторое время жила в коммунальной квартире на Арбате.
Подробно:
Москва - столица коммунистического бытаВ коммунальной квартире жили две дамы из дореволюционного прошлого. Одна девица (по её собственному утверждению), 84 лет, бывшая дворянка из рода ивановских миллионеров Гарелиных, владела до уплотнения в 20-х года всей квартирой. С удовольствием демонстрировала фотографию времен молодости, на которой была изображена с испанским тореадором. Как утверждала, была любовницей великого русского шахматиста Алехина и будущего короля Испании Альфонса XIII. Как дама умудрилась одновременно быть любовницей и девицей, навсегда останется тайной. При советской власти работала в Музеи западного изобразительного искусства, написала монографию по американскому искусству, но которая не была опубликована.
У неё я приобрел два потрепанных временем выпуска книги Викентия Вересаева «Пушкин в жизни». Причём первый выпуск был 1927 года издания, а второй выпуск - 1926 года. Первое издание издательства «Недра» тиражом в 4 тысячи экземпляров было моментально раскуплено преимущественно впечатлительными дамами и уже в 1927 году осуществили второе издание (существенно дополненное) тем же тиражом. Хозяйке этой книги вначале достался второй выпуск, а через год она приобрела первый выпуск. Книгу я со временем реставрировал, и она была помещен в твердый переплет.
***
Русский и советский писатель Викентий Викетьевич Вересаев (настоящая фамилия - Смидович) (1867 - 1945) родился в Туле в семье врача. В 1888 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и в 1894 году - медицинский факультет Дерптского университета (ныне Тартуский университет, Эстония). Затем жил и трудился в Петербурге и Москве, участвовал в литературном кружке легальных марксистов
(Струве, Туган-Барановский и другие). Всероссийская известность к Вересаеву пришла после издания в журнале «Мир Божий» «Записок врача» (1901, одиннадцать изданий до 1927 года).
В качестве военврача принимал участие в русско-японской войне 1905 года. В 1910 году путешествует в Грецию и увлекается древнегреческой литературой. Его перевод на русский язык «Илиады» признан наиболее удачным и неоднократно переиздавался. В 1919 году Вересаев становится последним лауреатом самой престижной литературной Пушкинской премии (за переводы поэм древнегреческого поэта Гесиода). После Октябрьской революции писатель живет преимущественно в Крыму в Коктебеле.
Я не поклонник литературного творчества Вересаева. Как отмечают критики, писатель не обладал выдающимся художественным мастерством, но подкупал читателя реалистичным и правдивым отражением действительности.
В молодости меня привлекала «люди двадцатых годов» 19 века, включая жизнеописания декабристов и Александра Пушкина. Тогда я впервые обнаружил произведение Вересаева под названием «Пушкин в жизни (Систематический свод подлинных свидетельств современников)». В 60-70-е годы эта книга была большим дефицитом, так как не издавалась с конца 20-х годов.
Первые два выпуска книги Вересаева «Пушкин в жизни» появились в московском издательстве «Недра» в 1926 году, выпуски 3 и 4 - в 1927 году.
***
Труд «Пушкин в жизни» впервые издан в эпоху Новой экономической политики (НЭПа) и восторженно был встречен публикой. Разбогатевшие нэпманы (мелкие буржуа) не были озабочены романтическим революционным духом. В свободное от бизнеса время они вели разгульную жизнь в кабаре и пели «Мурку». И в биографии великих поэтов их интересовало не творчество, а «жареные факты», интимные подробности. А здесь, вдруг, публика узнает, то, что давно было известно пушкинистам. В обыденной жизни и переписке с близкими друзьями великий поэт использовал ненормативные возможности великого и могучего русского языка.
Одновременно в столичных литературных кругах развернулась дискуссия о допустимости разделять творчество поэта и его частную жизнь. Человек как существо социальное существует в многомерном пространстве языка. И то, что недопустимо в пространстве общественной жизни, оказывается логичным при диалоге в частной жизни.
