Памяти графа Гейдена в Глубоком и сельской школы в Звонах

Mar 15, 2016 10:32




Исходя из названия поста, речь в сегодняшнем репортаже пойдёт об интересностях, совершено различных как по тематике, так и по эпохе. Этими, по сути, не шибко примечательными объектами, посещёнными нами в Опочецком районе Псковской области, стали - усадьба графа Гейдена (в прошлом имение князя М.А. Дондукова-Корсакова) на берегу озера Глубокого и безымянная сельская школа в деревне Звоны. Общее у них лишь то, что графские руины, что сельская школа пребывают нынче в забвении и в скором времени исчезнут окончательно, оставив о себе лишь память.
P.S. Поскольку оба места не блещут высокохудожественными видами, отчёт снабдил краеведческим материалом и пикантными подробностями касаемо усадьбы Глубокое и животрепещущей темой относительно закрытия школьных учреждений.




Третий день псковского путешествия был разнообразен как на объекты, так и на изменчивость погоды, вносившую буквально каждую минуту сюрпризы - то чистое голубое небо, то вдруг его застилала серая пелена и тут же начинался сильнейший снегопад. И вот, выдвигаясь из бывшего вербиловского монастыря, в советские годы служившего психиатрической клиникой (отчёт « Катамнез из Вербилово»), по пути в усадьбу Глубокое нас как раз застигла одна из таких снежных метель.



Через 30 км прибываем в деревню Глубокое, расположенную на берегу одноимённого озера. Упоминания о селении встречаются в писцовой книге 1585-1587 гг.. Первыми владельцами имения были Разумовские, затем - В.В. Чичагов, сын известного мореплавателя, адмирала В.Я. Чичагова. В ту пору губернию сотрясали крестьянские волнения. Из докладной генерал-губернатора Ф. Паулуччи: «Генерал-майор Чичагов купил в 1824 г. в Опочецком уезде Псковской губ. поместье; крестьяне, недовольные его управлением, взволновались, и пять человек из них отправились в С.Петербург с просьбой. Дело рассматриваемо было в комитете гг. министров, и хотя по высочайше утвержденному положению оного поведено было дать им полицейское наказание и возвратить в вотчину, но г. Чичагов, основываясь на высочайше утвержденном мнении Государственного Совета от 3 марта 1822 г., сослал одного из сих просителей, у которого было семейство, в Сибирь...». Вероятно, последующее недовольство со стороны крестьян, вынудило Чиганова продать имение. И в 1830 г. Глубокое приобретает небезызвестный князь М.А. Дондуков-Корсаков - российский деятель, трудившийся в области народного просвещения, попечитель СПб учебного округа и председатель цензурного комитета.


А. Я. Волосков «Вид имения Глубокое». 1844 г.

Мы же возвращаемся в наше время и приступаем к исследованию сохранившихся дореволюционных достопримечательностей Глубокого. Впрочем, не оставляем без внимания и советские интересности, в виде представшего на горе Дома Культуры.






Замечу, что население Глубокого в советское время насчитывало порядка 3000 жителей, но за последние 20 лет численность сократилась настолько, что к 2013 г. составила всего 346 человек. Одним словом, следуя тенденциям нашего времени, некогда крупный посёлок превращается в полуживую деревеньку, оживающую лишь в дачный период. А месторасположение тут потрясающее - селение раскинулось буквально на берегу красивейшего озера (правда, сию красоту в наш приезд оценить не удалось). Здешнее ледниковое озеро, наибольшая глубина которого 36 м, является самым глубоким озером Псковской области. В 1950-1960-е в воды озера был запущен угорь, который прижился и встречался в последующих уловах. А на одной из главных улиц нас встречает местный сорванец.



Стрижки в Глубоком нынче не делают. А судя по доске объявлений и кино больше не крутят.



