Память о князьях Оболенских

Nov 27, 2014 10:22




Вторая часть покатушек по западной части Калужской области в треугольнике Мосальск - Юхнов - Калуга.
Побывали мы в тот день в небезызвестном Боровенске, с его исполинским храмом; взгрустнули над княжескими надгробиями в имении Оболенских Ольхи; пополнили коллекцию кирпичей в некогда богатом торговом селе Щелканово и поглазели на картину "Явление Христа народу" в исполнении местных живописцев в селе Зубово.




Первым местом нашей дислокации стала усадьба Павлищево, о которой отчёт был ранее. После чего зашуршали колёсами в село Ольхи, затем в Щелканово, Боровенск и Зубово. Только вот в отчёте данную последовательность решил не соблюдать. Поэтому начнём с Боровенска.



Село Боровенск.
По преданию, в XV веке старцем Ферапонтом, одним из учеников Сергия Радонежского, здесь был основан монастырь. Обитель была известна под двумя названиями Ферапонтова пустынь и Успенский Боровенский монастырь, и располагалась в густых труднодоступных лесах, при речке Боровенке.



Монастырь был упразднён в 1764 г. в результате секуляризации, проведённой Екатериной II. И в селе осталось лишь массивное здание недостроенной соборной церкви, которую начали возводить ещё в 1754 г.. Завершить строительство удалось только в 1766-м. Произошло это благодаря инициативе казначея экономической Коллегии, в ведение которой перешли вотчины упраздненного монастыря, секунд-майора И.П. Бегичева. 15 мая 1766 г. церковь была освящена во имя Успенской Божьей Матери.
Западный фасад, к сожалению, нынче "украшает" баннер. Что весьма портит до сих пор величественный образ этой церкви.



Портал нижнего храма.



Всевидящее око там же.



Внутри огромного притвора лестница-всход, ведущая на второй этаж. Ступени здесь были деревянными, от того и не сохранились.



Храм был закрыт в 1935 году. После войны в нём размещались зернохранилище и склад запасных частей для сельскохозяйственной техники. Сами понимаете, после такого использования внутри вряд ли могло что-либо уцелеть. С 2002 г. церковь передана в собственность Калужской епархии. И храм перестал использоваться под нужды колхоза. Собственно сам колхоз также перестал использоваться.






В мае 2009-го митрополит Калужский и Боровский Климент провёл здесь литургию и дал благословение на восстановление церкви. С тех пор мало что изменилось. Храм так и стоит заброшенным, но на здании появилась табличка, что "после долгих лет поругания и забвения, храм восстанавливается".



Где-то в Юхновском уезде.



В разных уголках Калужской губернии несколькими имениями владели представители русского дворянского рода Оболенские. Село Ольхи до 1929 г. относилось к Юхновскому уезду Смоленской губернии (ныне Калужская область) и было родовым поместьем князей Оболенских. Возле местного храма в честь святителя Николая находятся две надгробные плиты из серого гранита. Они были установлены на могилах двух братьев: Андрея и Георгия Оболенских, людей весьма известных и уважаемых в своё время. Могилы их не сохранились, а о местах захоронения свидетельствуют лишь две снесённые со своих мест плиты.



Точных сведений о строительстве храма не имеется, а по архитектуре он относится к концу XVIII в.. Учитывая, что владельцами именья являлись Оболенские, возможно, они и были инициаторами его строительства. В 1853 г. храм уже упоминался каменным. Передача храма Калужской епархии состоялась давным-давно, в апреле 1996-го.






Интересно, что стены сложены из клеймённого кирпича различных производителей. Видимо, Оболенские не стали строить свой кирпичный заводик, а просто закупились строительным материалом у местных кустарей, благо кирпичных "заводов" в здешних краях было более чем предостаточно.



Когда-то неподалёку от храма находился усадебный дом, на фундаменте которого сейчас расположен колбасный цех.



Братья Оболенские были сыновьями героя Аустерлицкого сражения, генерал-майора В.П. Оболенского. Оба родились в селе Ольхи: Андрей - в 1825 г. и в 1826 - Георгий. Старший сын Андрей был направлен учиться в Санкт-Петербург, в императорское училище правоведения. За несколько лет Андрей Васильевич успел послужить и в министерстве юстиции, и губернским уголовным стряпчим в Рязани, товарищем («первый зам») председателя Рязанской и Ярославской палат гражданского суда. В 1856 - назначен калужским губернским прокурором, а в 1859-61 гг. являлся председателем гражданской судебной палаты Калужской губернии. За полезные труды по устройству быта крестьян был награждён серебряной медалью и произведён в статские советники. В 1873-м, почти полностью лишившись зрения, уехал в Санкт-Петербург.