У каждого человека есть круг близких (интимных) друзей. Например, у Александра Пушкина среди них числились Петр Вяземский и Сергей Соболевский. Не мог им Пушкин написать о встречи с Анной Керна «Я помню чудное мгновение». Это был поэтический образ свидания поэта с молодой привлекательной женщиной. Использование этого оборота в письме друзьям выглядело бы фальшиво. Поэтому Пушкин выразился прямолинейно с помощью возможностей великого и могучего русского языка.
Во время НЭПа оказался востребован жанр о великих писателях и поэтах в жизни. Вересаев после первого успеха на этом поприще написал «Гоголь в жизни», в 1929 году под редакцией Б.М. Эйхенбаума издаётся сборник «Молодой Толстой в записях современников». Юрий Тынянов пишет роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1929) не о творчестве Александра Грибоедова, а о его дипломатическом поприще и о поэте в повседневной жизни.
В пушкиноведении 20-х годов развернулась острая полемика между Ходасевичем и Вересаевым об «автобиографичности Пушкина». Вересаев защищал свой тезис о разобщенности бытия - поразительном несоответствии между человеком в поэзии и повседневной жизни.
Владислав Ходасевич Пушкин в жизни (дайджест статьи)
[1] Пушкин всегда возбуждал и будет возбуждать интерес не только как поэт, но и как человек. Это оправдывается всем: и значением Пушкина, одного из величайших людей России, и резким своеобразием его житейского облика, и (главное) тем, что его жизнь чрезвычайно тесно и слитно связана с творчеством. Потому-то едва ли не каждый исследователь, желавший уяснить себе творчество Пушкина, в конце концов, фатально становился, хотя бы отчасти, - его биографом…
Передо мной - книга, составленная Вересаевым и озаглавленная "Пушкин в жизни". Вересаев говорит в предисловии, что его книга возникла случайно. Заинтересовавшись Пушкиным как живым человеком, "во всех подробностях и мелочах его живых проявлений", Вересаев стал в течение ряда лет делать "из первоисточников выписки, касавшиеся Пушкина, его настроений, привычек, наружности и пр.". И вот однажды, просматривая накопившийся материал, Вересаев "неожиданно увидел", что перед ним - "оригинальнейшая и увлекательнейшая книга", "в которой Пушкин встает совершенно как живой". И эту книгу Вересаев напечатал. Тут и лежит его основная ошибка. Оторванный от своего творчества, состоящий только из "характера, настроений, наружности, одежды", воспроизведенных по противоречивым, часто лживым, а еще чаще - близоруким записям современников, - Пушкин встает в этой книге вовсе не "совершенно как живой", а, напротив, - совершенно как мертвый. Пушкин без творчества - живой труп. Никакие "настроения" и "привычки", так же как "одежда", не возместят отсутствие того, что было в нем главное и чем только он, в сущности, любопытен: его творческой личности.
Но именно обезличение как будто особенно и пленило Вересаева. Откинув творчество от Пушкина, он с каким-то особенным удовольствием обращается к дикой возможности: выкинуть творческое начало и из своей книги, самого себя совершенно затушевать, стереть, уничтожить. Скромно заметив, что книга его "не сможет заменить настоящей биографии Пушкина".
Мечтая о какой-то странной биографии Пушкина, из которой авторская мысль была бы вытравлена, Вересаев остался верен этому принципу и по отношению к самому себе. Предлагая читателю сводку всего дошедшего до нас о Пушкине, он заявляет: "Критическое отсеивание материала противоречило бы самой задаче этой книги".
Таким образом, книга его стала грудой свидетельств, расположенных в хронологическом порядке (приблизительно), но критически не освещенных и не проверенных. Тут в одну кучу смешано важное и пустячное, точное и перепутанное, достоверное и явно ложное, умное и глупое.
Иногда он все же прибегает к свидетельствам самого Пушкина - из его дневников, биографических заметок и писем. Но этот материал использован с непостижимой скупостью: едва ли не в любом письме Пушкина, помимо отрывков, приведенных Вересаевым, имеется еще такой же материал, им откинутый.