В очередной раз обратил внимание о неславянских корнях именитых российских фамилий. Род князей Дондуковых-Корсаковых вёл свою родословную от калмыцкого хана Дондук-Омбо и его жены, кабардинки Джан. Выйдя в 1861 г. в отставку, М.А. Дондуков-Корсаков поселился в Глубоком и приступил к обустройству усадьбы. Вначале был построен небольшой одноэтажный деревянный дом, затем поблизости другой, позднее их соединили гостиной и надстроили второй этаж. В центре села возвышалась стеклянная оранжерея, где росли апельсиновые, лимонные деревья и другие экзотические растения. На мысах и заливах озера были возведены руины греческих храмов. Каждый мыс получил своё название: Матапан, Акритас, Сунион... В 1869 г. усадьба в качестве приданного досталась младшей дочери Дондукова-Корсакова - княжне Софье Михайловне, вышедшей замуж за графа П.А. Гейдена. Пётр Александрович Гейден - личность в России широко известная: занимал должности гласного псковского губернского земства, опочецкого уездного предводителя дворянства и др.; впоследствии - тайный советник, депутат 1-й Государственной Думы.



Пожалуй главная интересность Глубокого времён Гейдена - здание торговых лавок.






Гейден в основном жил в Петербурге, но подолгу гостил и в своём псковском имении. Здесь он занялся сельским хозяйством, стремясь предельно улучшить его. Всё было поставлено на рациональную основу: из Европы выписывались сельхозмашины, нанимались зарубежные специалисты. Гордостью стало племенное стадо английских дойных коров. Из дикого камня и красного кирпича, производимого здесь же, возводились служебные и хозяйственные постройки: конюшня, скотный двор, амбары, маслобойня, фанерная мануфактура и винокуренный заводы. В селе были открыты почта и торговые лавки. Центром усадьбы был двухэтажный деревянный дом, вокруг которого раскинулся обширный парк. К сожалению, барский дом не сохранился. После революции 1917 г. в нём разместился приют для сирот, а в 1929 г. дом сгорел.






Ещё одна из сохранившихся усадебных построек - огромное здание, скорее всего, каретного двора.






В 2003 г. усилиями партии «Союз правых сил» на здании почты была открыта мемориальная доска, посвященная П.А. Гейдену. Но вот прошло 13 лет - и никакого возрождения просвещённого консервативного либерализма ни в стране, ни в Псковской области не происходит и в помине. Вместо этого мы видим неуклонный регресс на всех направлениях производственной и общественной жизни. Продолжается и нарастающее запустение Глубокого - замирание хозяйственной жизни.






Огибаем руины винокуренного завода, функционировавшего в советское время как спиртзавод.



Заглянув внутрь разрушенной постройки, случайно наткнулся на ещё один экземпляр для моей кирпичной коллекции.



Им стал прибывший издалека огнеупрный кирпич с клеймом «Речица». В 1897 г. дворянином В.Д. Коссаковским в деревне Речице Жиздринского уезда Калужской губернии был построен завод огнеупорного кирпича, просуществоваший вплоть до 1961 года.



Небольшое занимательное отступление. Всем известная пушкинская эпиграмма - «В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому что ж... есть» - посвящена именно "нашему" владельцу Глубокого М.А. Дондукову-Корсакову. Современники подозревали, что неожиданная карьера Дондукова связана с тем, что тот в молодости находился в гомосексуальной связи с министром народного просвещения Уваровым, который любил красивого, но не очень большого ума, князя Михаила Дондукова-Корсакова и сумел назначить его вице-президентом Императорской АН, а также устроить на должность ректора СПб университета. Отсутствие у того каких-либо профессиональных способностей было настолько очевидно, что послужило для ряда поэтов, включая Пушкина, поводом к едким эпиграммам. Относясь отрицательно к связи между Уваровым и Дондуковым, А.С. Пушкин писал о гомосексуализме Ф. Вигелю, градоначальнику Керчи, а впоследствии вице-губернатору Бессарабии. Вигель, известный своими посмертно опубликованными мемуарами (с открытым описанием его половых склонностей), дружил с Пушкиным во времена бессарабской ссылки последнего. Как и в Европе, гомосексуальные отношения шире всего были распространены в закрытых учебных заведениях - Пажеском корпусе, кадетских корпусах, юнкерских училищах и т.д. Поскольку явление было массовым, воспитанники воспринимали его спокойно и весело, посвящая ему множество похабных шуточных стихотворений. Менее благожелательно о гомосексуальной любви писал в своих юнкерских стихотворениях М.Ю. Лермонтов. Эти произведения не включаются в полные собрания сочинений, но они неоднократно печатались в России и заграницей. "Голубой" теме духовной царской России посвящено достаточно статей, потому углубляться не стану.






