Карелия 2014 - Воттоваара.

Aug 15, 2014 13:10

Утро второго дня выдалось не очень ранним и неторопливым. Потихоньку собрались и поехали дальше. Заехали к шлюзам в Повинце. Кораблей шлюзующихся не было, ждать мы их не стали отправились дальше.

Одно из трагичных мест как в истории России, так и в истории Карелии это место - урочище Сандермох.
Здесь в 1939-1942 гг было расстреляно свыше 7000 тыс. человек. Ученые и поэты, иерархи церкви, доблестное русское офицерство, крестьяне, лесорубы, рыбаки, учителя, рабочие, врачи, священники - тысячи не в чем неповинных людей…
На территории урочища стоит небольшая часовенка. В которой лежит книга памяти расстрелянных здесь людей. Полистал. Наткнулся на двух однофамильцев…

По дороге попадаются деревни с разрушенными деревянными церквями… Эту церковь я заприметил аж в 2012 году.

В Медвежьегорске заливаемся до полного, там же приобретаю великолепные карты Заонежского п-ва, которые откроют немало важного и интересного об этих местах. Дальше путь на Воттоваару. Дорога кардинально ухудшилась, стала узкой, череда бесконечных поворотов, разогнаться более 60 км/ч просто невозможно. Вскоре на смену асфальту пришел грейдер. Грейдер не самого лучшего качества. Пришлось спускать колеса, но скорость больше 40 км/ч развить было просто нереально. Хоть мало мальски ровные участки тут же сменялись или крутыми поворотом или ямами. Такого убитого грейдера было километров 40, затем он сменился недавно почищенным и здесь уже можно было во всю ехать 80-100 км/ч.

Ближе к вечеру мы добрались до подножья Воттоваары. Дорога от Гимол до подножья ничем не трудна. Есть пару луж, возможно неприятных для легковых машин, хотя дальше мы встретили вологодский Логан. Последний мост, который на многочисленных фотографиях не внушал доверия, сейчас отремонтирован и вполне крепок и проезжабелен. Нас встречает вот такой идол-негр. Заходим на гору против часовой стрелки. Но сначала заезжаем к мемориалу партизанам, воевавших здесь в 1942 году.

Дальше нам нужно найти место для лагеря, откуда завтра мы начнем «восхождение» на Воттоваару. Готовясь к поезде у меня были несколько предполагаемых точек для лагеря, но на месте они совершенно были «не айс». Как говорится, кто ищет, тот найдет, вот и мы нашли великолепное место на берегу аж четырех!!! Озер. Одно большое озеро, три внутренних озера на одном из которых островок. Красота!!! Тишина!!! И самое главное в округе ни души… Ну почти.
Ставим лагерь и идем купаться. Вода в озере конечно непарное молоко, но после долгой нелегкой дороги то, что надо.

Но обнаружился еще один факт. То что мы здесь не одни. И если утки с утятами особого дискомфорта не доставляли, то вот наличие рядом змей оптимизмом не располагало. С другой стороны, мы их не трогаем они нас тоже, просто ходить нужно смотря под ноги. Тем временем на озере начала проявлять активность рыба. Честно говоря, я не рыбак и равнодушно отношусь к проведению времени за удочкой. Но тут был такой клев, что поплавок не успевал прийти в состояния покоя!

Здесь еще во всю продолжаются белые ночи. Которые с непривычки легко могут сбить с графика. Памятуя об этом и не смотря на то что на улице было еще очень светло мы легли спать. Завтра идти на вершину горы.

Рано утром мы решили не вставать. Хотелось отдохнуть от долгой дороги, чуть набраться сил а затем уже идти на Воттоваару. Я встал пораньше, пошел, искупался в прохладной утренней воде. Какой же это кайф! Утро, тишина, в округе нет людей, озеро с прозрачной чистейшей водой…
Перед стартом немного размялись, поиграв в бадминтон. Прикольная однако игра, особенно когда на дневках делать нечего! Время подходило и пора было идти.
Мы вышли на дорогу, с которой свернули, и пошли дальше по ней. В случае если она не тупиковая, то мы завтра поедем здесь. Но дорога внезапно закончилась метров через 200. Небольшая полянка с кострищем и все. Начинаем искать хоть какую-нибудь тропинку. Удача. Еле заметная тропа потянулась в нужном направлении. Спуск затем высокий крутой подъем и мы вышли на тупиковую площадку с кострищем и пеньками. С этого места идет небольшая дорога. Выходим на первый перекресток (с сейдом), сверяемся с навигатором, идем в сторону более накатанной колеи. Еще один перекресток(с красным баком). Вот здесь уже думаю, как лучше иди. Делать крюк или попробовать пойти по другой дороге в надежде, что она сомкнется с основной. Решили рискнуть, так как идти по солнцепеку лишние километры совсем не хотелось. Идем мы идем, все здорово, видны даже следы недавно проходившего человека и тут оп, дорога кончилась очередной полянкой с кострищем. Да, это уж совсем не хорошо. Но еле заметная тропинка идет в нужную сторону, и судя по карте метров через 800 можно выйти на основную дорогу. Идем по тропинке, тропинка с каждым десятком метров становится еле заметной. Вышли на заболоченную низменность, тропинку уже стало совсем не видать. До дороги осталось чуть- чуть. Пробуем пробиться по азимуту, через тайгу. Продолжительное лазанье по буреломам и не хоженым звериным тропам, но мы все же смогли выйти на нужную нам дорогу, по которой буквально через полчаса мы подошли к большому озеру откуда начинаются тропинки на саму вершину.