Георгий также получил образование в императорском училище правоведения. Однако, когда началась Крымская война, попросился на военную службу. За героические подвиги молодой князь был отмечен двумя орденами: св.Анны 3-й степ. и св.Владимира 4-й степ. По выходе в отставку в чине генерал-майора, юхновские помещики в 1877 г. избирают Георгия Васильевича уездным мировым судьей, а в 1880 - предводителем уездного дворянства. Через два года Оболенский становится предводителем уже смоленского губернского дворянства. Исключительно энергичный и деятельный князь сделал немало добрых дел: в частности, благодаря его стараниям в Смоленске был воздвигнут памятник великому русскому композитору М. Глинке. Умер Георгий Васильевич в Смоленске осенью 1886 года.



Современники вспоминают о братьях Оболенских как о весьма либеральных и демократичных помещиках, сочувственно относившихся к крестьянам и помогавших им. Конечно, для своей эпохи это были выдающиеся люди, которые оставили заметный след в истории. Но только след этот с каждым годом стирается временем…



Село Щелканово.
Когда-то оно находилось в глубинке Мещовского уезда на границе известного Мещовского ополья. Большое торговое село, расположенное на небольшой речонке Яменке, впадающей в Течу, существовало уже при монголо-татарском нашествии. Название, вероятнее всего, произошло от имени одного из предводителей монголов - Щелкана. Первое же письменное упоминание относится к 1596 г., когда в поместьях думского дьяка села Щелканово были «установлены торги». Своё развитие село получило в связи с тем, что через него проходила старинная столбовая дорога из Калуги на Смоленск. Тракт назывался Екатерининским большаком.






С конца XVI века во многих сёлах стала развиваться торговля. Каждую субботу были базары, а два раза в год - ярмарки. Росли в селе дома богатых купцов. Возникали семейные династии. В Щелканове были известны крепкие хозяйства купцов Петухиных, Филькиных, Прохиных, Афонькиных и др. Купец Митяев, например, изготовлял разные колбасы и торговал ими; лес продавал купец Иванкин. А купцы Кононовы занимались продажей лошадей и крупного рогатого скота. На 1920 г. жителей насчитывалось порядка 900, был постоялый двор (купцы Прохины), больница, аптека. В 1914-м открылась новая школа.



К середине XVIII века генерал-аншефом В.А. Лопухиным в Щелканово была основана усадьба, во 2-й половине перешедшая к жене его брата - В.Б. Лопухиной (урождённой Шереметевой, дочери фельдмаршала графа Б.П. Шереметева). В середине XIX столетия уже без усадьбы Щелканово числится за дворянкой В.И. Опочининой. Путник, проезжающий по почтовому тракту, ещё издали видел церкви в Щелканово. Их было две: старообрядческая Сошествия и церковь Рождественская, построенная в 1757 г. на средства владелицы села Веры Борисовны Лопухиной.



Отдельностоящая колокольня была выстроена в 1906-1909 годах. Закрыта церковь в 30-х годах прошлого века. В 1995-м возвращена верующим. Но, как видно, собственными силами её не восстановить. Новый купол стоит рядом с храмом ещё с 2008 г.  Да и не до пожертвований сейчас, хоть село и в наше время достаточно крупное. Погостил я у местных щелкановских старожил Александра и его матушки. Работает он на ферме неподалёку. 6000 рублей оклад. По профессии сварщик, сейчас - печник, да всё равно не востребован. Собирается начать ездить на заработки в саму Калугу.



И здесь колокольня покосилась от времени (или от искажения объектива).



Вокруг храма разбросаны старинные надгробия.
Под одним из которых (что слева) погребены были Григорiй iудовичъ и Анна iудовна и Евдокiя Чернышевы. Какие чудные у них отчества, однако.



А это надгробие, по-видимому, священника здешней церкви.



Впервые повстречали столь креативное надгробие XIX века. Сей мраморный памятник в виде дуба с обрезанными сучьями любящими детьми поставлен лесопромышленнику Ивану Филипповичу Иванкину (староста храма) и жене его Прасковье Ивановне.



Последним на тот день мы осмотрели село Зубово, в котором помещиком А.А. Лопухиным в 1-й четверти XVIII века была основана усадьба. В конце XVIII столетия село принадлежало В.Б. Лопухиной (как и соседнее Щелканово), затем - статской советнице Д.Н. Лопухиной, и последними владельцами были дворяне Томановские. Сохранилась здесь только Владимирская церковь 1730 года.



Внутри из интересного лишь две крупных, во всю стену, "картины". Уже довольно плохочитаемые. Одна из них...



Колокольня то ли перестроена, то ли построена в 1892 году. Но всё равно она не интересная.



Напоследок покатались вдоволь по полю и направились домой.



Собственно, на этом всё.

При создании поста использован материал сл.сайтов:
"Весть"
"Привет из Калуги"
"Щелканово"
kalugaestates.ru

Калужская область, заброшенные храмы, 2014

Previous post Next post
Up