Аранда-де-Дуэро, Испания

Oct 30, 2024 12:32


Когда я сверстал было свой первый в жизни маршрут по Испании, я почувствовал, что мне чего-то не хватает. Что же это? Города большие и малые охватил, дворцы, соборы, крепости, замки, пещеры, водопады - всё это есть, и даже две крупнейшие по площади бассейна реки Иберийского полуострова, Тахо и Эбро, тоже попали на маршрут. И вот только реки Дуэро (Duero), самой полноводной реки полуострова, на моём пути не оказалось. И мне захотелось её как-нибудь вставить. Мой выбор пал на городок Аранда-де-Дуэро (Aranda de Duero). Поскольку нам тут предстояло провести всего 2-3 часа, то мне на руку играло то, что городок небольшой, но старинный, и тут есть на что посмотреть, и в частности, на реку Дуэро.



Река Дуэро

Старый город тут довольно компактный, и всё, что предстояло посетить, укладывается, наверное, в полчаса ходьбы, даже с учётом парковки. Где припарковаться - это было особым квестом в старых городах Испании, особенно если ищешь бесплатную парковку. Такая в Аранде нашлась, прямо у берега Дуэро. Для тех, кто захочет повторить мой визит, -  Aparcamiento de Aranda, Calle San Juan de Dios, 8. Отсюда можно спуститься к живописному берегу реки и, пройдя по нему немного вниз по течению, взойти на пешеходный мост. С этого моста и произведён первый снимок.



Предвосхищаю вопрос - почему река такая грязная. Думаю, что она не такая уж грязная. Тут дело скорее в свойствах испанских почв. Река подхватывает песок со дна и с прибрежных полей и несёт его в сторону Атлантики. Тем временем в Аранде по обоим берегам реки проложена живописная экотропа, проходящая под мостами.



Речка Банюэлос.

Мост, как выяснилось, необычный. Уже на правом берегу реки он повернул и перенёс нас заодно и на другой берег речки Банюэлос (Bañuelos), впадающей в Дуэро ровно под этим мостом. Устье этой речки оказалось местной достопримечательностью, не описанной в путеводителях: тут живут птицы. В основном, это гуси, но не только.



Павлины реки Банюэлос

Вот павлины, например. Я насчитал трёх самцов и трёх самок. Самцы мирно прогуливались по вольеру, не проявляя никакого желания впечатлить подруг своими хвостами. Видимо, их и так всё устраивало.



Средневековый каменный мост

Дальше на нашем пути лежала другая достопримечательность речки Банюэлос -  Средневековый каменный мост (Puente de piedra medieval). Нам как раз нужно было перейти на левый берег, так что этот красивый мост оказался как нельзя кстати.



Церковь Иоанна-Крестителя

Церковь Иоанна Крестителя (la iglesia de San Juan), построенная в готическом стиле в 14 или 15 веке, имеет славную историю. Её башня выполняла оборонительные функции. В 1473 году здесь проходил Совет Аранды (el Concilio de Aranda). На нём кастильский архиепископ поднял животрепещущие вопросы о невежестве и распутстве среди духовенства. В частности, было запрещено рукополагать священнослужителей, не знающих латыни, и также запретили для священников тайные браки.
Сейчас тут музей сакрального искусства, весьма интересный, как я смог заранее подсмотреть в Интернете. Увы, он по неведомой причине оказался закрыт, хоть я и планировал маршрут по минутам на этот день. Что ж - такое бывает в маленьких городах.



Старинная улочка Аранды

Прогулка по таким узким старинным улочкам - одно удовольствие. Как раз здесь находился еврейский квартал города (la judería). Как известно, евреи были изгнаны из Испании в 1492 году, однако название осталось, пусть помимо планировки улиц тут уже 500 лет нет ничего еврейского.



Ещё одна тихая улочка старого города

Мой маршрут по Испании пролёг в основном по столицам автономных сообществ (comunidades autónomas) или хотя бы провинций. Когда я выбирал на карте Аранду, я предположил, что вот уж она никакой столицей не является. Но оказалось, что Аранда - столица знаменитого в Европе винного региона Ribera del Duero (Берег Дуэро). Поэтому, как и любой городок винного региона, она изобилует винными погребками (bodegas), гостеприимно распахнувшими свои помещения для любителей продукции местных виноделов. В Аранде все эти помещения соединены между собой в единый подземный город, который так и называется - Bodegas. Мы как раз сейчас находимся в той части города, под которой располагаются винные подземелья.