Лес отступил, ему на смену пришла тундра, с редко растущими елками. Но елки здесь совсем не такие как в других местах. Покоробленные, закрученные в узел неведомыми силами ели. У многих, а точнее почти у всех отсутствуют макушки. Зрелище конечно то еще. Очень интересно здесь побродить в сильном тумане, мне кажется все это смотрелось бы очень таинственно и мистически.

Гора Воттваара по меркам Алтая или Кавказа это, скорее всего холм, с абсолютной высотой в 417 метров, но здесь в Карелии это одна из господствующих высот с которой открываются красивые виды на таежные лиса и многочисленные Карельские озера.

Воттоваара - место загадочное, мистическое, одно из мест силы в России. В переводе с саамского, Воттоваара означает - Смерть гора. На вершине ее расположено большое количество так называемых сейдов - священных камней. В наше время на вершину горы поднимаются не только туристы, но и разные исследователи. Исследователи старины, люди ищущие связи с потусторонними мирами, люди приходят сюда зарядится энергетикой этого места. Мне трудно судить какая здесь обитает энергетика, так как я в этих делах неспециалист, но судя по закрученными елкам, тут явно, что-то не так. К счастью у нас не кружились головы, во времени мы так же не пропадали, техника исправно работала. Мы бродили по вершине, на тыкаясь на разные причудливые творения природы или людей.

Воттоваарский «Амфитеатр»

Воттоваару лучше посещать не одним днем. Отведите на изучение горы пару деньков, тогда можно не спеша пройтись не только по главной вершине, но и по соседнем сопкам.

40. Пирамиды по пути к «Чертовой лестнице»

41. «Чертова лестница»

43. Карельский лес - сказочно красив и неповторим.

Наше время отведенное на осмотр горы подошло к концу. С учетом того, что нам нужно топать до лагеря как минимум километров пять, так нам нужно было найти дорогу которая вывела бы нас к тому перекрестку на котором мы изначально повернули неправильно. Не спеша мы брели по дороге, в нужном направлении уходила отворотка. Доверия на то что она выведет нас на нужный нам перекресток она не вселяла, слишком уж мало наезженная. Идем дальше. Через пол километра в сторону лагеря уходит куда более наезженная дорога. Дело в шляпе, вот по ней то мы и вернемся обратно. Идем мы идем и тут хоп, дорога кончалась, растет молодой лес. Пробравшись сквозь него дорога снова появились, но через несколько десятков метров она снова растворилась в зарослях густой травы. Впереди было озеро. Бобриная платина еле сдерживала напор воды. Да это то самое озеро, которое мы проходили днем, но по противоположному высокому берегу. Вон он, до него подать рукой, а оттуда и до лагеря. Но наш путь преграждает вода и бурелом. Ясно стало одно, здесь дороги нет.
Встает вопрос, что делать дальше, как идти? Надя спрашивает знаю ли я дорогу которая точно приведет нас к лагерю. Знаю - отвечаю я - но это крюк километров в 7, как минимум (на деле оказалось 12). Но мне не дают покоя следующие вещи. Когда я готовил поездку, просматривал снимки со спутника, я четко видел дорогу которая вела к лагерю. Второе, когда мы ошибочно пошли днем неверной дорогой я отчетливо видел следы от машины, а это значит, что она заехала с центральной дороги. Внимательно изучив карту и прикинув точку откуда уходила первая отворотка, прикинув ее направление, даже если она шла ровно по азимуту, то должна была выйти между озер туда куда нам и надо было. Перспектива топать 7 км не внушала оптимизма. Тратить драгоценные силы и время чтобы проверить правильность моих мыслей так же была сомнительной. Встретив за день столько тупиков, по теории вероятности, то и та отворотка должна была кончится полянкой с кострищем. Но разум все же взял верх, решаем идти на разведку, и если та отворотка тупиковая, то мы отдыхаем и идем в обход. Выйдя на основную дорогу и вернувшись по ней немного назад до перекраска который определит судьбу на завтрашний день, пошли по дорожке в надежде что она все же верная. Лес постепенно сгущался, все ближе и ближе подступая к дороге. В какой то момент я засомневался, что это верный путь, но вдруг лес отступил дорога вышла на каменное плато и через несколько десятков метров мы вышли на перекресток с красным баком. Как гора с плеч свалилось напряжение, круг замкнулся, теперь мы точно знаем куда нам идти. Минут через 15-20 мы уставшие но счастливые обрушились на скамейку возле лагеря.
Немного переведя дух, поставили готовить кушать, я пошел купаться в озеро, смыть грязь загадочных Воттоваарских дорог.

Утро следующего дня было по истине северным. Густые свинцовые тучи, накрапывающий дождик. Благо, что он то начинался то заканчивался. В эти перерывы мы успели позавтракать и собрать лагерь. Выезжать решили немного по-другому, опоясав гору кольцом. Западная дорога имеет частые перепады высот, торчащие камни и хлипкий мост через болотину делает эту дорогу закрытую для легковых машин.

Благополучно выбрались в Гимолы. Дождь закончился, выглянуло солнце.
Возвращаться в Медвежьегорск решил так же другой дорогой. Ехать по узкому асфальту желания совершенно не было.
По пути увидели часовенку заехали. К нам подошел местный житель - Анатолий.
Анатолий рассказал, как и по какой причине он «срубил» на месте общественной бани маленькую, уютненькую Георгиевскую часовенку.

Но а мы после обеда заправляем полный бак в Медвежьегорске и едем в Заонежье.