В джунглях Нижегородского Поволжья

Mar 19, 2016 10:42




Совершенно случайно обнаружил, что мною не был опубликован материал по целому пласту заброшенных церквей, посещённых нами ещё четыре года назад. Собственно, в моём журнале не шибко представлен период ранних путешествий (2009-2011 гг.), поскольку тогда мы только входили во вкус поездок и по большей части они были ограничены интересом лишь к пионерлагерям и церквям (усадьбы, а также историческая застройка городов и деревень появились позже). К тому же снимал я тогда на "мыльницу" и качество определённо оставляло желать лучшего, да и простора для творчества особо не было. Тем не менее я решил исправить хоть одну из многих неопубликованных позиций тех лет и сегодня представлю отчёт о путешествии по Нижегородскому Поволжью.






Маршрут в тот день пролёг вдоль левого берега Волги, от Нижнего Новгорода до Городца. Почти что все посещённые церкви находились в Городецком районе. Основан Городец, он же Городец Радилов, был в 1152-57 гг. Юрием Долгоруким, как крепость для защиты Северо-Восточной Руси от набегов волжско-камских булгар. По одной из легенд, здесь по дороге из Орды скончался Александр Невский. В XIX веке Городец был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село (с 1922 г. - город). Первым мы посетили деревянную церковь Вознесения Господня, построенную в 1703 г. в селе Зарубино (верх.фото). В декоре фасадов церкви черты барокко соседствуют с деталями, восходящими к русскому зодчеству XVII века.


Увы, объектив "мыльницы" не располагал возможностями для объёмных ракурсов и "захват" пространства был настолько мал, что запрятавшиеся среди зарослей деревьев и кладбищенских крестов церкви можно было фотографировать лишь вертикально. Что ещё раз подтвердило правильность выбора последующего фотоаппарата с широкоугольным объективом (в условиях джунглей и тесноты маленьких церквушек "ширик" незаменим). А по сему, из-за большинства вертикальных кадров, в данном посте решил сместить расположение фото, сделав их по центру, чтобы хоть как-то компенсировать скудность и однообразие ракурсов.


Скорее всего, в XIX веке детали наружного декора были расписаны разноцветными красками. С южной стороны фасад выцвел...



...а вот с северной ещё можно различить цветовую гамму.



Крыльцо тоже имело когда-то красочную палитру, а также и козырёк, ныне отсутствующий.



Интерьер церкви практически полностью утрачен. Лишь фрагментарно сохранилась настенная и купольная живопись.









Уже тогда храм рассыпался на глазах, каково его нынешнее состояние представить сложно. Меж тем покидаем опустевшую деревянную коробочку.


Взамен обветшавшей старой деревянной колокольни в конце XIX века выстроена новая каменная, в русском стиле.


Следующим в нашем маршруте стало село Кирюшино, а точнее храм Параскевы Пятницы, расположенный на территории сельского кладбища. В XVIII веке в Кирюшино стояли две деревянные церкви - тёплая Христорождественская, построенная в 1787 г., и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, 1762 года. Обе церкви к 1887 г. обветшали и через год была заложена новая. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей», одним из которых был купец Бугров, о чём свидетельствует полустёршаяся надпись на паперти. Окончена строительством кирпичная в псевдорусском стиле Пятницкая церковь была в 1897 году. Неоштукатуренные стены сохранили следы побелки. Когда-то храм, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами.



Внутрь попасть не удалось. На металлических дверях висит могучий чугунный замок года освящения главного престола церкви - 1898.



Церковь и прилегаю­щее к ней кладбище обнесены каменной оградой, на воротах которой восседает чёрная птица.



Следующим, опять же расположенном на кладбище, стал Казанский храм в селе Воронино.
Перед нами за деревьями спряталась большая кирпичная церковь в русско-византийском стиле, 1852 года постройки.



Наиболее выразительно выглядит шатровая колокольня.


На 1628 г. село Воронино называлось Макарьевское и было приписано к «государеву двору». Первый деревянный храм был во имя преп. Макария Желтоводского. В 1635 г. здесь числились два священника Иоаким и Никифор, а также псаломщик Мишка Кувардин. Когда было переименовано село не известно, но в 1800 г. уже имело название Воронин погост. Предположительно, Макарьевская церковь сгорела. А новый каменный храм был освящён уже в честь Казанской иконы Божьей Матери.


Оштукатуренные стены в своё время были побелены.


С трудом удаётся вырвать у зарослей фрагмент фасада.


Потому в основном я уделил внимание деталям.




И здесь деревянный навес крыльца утрачен.


Меж тем заходим внутрь, где из примечательного только вот эти весьма простенькие хоры.


Но главный сюрприз, настоящий при чём, ждал нас в трапезной.



Кровля давно уж обрушилась и внутри плодовито разрослись зелёные джунгли, придававшие месту особый колорит.



И вот, что нас удивило - то был первый и последний раз, когда мы увидели расписные деревянные столбы.


Лики Святых взирают на всяк входящего с двух на то время ещё сохранившихся колонн.


Бесспорно, уникальная находка. Жаль, что к настоящему времени, скорее всего, утраченная.


Главной целью поездки в Городецкий район был храмовый комплекс села Худяково с его двумя старинными деревянными храмами, в одном из которых уцелела удивительной сохранности и насыщенности роспись. Отчёт об этой замечательной живописи у меня опубликован был три года назад, вот в этом посте.



Давая ссылку на пост, понял, что о второй церкви отчёт так и не написал. Потому представлю сегодня. Рядышком с Троицкой церковью (верх.фото) находится Покровская церковь, 1779 года. Хорошо, что все эти, спрятавшиеся среди кустарников и молодой поросли, храмы посещали мы весною, ибо летом, по определению, постройки не заснять - настолько плотно древние памятники обступили лесные заросли. Внешне храм представляет из себя довольно-таки безликую коробочку.