Задний фасад церкви Санта-Мария

К главной церкви городка, Санта-Мария-ла-Реаль (La iglesia de Santa María la Real), мы подошли с заднего фасада, где выделяется более древняя, чем сама церковь, романская башня, имевшая в своё время оборонительное значение. Было похоже на то, что тут проходил какой-то местный праздник - множество однотипно одетого народа, шум, застолье. Как впоследствии выяснилось, в течение двух недель сентября, как раз когда мы посещали Аранду, тут проходил праздник Девы Виноградников (la Virgen de las Viñas). Это святая покровительница Аранды. Рассказывают, что, когда мавры захватывали Иберийский полуостров, чудодейственный образ Девы Марии был спрятан христианами в окрестных пещерах. Века спустя, продолжает легенда, к одному крестьянину явилась сама Дева Мария и поведала о том, где спрятан образ. Когда крестьянин пришёл в город сообщить об этом, горожане подняли его на смех. И тогда Дева Мария вложила ему в руки виноградную гроздь. Месяц для урожая был неподходящий, и горожане сразу поверили, пошли в указанное место и нашли образ, который с тех пор покровительствует городу. И, конечно, в эти праздничные дни винные погребки bodegas работают в полную нагрузку, ведь для них это, можно сказать, профессиональный праздник.



Главный фасад церкви Санта-Мария

Главная, видимо, достопримечательность этой готической церкви - вот этот фасад; из-за него одного стоит, наверное, посетить Аранду. Он создан в начале 16 века  в стиле исабелино (gótico isabelino) - переходном стиле от готики к ренессансу, распространённом в эпоху католических монархов Фердинанда и Изабеллы. Для этого стиля характерно изобилие щитов, гербов и геральдических символов.



Алтарь Cristo de Salud

Внутри наряду с главным алтарём имеется ещё несколько других. Мне захотелось показать этот, потому что меня очаровала резьба по дереву, без всякой (для меня) связи с религиозной составляющей. Этому шедевру деревянной скульптуры около 500 лет. Что касается скульптурных христианских образов этого алтаря, то оба они имеют свою историю. Изображение Cristo de Salud (Христос Здоровья) восходит к 17 веку. Оно появилось в часовне при мадридской больнице в районе Аточа. Пациенты молились перед этим образом за своё выздоровление. Понятно, что некоторые из них таки выздоравливали, и вокруг этого образа выросла всенародная слава. Со всей страны приезжали помолиться чудодейственному изображению.
Образ Богоматери Одиночества (la Virgen de la Soledad) ещё более древний. Он восходит к несчастной королеве Хуане Безумной, оплакивавшей безвременно умершего в 1506 году мужа Филиппа Красивого. Её горе было столь велико, что она повредилась рассудком, и любящий отец Фердинанд поместил её в одиночную келью монастыря в городке Тордесийяс (Tordesillas). Там она провела оставшиеся ей полвека жизни, будучи формально правящей королевой Кастилии, а впоследствии и Арагона.



Лестница на хоры

Лестница, ведущая на хоры, выполнена в стиле мудехар (mudéjar), который достался испанцам от мавров. Во всех трёх секциях лестницы мы видим геометрические и растительные орнаменты, характерные для этого стиля. В качестве материала использовали стукко (штукатурку). Этот материал удобен в обработке и долговечен. Правда, ступеньки за 500 лет заметно истёрлись, так что при спуске с хоров мне пришлось проявлять чудеса акробатики, чтобы не загреметь.



Главный алтарь и кафедра с хоров

На этот раз мы видим уже главный алтарь, снятый со стороны хоров. Он на сотню лет моложе остального храма, потому что оригинальный алтарь был утрачен во время пожара. Этот алтарь состоит как из скульптурных, так и живописных изображений. Он выполнен из полихромного дерева. Как сказал мне служитель, все алтари (тут их немало), как и кафедра, вырезаны из дерева. Это вообще характерно для испанских церквей.



Площадь Plaza Mayor

Большинство старых испанских городов имеет главную площадь, которая так и называется - Plaza Mayor. Есть такая и в Аранде. Она имеет форму морковки. В узкой части морковки мы пообедали и теперь смотрим на широкую часть. Впереди - башня с оригинальным завершением. Зоркий читатель заметит, что мы её видим не в первый раз. Сейчас посмотрим поближе.



Puerta de Duero

На пути к машине снова переходим через реку Дуэро, но уже по другому мосту. Взглянув назад, снова видим комплекс зданий с оригинальными башенками. Правое, пониже, называется Puerta de Duero - ворота Дуэро. Сквозь него пробита арка в старый город (через неё мы только что прошли). Здание же слева - современный жилой дом, но с фишкой - такой же башенкой, как и у старых ворот. Креативная идея и ещё одна визитная карточка Аранды, наряду с фасадом церкви.



Река Дуэро

И вот опять река Дуэро, пусть и с другого моста. Сейчас спустимся на экотропу вдоль левого берега реки и вернёмся к парковке. Вдалеке можно различить металлические конструкции моста, с которого мы начинали. А с того моста соответственно виден этот.

На этом всё. Ничего не забыл? Ах, да. Аранда по-испански означает клюкву. Клюква-на-Дуэро.

Экскурсии, Архитектура, Реки, Автопутешествия, Путешествия, #любимыегорода, Кастилия и Леон, Бургос (провинция Испании), Церкви, Птицы, История, Испания

Previous post Next post
Up