Петр Александрович Гейден умер в 1907 г., председательствуя на одном из земско-городских съездов. Несмотря на то что граф умер в Москве, похоронен он был в своём имении, в склепе у Казанской церкви. Усадебную церковь, выстроенную «тщанием князя А.М. Дондукова-Корсакова» в 1853 г., ныне пребывающую в сильно руинированном состоянии и полностью поглощённую лесными зарослями, посещать мы не стали. Итересно, что в первую годовщину смерти П.А. Гейдана Глубокое посетил сам П.А. Столыпин. У подножья же кладбищенского холма сохранилась просвирня - псевдоготическое здание, 1880 года. Не знаю, кому пришла в голову мысль закрасить фасады здания, стены которого выложены из дикого камня, как и другие кирпично-валунные постройки усадьбы.






Из положительного момента под конец посещения деревни, мы увидели монументальное трёхэтажное здание школы. При чём построенного по одному проекту со школой в Башово, представленной мною в этом отчёте. Ну, а мы, при вновь выглянувшем солнышке, лесной дорогой направляемся в сторону трассы Р-23...



... где выехав, сворачиваем на город Опочку (об этом замечательном городке у меня можно прочесть здесь). И по пути случайно заприметили, благо зелени не было, ещё одно заброшенное строение, коими, к сожалению, в наши дни Псковская область просто изобилует.



Продравшись сквозь ряд густых веток, запечатлел явно советских годов некую постройку.



Обогнув оную, понял, что передо мною предстала очередная опустевшая сельская школа.



Эксперты отмечают, что количество «исчезнувших» в сёлах школ ставит под сомнение принятую «Концепцию устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 года». Одной из приоритетных задач которой значится «стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность». Хотя фактически идея закрытия малокомплектных сельских школ исходит от Министерства образования и науки РФ. Волна закрытий началась с Постановления Правительства РФ от 17.12.2001 г. «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». Основной причиной закрытия послужило так называемое нормативно-подушевое финансирование, когда деньги школе выделяются в зависимости от числа учеников. Маленькие школы в таких условиях становятся невыгодными и их ликвидируют.



По соседству со школой расположено небольшое одноэтажное здание, предположительно, служившее складом школьного инвентаря. А может и мастерские какие тут были, а может и спротзал - за давностью посещения уж не припомню.



Усилившийся снегопад не оставлял ничего иного, как забраться внутрь полукаменного двухэтажного дома.



Парадный вход здесь располагается сбоку и имеет подъезды на обе стороны.



Первым делом заглянул в пару помещений первого этажа.






Назначение сего зала с достоверностью не опознал, похоже на сцену актового зала. Однако точно понял - ничего интересного тут нет. В чём убедился, заглядывая в многочисленные пустые классы.



Дабы разнообразить монотонность и скудность интерьеров, приведу некоторые данные, над которыми стоило бы задуматься, коли не было так поздно. После распада Союза в России было закрыто более 20 тыс. сельских школ. Официальное количество школ опубликовано на сайте Федеральной службы государственной статистики. Согласно данным, на 2006 г. всего в России было 62 500 школ, из которых сельских - 40 700. На 2011 г. общее количество общеобразовательных учреждений снизилось до 50 тысяч, а в сёлах до 30 тыс. К 2015 г., согласно Росстату, общее количество школ уже 44 100. При чём пик закрытия школ пришёлся не на реформенные 1990-е года, а на период 2005 - 2010 гг., когда в стране закрылись 12 377 школ, из которых 10 089 (81,5%) - учреждения в сельской местности. Такие данные приводит Счётная палата РФ в докладе, опубликованном на официальном сайте.



Закончив осмотр пустых коробочек первого этажа, стал взбираться по красочно оформленной парадной лестнице на второй.






Кроме меня в этом немаленьком "особняке" гулял только ветер, шушра разбросанными то там, то здесь школьным тетрадочками.



Колоритная (насколько это возможно для простой селькой школы 1950-х годов) "парадная" второго этажа, с люком на чердак.



Судя по карнизу, окна для придания уюта прикрывались шторами.



Длиный коридор, скрипучие половицы и десятки открытых дверей.



