Было лень писать что-то про коронавирус, потому что сперва ничего нельзя было сказать уверенно, а потом стало слишком много всего, но мало что определённо. Однако, с чего-то надо начать.
Итак, в районе 20 февраля появились первые новости о том, что в Италии выявлен тяжелобольной COVID-19, а 21.02 начали умирать люди. Что моментально положило конец спекуляциям на тему специфически-китайского вируса. По новостям было ясно, что итальянцы было полностью захвачены врасплох, вирус уже какое-то время "в обороте" и успел очень прилично разойтись; вирус этот вне сомнений патогенен достаточно, чтобы вызывать тяжёлую болезнь и смерть. Поскольку заразность вируса была очевидна ранее, сомнения в способности Италии сдержать эпидемию были более чем обоснованными. Эти сомнения оправдались в полной мере.
Итальянский вирус сходу ужасал своей патогенностью: до половины выявленных вирусоносителей попадали в больницу и 10-15% в реанимацию; смертельные случаи с первого же дня посыпались один за другим. Через неделю заражённых КВ (коронавирус SARS-CoV-19) стали отлавливать в Германии, в том числе аналогичный итальянскому случай в провинции NRW - об эпидемии в районе узнали, когда в больницу привезли больного ковидом в тяжёлой острой форме (собственно, вирусное воспаление лёгких типа SARS, или, более обобщённо, ARDS), что указывало на необнаруженную активную эпидемию.
Итальянцы прохлопали и появление вируса, и противоэпидемические мероприятия, но в одном они оказались круче всех - с первых дней выдавали великолепную статистику, где, кроме не очень информативных данных о "заболевших" и "умерших", выдавали число проведенных тестов и разбивкой по тяжести протекания болезни: домашняя изоляция, госпитализация, реанимация, смерть, выздоровление. Количество тестов оказалось исключительно важной характеристикой, так как позволяло оценить статистическую значимость результатов в принципе. Я не знал, как выглядят тесты на вирус, но подозревал, что это посложней, чем "подуть" или "пописать". Так оно и оказалось: это лабораторный тест, недешёвый и требующий времени; способность той или иной системы здравоохранения выполнять эти тесты далеко не бесконечна и не может быть быстро увеличена. Так, в начале эпидемии Италия производила порядка 2 тыс. тестов в сутки; Германия имела со старта возможность до 13 тыс. тестов в сутки; Южная Корея в ходе своей успешно подавленной вспышки тестировала до 12 тыс. чел. в день. В ряде стран возможности тестировать на КВ не было вообще, а в других крайне ограничена (США, например). Способность тестировать обеспечивает возможность выявлять и изолировать вирусоносителей в кругу общения уже известных больных, что, при достаточной интенсивности, позволяет локализовать и задавить инфекицонный очаг, как это удалось в Южной Корее. Италия с самого начала такой возможности не имела, тестирование было ограничено в основном уже заболевшими и, с учётом огромного скрытого периода при заражении КВ, страна была обречена на эпидемию.
Уже в этот период начала проявляться огромная разница между показателями Германии и Италии: если в Италии умирал чуть ли не каждый двадцатый пациент с ковидом, то в Германии соотношение было 1:400...500. Однако и разница в методах была огромная: имея гораздо большую способность тестировать, немцы тестировали всех контактировавших с выявленными пациентами и рано локализовывали вирусоносителей. Никто не знает точно, сколько тестов на сегодня произвела Германия, но я слышал, что на уровне 20 выявленных вирусоносителей (10 марта) только в Райнланд-Пфальц делалось порядка тысячи тестов, половина от всех итальянских на тот момент. Сегодня в Германии выявлено свыше 5800 вирусоносителей, при этом 12 человек умерло; для сравнения, в Италии при 5800 выявленных умерло уже 233 (!!!) человека (это было 7.03); а когда у них было уже 12 погибших, там было выявлено всего 400 заражённых (26 февраля). Поэтому у меня наступает нервный тик, когда я вижу наложенные на один график цифры вирусоносителей в Германии и Италии с выводом, что Германия отстаёт от Италии на пару дней. Это вообще чистой воды дезинформация - Германия отстаёт недели на две-три, а причиной разницы в смертности является просто-напросто то, что итальянцы диагностировали хорошо если 10% всех имеющихся вирусоносителей! А остальные ходят свободно!