Я мог бы привести … длинный список несуразностей, допущенных Вересаевым, - но не в них дело. Самое примечательное в его книге - это ее метод, возникший из неестественного желания представить Пушкина - без творчества, а биографа лишить права на критическую обработку материала. Самое это желание, пожалуй, довольно характерно для умственных течений, насаждаемых сейчас в России господствующей партией.
***
После свёртывания НЭПа правящая партия прекратила дискуссии, и Александр Пушкин был назначен главной иконой русской классической литераторы. И в этом божественном образе не допускались подробности личной жизни поэта. 10 февраля 1937 года главный орган коммунистической партии газета «Правда» посвятила четыре первых страницы из шести Александру Пушкину. На первой странице был помещен большой портрет поэта, а на последней - фотография главного труженика сталинских репрессий Николая Ежова с пограничниками. Номер «Правды» был посвящен «100-летию со дня трагической смерти величайшего русского поэта, создателя русского литературного языка, гения мировой литературы».
В современной России «Пушкин в жизни» - самое издаваемое произведение Вересаева. Новое буржуа, как и в период НЭПа, больше привлекает не творчество писателей и поэтов, а «жареные» факты из их биографии.
***
В постсоветской России вновь, как и в 20-е годы, возобновилась дискуссия о допустимости использования ненормативной лексики великого и могучего русского языка. 1 июля 2014 года в России вступили в силу закон о запрете мата, точнее - поправки к закону «О государственном языке», запрещающие использовать мат в музыке, кино, литературе и театре.
Наиболее образно это достижение российских депутатов о запрете мата, вместо создания социальной среди, где нет места мату, прокомментировал российский поэт Дмитрий Быков, задавший вопрос - Когда Вы идете по улице, и на Вас падает кирпич, что Вы говорите: «Я помню чудно мгновение!»?
Во время дискуссий о мате в социальных сетях было выложено следующий пост:
***
В 1943 году Вересаев незадолго до смерти (1945) получает Сталинскую премию первой степени за 1942 год - «за многолетние выдающиеся достижения в области литературы». Премия была приурочена к 75-летию писателя, уже обладавшего самой престижной литературной Пушкинской премией, учрежденной в Российской империи. Называют и другую причину. Вересаев в своих произведениях, начиная с «Записок врача», выступал против медицинских экспериментов на людях. Эта проблема приобрела актуальность во время Второй мировой войны в связи с чудовищными экспериментами нацистов.
Ландшафты литературы
Анна Ахматова. Парящая в небесах Николай Гумилев. Конкистадор истоков человеческой природы Николай Заболоцкий. Поэт философской лирики Иван Бунин. Певец пограничья природы Темные аллеи души человеческой Максим Горький. Писатель, купленный любовью народа «Пушкин в жизни» и ненормативная лексика великого и могучего русского языка Велимир Хлебников. «Колумб новых поэтических материков». Председатель Земного шара Велимир Хлебников. Революционер литературы. Жизнь после смерти Юрий Тынянов. Прерванный полет Андрей Платонов. Мелиоратор сталинской эпохи. «Талантливый писатель, но сволочь» Павел Флоренский. Русский Леонардо да Винчи Ландшафты живописи
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем Борис Кустодиев. Самый жизнерадостный «богатырь русской живописи»,
прикованный недугом Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам Лондонская национальная галерея. Гимн английской лошади Дрезден. Дворец Цвингер. «Спящая Венера» и «Шоколадница» Ландшафты музыки
Государство создают Властитель и Песня «Нам песня строить и жить помогает…» Опера и балет. Могучий источник духовной энергии Мои звезды оперы и балета Ангел музыки. Сара Брайтман [1] По поводу книги В. В. Вересаева: Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Записная книжка. Статьи о русской поэзии. Литературная критика 1922--1939. -- М.: Согласие, 1996.