Внутри так же без изысков и слишком уж аварийно опасно.



Опосля Худяково заехали в село Николо-Погост. Там опять наткнулись на кладбище...



...где расположена Скорбященская церковь, 1814 года. Но она столь не примечательна, что даже не стану представлять в своём отчёте. Лишь покажу одну из немногих уцелевших композиций интерьерной храмовой живописи (ниж.фото). Кроме Скорбященской церкви в Николо-Погосте расположен храмовый комплекс Владимирской и Преображенской церквей, но они отреставрированы и на тот момент не представляли для нас интереса.



Крайней точкой маршрута стала деревянная церковь в Богомолово, расположенная в 15 км от Городца и 75 км от Нижнего Новгорода.
Отчёт о памятнике деревянного зодчества - Никольском храме - представлен был у меня ещё три года назад здесь.



На обратном пути заприметили шатровую колокольню и шатровое венчание Рождественской церкви в селе Ступино.
Церковь Рождества Пр. Богородицы была построена в 1857-1867 гг..



И этот храм настолько плотно заслонили деревья, что с "мыльницей" можно было делать лишь вертикальные кадры.


Впечатляет мощный западный вход, как и весь объём храма выполненный в русском стиле.


Декор бокового входа также выдержан в русско-византийском стиле.


Интерьер утрачен тут полноcтью.


За исключением нескольких плохо сохранившихся фрагментов храмовой живописи.


Наибольший интерес в Ступино представлен изобилием старинных надгробий и памятных крестов: «Подъ симъ крестомъ покоится прахъ священника села Ступино Iоанна Соловьёва. Священнослуженiя его было 49 лет, всего житiя 62 года. Скончался 1882 года октября 22 дня и жены его Ольги Романовны житiя ея было 40 лет».


Фрагмент оформления одного из надгробных постаментов.



Рассказывая недавно про здешнее захоронение с душещипательной историей, я и вспомнил, что отчёт по этой поездке так и не был написан. Перед нами как раз та самая печальная надпись, повествующая об одновременной кончине молодой мамы и её маленького сына: «Подъ симъ крестомъ погребено тело рабы божией Елены Андреевны Числавской, скончавшейся 20 iюня 1905 года. житiя ея было 22 г. и 25 дней. Здесь же покоится сынъ ея Николай. Скончался 20 iю: 1905 года, житiя его было 1 м. и 20 дней». А это эпитафия, опубликованная в нижегородском некрологе: «Прости, любезная супруга. Почто оставила ты друга и дочь полутора ты лет и божий вольный свет. Иду незнаемый я путь, иду меж страха и надежды. Мой взор угас, остыла грудь, не внемлет слух, сомкнуты очи. Лежу безгласна, недвижима. Не слышу вашего рыданья и от кадила синий дым не мне струит благоуханье. Но вечным сном покоя сплю. Моя любовь не угасает и обо всех я вас молю, пусть каждый за меня взывает»



Запомнилось сразу несколько фамильных захоронений. Целый род упокился на местном кладбище: Иван Флегонтович Кузьмичёв (скон. в 27 лет, 1901 г.), Андрей Арефьевич Кузмичёв (скон. в 52 года, 1912 г.), Анастасия Ивановна Кузмичёва (скон. в 28 лет, 1888 г.) и Наталья Наумовна Кузьмичёва (скон. в 69 лет, 1912 г.). Долго искал кем же были эти Куз(ь)мичёвы и совершенно случайно, изучая становление валяльного промысла (изготовление валенок да сапог) в данном крае, выяснил, что в сер. XIX века в трёх верстах от Ступино, в деревне Першино, братьями Кузмичёвыми была открыта сапоговаляльная фабрика. В дальнейшем Кузмичёвы, наряду с более известным родом Смирновых, стали нижегородскими предпринимателями. Жаль, что память о них практически исчезла.


После Ступино мы перебазировались в Борский район. Бор - город на левом берегу Волги напротив Нижнего Новгорода. Известен как торгово-кустарное село с XIV века (с 1938 г. - город). А оказались мы в деревне Линдо-Пустынь, где расположена церковь Жён Мироносиц. Первый деревянный храм в селе упоминается под 1654 г., по ветхости которого в 1772 г. был возведён новый, так же из дерева. Каменный храм в русском стиле был выстроен в 1852 г. на средства нижегородского купца Митрофана Никаноровича Смирнова (как я предполагаю).


Шатровая колокольня - типичный представитель архитектурного воплощения звонниц этого края.


В 1827 г. Митрофан Смирнов основал валяльную фаб­рику в селе Неклюдово (в 5 верстах от Линдо-Пустыни). Впоследствии торговый дом «Митрофан Смирнов с сыновьями» - являлся самой крупной фирмой по продаже валенок на Всероссийской ежегодной Нижегородской ярмарке. Продукция его фабрики неоднократно демонстрировалась на Российских и международных выставках и отмечалась золотыми и серебряными медалями.





Словно терем Древней Руси выглядит фасад этой цекрви.


И крыльцо под стать входу в древнерусские палаты.


Из интерьера ничего интересного, лишь частично сохранилась плохо читаемая роспись.


Из примечательного я бы отметил, что здесь был найден очередной экземпляр для моей коллекции - кирпич с клеймом «ЗГБ», идентифицировать который, к сожалению, не удалось. Найти в нижегородском селе клеймённый кирпич большая удача.



На этом исследования церковных достопримечательностей левобережья Волги подошли к концу.

При создании поста использован материал сайта "Городец Православный"

заброшенные храмы, Нижегородская область, деревянное зодчество, 2012

Previous post Next post
Up