В этом смысле есть очень хорошая статья, расставляющая всё на свои места:
оригинал русский перевод украинский перевод. На этом месте у меня упала пелена с глаз, и я понял, что в большинстве стран Европы идёт неуправляемое распространение вируса и мы находимся в начале абсолютно неизбежной большой эпидемии - масса стран имеют соотношение выявленных к умершим на уровне 1:50, а это значит, что остальные ~450 где-то ходят и реальных носителей уже десятки тысяч. Как правило можно принять, что один умерший сегодня означает наличие ~200 заражённых 2 недели назад, и не менее 500 сегодня. Если в какой-то местности появился умерший либо тяжелобольной, то это означает, что эпидемия уже давно идёт, заражены сотни людей и нужно объявлять карантин прямо сейчас.
Здесь следует понять такие вещи:
- Коронавирус исключительно заразен и, при отсутствии иммунитета скрыться от него невозможно. Нет такого варианта "уберечься от заражения". До двух третей населения должны поиметь контакт с вирусом (это не обязательно значит заболеть!), и только тогда всё закончится. Как и с любым достаточно контагиозным вирусом, им переболеют рано или поздно все, у кого нет иммунитета. Вопрос состоит лишь в том - как тяжело?
- Предотвратить эпидемию невозможно, её можно спустить на тормозах, и единственное, что в силах правительства - с какой силой жать на тормоза. Больницы не зря готовят к наплыву. Наплыв будет, независимо от карантина. Карантин сильно поможет снизить мощность наплыва;
- Темпы "прироста заболеваний" по странам сильно зависит от их способности тестировать. Для получения более-менее реальной картины, надо смотреть на темпы прироста умерших, и на соотношение диагнозов/смертей. Оно должно быть ~1:200...500, тогда цифрам выявленных можно как-то доверять.
Почему важно "спустить эпидемию на тормозах", предотвратить массовость и единовременность распространения вируса?
Всё нижеизложенное есть моя гипотеза.Тем временем выяснилось, что я всё правильно сообразил и профильные учёные тоже так считают.
Чем выше "вирусный фон" вокруг каждого отдельного человека, чем большим количеством вируса заражается человек, тем тяжелее он перенесёт заболевание. Заражение вирусом и поражение им клеток - не мгновенный процесс. Иммунитет начинает действовать, как только начинается заражение, и ему тоже нужно время на реакцию. Здесь среди прочего важно, сколько вируса попало в организм изначально. Чем больше - тем быстрее он размножается и опережает иммунную реакцию. Если же иммунная реакция опережает вирус - вирус нейтрализуется до появления/обострения болезни. Разумеется, здесь играет роль ещё насколько именно этот человек подвержен поражению именно этим вирусом, это тоже вне сомнения неоднородно; но на это сам человек повлиять не в силах.
На сегодня, среди смертельно поражённых почти исключительно пожилые люди старше 60 со слабым здоровьем. Однако, имеются случаи тяжёлого заболевания и молодых людей. В принципе, нельзя исключить вспышки более патогенного штамма, который будет не настолько разборчив. Но вероятность этого мне не кажется большой. Исходя из имеющейся статистики, я бы оценил смертность от вируса в Европе приблизительно 1-5 человек на тысячу контактировавших с КВ. Нельзя также исключить, что эпидемия сойдёт на нет до (явного) заражения большинства населения - мне это даже представляется наиболее вероятным сценарием, но здесь я стопроцентно гадаю.
Это и есть та самая эпидемия, которой нас всех
пугали. Уменьшайте свой потенциальный контакт с вирусом. Не лезьте в толпу. Простудились - не ходите никуда. Лечитесь. Берегите стариков. Опасность очень реальна.