Соловечки

Nov 25, 2014 11:28




Заключительный пост о природе северного края и достопримечательностях Соловецкого монастыря.




От стен древнейшего северного монастыря, вдоль поросшего кривыми берёзками берега, отправилась Катичка вглубь Соловецкого острова.






Сплошными заливами и каменными лудами стелилась её дорога в чащу лесную.



Повсюду берега, усеянные валунами, принесёнными сюда ледником в дремучем прошлом.



По пути повстречались ей старинные лабиринты.



Подобные памятники древней культуры обнаружены в разных пунктах Поморья; встречаются они и на берегах Баренцева, Норвежского и Балтийского морей. При всём многообразии форм и планов древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - у рыбных тоней, на островах, в устьях рек; любопытно, что вход в них всегда со стороны материка. В течение столетия археологами, изучавшими северные лабиринты, было высказано немало догадок. Большинство учёных склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека, другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение или могильные знаки над погребениями.



Мелкими заливчиками, речушками и ручейками, валунами и каменюшками изобилует данная местность.






Сурово. Холодно. Но красиво.












Обратный путь снова пересекал берёзовую рощу из кривых деревьец.



И снова залив.



Вид на монастырь со стороны Святого озера.



Ну и напоследок заглянем ещё раз за крепостные стены.



На первом плане - Поваренная башня; на заднем - Архангельская.



Белая башня. Так же именовалась и Сушильной, т.к., вплотную к ней примыкая, находится здание сушила, в котором в начале сушились сети, а потом хранились хлебные запасы. Что касается основного названия, то башня эта в белый цвет никогда не красилась; не исключено, что цвет этот придавала ей годами оседавшая на её стенах мука - ведь рядом находилась мельница, а хлебные запасы хранились не только в здании сушила, но и в самой башне.
Есть у неё ещё одно название: Головленкова. В своё время оно имело зловещий смысл, поскольку связывалось с тюрьмой, расположенной здесь. В документах по истории монастырской тюрьмы башня эта и темницы при ней чаще всего именуются Головленковыми. В старинной описи Соловецкого архива упоминается под № 2470 “государева грамота 7114 (1606) года к игумену соловецкому Антонию о Иване Головленкове...” Документ этот до нас не дошёл, но можно предположить, что речь в нём шла об одном из первых узников (ведь Кремль был построен всего 12 лет назад), томившихся в каземате этой башни, и что имя его дало название самой башне.



Заходим на территорию монастыря через Святоозёрские ворота.



Перед нами двухэтажная трапезная палата Успенского собора.



В настоящее время в Соловецком Кремле хранятся два старинных колокола. Один из них, “благовестник” (72 пуда), был отлит в 1856 г. на литейном заводе Чарышникова в Ярославле в память обороны монастыря от англичан 1854 года. Доставленный в Соловки в 1860-м, колокол этот на колокольню не поднимался, а висел в специально устроенной беседке, которая находилась посреди монастырской территории. Другой из сохраняемых ныне колоколов - очень древний. Он украшен восемью рельефными изображениями коронованных особ, священника, простолюдинов; по венцу колокола идет круговая готическая надпись. Возможно, именно он упоминается в монастырской описи 1676 года как “старый колокол немецкого литья”.



Опасаясь, как обычно, монахов, Катя фотографировала монастырские достопримечательности из-за угла...
Вид на Благовещенскую надвратную церковь (1596-1601 гг.) и Благовещенский корпус (1820 г.).



Трапезная поваренного корпуса (1796-1798 гг.).



Вид на Прядильную башню (в ней или в расположенном рядом помещении “прялись” сети) и Петропавловскую часовню (1855 г.).



Вид на соловецкую котичку.



Распространённое мнение, что почти всё на Соловках сделано монахами, весьма ошибочно. Безусловно, надо отдать должное соловецким игуменам и архимандритам, которые были организаторами строительства уникальных архитектурных сооружений, но проектировали и воздвигали эти объекты умелые зодчие и незаурядные русские мастера. И непосредственными строителями были в большинстве своём не монахи (главное монашеское деяние - молитва), а трудники, обетники, поморы - русский трудовой народ. И в наше время восстановительные работы выполняли и выполняют сотрудники музея, профессиональные реставраторы и многочисленные реставрационные группы. Поэтому и принадлежать Соловецкое достояние должно всем в лице государства, а не одной лишь Церкви.



Предыдущие части о Соловецкой земле:
- Каменный мост Железных ворот
- Вечер на Соловках
- Стрелка компаса указывает на Север

При создании поста использован материал книги Г.А. Богуславского "Острова Соловецкие"
и статье В.А. Совалёва

церковь, 2014, Архангельская область, природа

Previous post Next post
Up