В гости к преподобному Сергию

Jul 03, 2014 20:19

Как-то раз прихожу я вечером в храм на исповедь. Подошел к батюшке. Все как есть рассказываю. А самому стыдно глаза поднять - так и стою, каюсь, глаза в пол. Вдруг слышу, кто-то плачет. Я глаза поднимаю - а это батюшка, который меня исповедует! Стоит, слезы рукавом вытирает - так ему меня жалко. Он мне грехи отпустил, а потом говорит: Вы дорогой, поедите со мной в Москву, к преподобному Сергию! Я сначала подумал - шутит. А как в его заплаканные глаза глянул - нет, не шутит. Когда шутят - не плачут. Оказывается, хор Знаменского собора города Тюмени, где я тогда жил, собирался на каникулы в Троице-Сергиеву Лавру. И этот батюшка, которого звали протоиерей Николай Цирке, был у них главным. Такой замечательный православный батюшка - чтобы другому незнакомому человеку помочь, даже в Москву его с собой взял!
Едем мы в поезде - в окошки смотрим. Ребята песни поют - заслушаешься! Красиво, как соловьи. Ну, или как соловьи-разбойники. Таких непосед просто свет не видывал! Им на месте не сиделось - пошли по поезду с концертами. Так с песнями и шутками до самой Москвы и ехали.
На вокзале нас встретил один знакомый батюшкин студент Михаил из Московской Духовной Академии. Ему поручили нас встретить и отвезти в Троице-Сергиеву Лавру и поселить в квартире, принадлежащей монастырю. Там все время нашего путешествия мы и жили. Утром встанем, помолимся и в Лавру. А там народу - видимо-невидимо! Со всей России едут. Да что там - со всего мира. Тут тебе и японцы, и французы, и американцы - кого только нет. Братия их у входа в монастырь встречает, и ведут на экскурсии.
Троице-Сергиева Лавра это самая настоящая крепость. Стены у монастыря толстые и с башнями. Когда приходили враги, монахи книжки с молитвами убирали - и бились за святую Русь наравне с солдатами. Во время куликовской битвы ученик преподобного Сергия, инок Пересвет, победил самого сильного воина монголов - Челубея, и русские победили.
У преподобного Сергия было много учеников, которые основали более 100 монастырей. И повсюду на Руси стояли православные обители, где монахи служили Богу и проповедовали истинную православную веру. От них все местные князья и народы просвещались и жили благочестиво и праведно. Даже представить страшно, сколько за свою жизнь сделал этот великий святой! Вот что значит слушаться Бога и во всем ему подражать!



На фото: мы идем по двору Духовной академии. Мы - это отец Николай Цирке, он слева, наш провожатый студент Духовной академии Михаил, дети из хора Знаменского собора города Тюмени, и я, которому только что залепили снежком.

Сейчас мощи преподобного Сергия покоятся в главном храме Троице-Сергиевой Лавры - Троицком соборе в специальной раке. Все, кто прикасается к ним с верой и благоговением, получают помощь и исцеление. Их уже накопилось столько, что люди давно уже сбились со счета. Тысячи тысяч и еще столько!
Когда мы пришли в храм, служба уже закончилась. Но людей было много. Все хотели приложиться к мощам преподобного. В определенное время храм закрывается на уборку и всех просят выйти. Так было и на этот раз. Всех вывели, кроме нас. Мы были гостями в Лавре, которые приехали петь для студентов-семинаристов и братии, и для нас сделали исключение. Братия открыли для нас мощи и разрешили приложиться к ним не через стекло, как обычно, а так! И это была великая милость.
Даже самые непоседливые малыши из хора притихли и вели себя очень скромно - никто не хотел оказаться перед преподобным Сергием каким-нибудь невоспитанным разгильдяем. Наоборот, все хотели быть хорошими. После того, как мы приложились и пропели акафист, пришел какой-то пожилой батюшка-иеромонах, которого сначала все посчитали очень строгим, и повел нас в храмовою сокровищницу. Он достал из кармана рясы большие старинные ключи и открыл железные двери, по правую сторону от мощей преподобного. Двери были темные, кованные с рваной дырой посередине, через которую можно было заглянуть внутрь. Это дыра осталась от польского пушечного ядра. В древние времена поляки жили не то, что теперь, они хотели ни много ни мало посадить на русский трон своего польского царя и править Россией. Поляки напали на нас, и только мужество русских ополченцев под предводительством Минина и Пожарского и заступничество преподобного Сергия и самой Матери Божией спасло Русь от полного разорения. Надо же до чего додумались - по церквям стрелять из пушек. Но наши так им задали, что мало не показалось! Катились до самой своей Польши и назад не оглядывались!
Через эти двери по мраморной широкой лестнице мы попали в Серапионову палату, построенная на месте кельи преподобного Сергия, где ему явилась сама Пресвятая Богородица. Сейчас здесь хранятся величайшие православные святыни: мощи трех настоятелей монастыря: святителя Иоасафа, митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского и святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. А еще там лежит часть пояса самой Пресвятой Богородицы! Десница первомученика архидиакона Стефана, крест с частицей Крови Господней, частица мощей великомученика и целителя Пантелеимона, мощи святителя Николая, Марии-Магдалины, мощи Вифлеемского младенца, крест-мощевик преподобного Сергия и многие и многие другие святыни, которых больше нет нигде в мире!
Все они бережно хранятся в богато украшенных резных ларцах-мощевиках под замком, и вынимаются по великим праздникам. И для нас их тоже достали! Вот такой он наш великий русский святой - преподобный Сергий, добрый и милостивый! В отличие от земных царей он готов делиться небесными сокровищами со всеми, кто приходит к нему с верой! 
На этом милости к нам не закончились. Братия устроила нам встречу с самим духовником обители прославленным старцем схиархимандритом Кириллом Павловым. В Великую он Отечественную войну храбро воевал с фашистами и за то, что Господь его уберег от смерти, стал после войны монахом. Жил благочестиво и праведно, так что братия монастыря сделали его своим духовником. Отец Кирилл выглядел очень пожилым и усталым, но добрым и приветливым. Он очень обрадовался, что ребята поют в храме, и просил нас больше всего на свете любить нашу великую прекрасную родину Россию - удел Пресвятой Богородицы. Наши предки по камешку строили прекрасный храм, откуда свет правой веры виден по всему миру. И пока мы будем его хранить - Родина будет в безопасности. Хотя батюшка говорил тихо, мы все прекрасно слышали и обещали исполнить.
Потом нас водили в библиотеку, и в классы, где занимаются студенты, и много-много куда еще. Мы жили в Троице-Сергиевой Лавре полторы недели. Ходили на службы, пели с семинарским хором, прикасались к великим святыням и каждый день открывали что-то новое. Здесь нам нравилось все больше и больше и даже самые маленькие стали поговаривать, что неплохо было бы в школу вообще не возвращаться, а остаться в Лавре навсегда. Наш провожатый Миша их утешал, говорил, что здесь им всегда рады и после окончания школы они могут поступить учиться в семинарию и ходить к преподобному хоть каждый день! Каждый день, представляете? У наших малышей от такой перспективы глаза на лоб полезли. Некоторые даже решили ради этого начать вовремя делать все уроки и выполнять все поручения родителей….
Хотя после этого я еще не раз бывал в Троице-Сергиевой Лавре, но та первая встреча запомнилась на всю жизнь. Даже сейчас, спустя много лет, когда пишу об этом - улыбаться хочется. Так хорошо на душе.

Троице Сергиевая Лавра, русские святые, Родина, преподобные, паломничество, Святая Русь

Previous post Next post
Up