Сельская школа России (28,8 % учащихся всей страны), отброшенная в результате тяжелого социально-экономического кризиса на несколько десятилетий назад, сегодня не в состоянии обеспечить своим выпускникам высокий уровень образования. В большинстве сельских школ за партами сидят не более 5-10 человек в классе, что делает их с точки зрения финансирования нерентабельными. В числе причин, характеризующих отставание школы от жизни, следует отметить отсутствие современной теории, отвечающей требованиям изменившегося общества и ориентирующей сельскую школу на решение новых практических задач. К тому же многочисленные нововведения, которые происходят сегодня в школе, не имеют под собой теоретической базы и нуждаются в фундаментальной научной поддержке, адекватной этим изменениям. Беспокойство у педагогов, психологов и родителей на селе вызывают такие факторы, как: низкая информационная насыщенность школ; отсутствие специальной литературы; низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи; недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей (основная масса сельских дошкольных учреждений давно закрыта); нет контроля за качеством образования и др.



Условия, конечно, у ребят были спартанские - отопление печное, нужник на улице. Но ведь ничего - учились.



Как видим, в 1999 году школьная жизнь, хоть и угасала, но ещё существовала.






Некоторые классы завалены учебной литературой и прочими пособиями.



Вот здесь, например, валяется никому в наше время ненужный и большинству молодёжи неизвестный портрет некоего учёного. На самом деле это, конечно же, известный даже нынешним лоботрясам портрет Исаака Ньютона.



А енто препарированный кролик, отчего-то синего окраса, видать, потому что мёртвый.



Homo sapiens в разрезе.



Благодаря нашим чиновникам, нашедшим лазейку в законе, школы закрывать стало гораздо проще. Согласно п. 5 ст. 34 федерального закона «Об образовании», ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей поселения. Но ни один сход не примет решение о закрытии школы, поэтому сельские школы сначала объявляют филиалами городских, а затем закрывают уже без согласия жителей.



Вообще бродить по пустым комнатам мне надоело и потому тем же длиннющим коридором покидаю школьное заведение.



Перед тем, выглянув в окно, для привлечения внимания машу рукой моему спутнику, как всегда, засевшему в машине для насыщения живота и обогрева плоти.



Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования России составляет 68,9% (почти 6 млн. детей). Однако уже понятно давно, что если исчезнет школа, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается школа, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что у них, как правило, есть дети. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Это касается и закрытия (отсутствия) больниц, фельдшерских пунктов, домов культуры и т.д. Что будет с теми населёнными пунктами, где всё это исчезнет? Впрочем, уже происходит потеря нашей национальной самобытности, но не грозит ли это и потерей бескрайних территорий России? В конце поста я дал подборку на отчёты по нескольким, из десятков виденных нами, заброшенным сельским школам.



Рядом находится небольшое кирпичное строение. Вот оно, по моему, точно служило столярной мастерской, хотя...



И последним в деревне Звоны (кстати, да - забыл упомянуть, что находились мы в деревеньке с красивым названием Звоны) засвидетельствовали очередную почтовую станцию. В 1836 г. между городами Невелем и Опочкой был учреждён почтовый тракт, оконченный строительством в 1848 г. Как правило, почтовые тракты разбивались на "прогоны" по 20-25 вёрст, на границах которых строились почтовые станции. Перед нами одна из таких - проекта 1843 г. третьего разряда с фасадом в "готическом стиле".


Датировка постройки этого здания, приблизительно, 1850-х годов. Прибежище для путников занимало весьма приличный участок земли, вдоль лицевой стороны которого располагался «Станционный дом», а симметрично по сторонам - двое ворот в ограде. В доме находились: четыре зала для приезжающих, квартира содержателя гостиницы, комната для записи подорожных и баня. А в здании служебно-хозяйственного назначения, что стояло тут же рядом, располагались: кухня, ретирада для ямщиков, комната станционного смотрителя, амбар и навес для экипажей. Замыкала двор длинная конюшня (на пару десятков лошадей).



Следущими пунктами в тот день стали усадьбы в Кошкино и Крулихино, о чём я поведаю в последующий постах.



При создании поста использованы следующие источники:
- Е. Селиверстов "Глубокое падение"
- Т.Н. Груздева "Владельцы имения Глубокое"
- "Опочка - уездный город"
- "Псковский Мир"
- О.М. Куценкова "Проблемы сельской малокомплектной школы и  пути их решения"
- Е.Сухова "Сёла остались без образования"
- История гомосексуализма в России

школа, 2015, Псковская область, заброшенные усадьбы, усадьба

Previous post Next post
Up