Крохотный городок Альбаррасин (Albarracín) лёг на мой маршрут между Куэнкой и Теруэлем. Мог бы и не лечь, но очень хорошо, что лёг. Эта средневековая жемчужина, однажды выбранная самым красивым городком Испании (есть такой ежегодный, кажется, конкурс), обладает уникальной историей и удивительной архитектурой, не говоря о потрясающих природных ландшафтах. Сейчас всё увидим.
Гостиница и висячие дома в Альбаррасине
Этот кадр был сделан сразу по приезде - не выходя из машины, можно сказать. Точнее, из машины я всё-таки вышел и даже расплатился за парковку, и тут же взялся за камеру. В кадр попали гостиница Mesón del Gallo, где мы остановимся на ночлег, и висячие дома (casas colgadas), особый вид средневековых домов Испании, построенных на скалах и потому кажущихся очень высокими и прямо висящими над бездной.
Собор и замок Альбаррасина - вид из гостиницы
Вот такой вид открывался из окна или, если угодно, с балкончика гостиницы. Перед нами собор Альбаррасина, взмывающий в небо Арагона, и чуть дальше не менее впечатляющий маврский замок. А слева - парковка в пойме речки Гвадалавиар; оттуда мы снимали первый кадр. С неё начинается живописная тропа вдоль этой реки. На такой поход у нас, увы, не было времени. Справа - лестница, по которой мы подойдём к собору. Без лестниц тут не везде и пройдёшь.
Вид на город и крепостные стены от собора
В сам собор мы в этот раз решили не ходить; вместо этого воспользовались смотровой площадкой рядом с ним. Вдалеке от края до края простираются крепостные стены Альбаррасина (murallas), а поближе, среди городской застройки, церковь Сантьяго. Мы всё это, конечно, увидим и поближе.
Церковь Санта-Мария
На южном краю городка находится церковь Санта-Мария. На этом снимке хорошо видно, что её строительство состояло из отдельных этапов; один стиль сменял другой. Нижние тяжеловесные романские этажи продолжаются этажами в стиле мудехар (mudéjar). Так называли мавров, остававшихся на полуострове до завершения реконкисты. И так же назван стиль в искусстве, возникший под сильным влиянием мавританского искусства. Одна из отличительных особенностей этого стиля в архитектуре - рельефные узоры из кирпичей, которые мы здесь и видим.
На этом, не самом удачном кадре, не видна башня доньи Бланки, стоящая на краю старинного кладбища. Она тут прячется справа, рядом с деревьями. Рассказывают, что донья Бланка (doña Blanca) была принцессой, сестрой короля, умницей и красавицей, которую любил весь народ Арагона. Однако её невзлюбила невестка, королева Арагона. Что это было - ревность, зависть - история умалчивает, а кто знал их лично, уже не вспомнят. И вот сжила её из королевского дворца злая королева, и пошла Донья Бланка куда глаза глядят. По дороге забрела несчастная девушка в Альбаррасин. Полюбил нашу Бланку весь народ Альбаррасина и не хотел её дальше отпускать. В ту пору Альбаррасин был крохотным княжеством, независимым от Арагона; им управляла семья из Наварры, освободившая город от мавров. И вот эти правители очень боялись неприятностей от Арагона, ведь они были много слабее. И они настояли, чтобы донья Бланка пошла дальше. Народ очень тепло прощался с принцессой и её свитой, когда вдруг кто-то заметил, что девушка исчезла. Долго искали её, но так и не нашли. Но многие люди видели с тех пор, как в полнолуние появляется вдруг на улицах Альбаррасина девушка с длинными белыми волосами и потом так же неожиданно исчезает.
Цитадель Альбаррасина
Повернув от церкви Санта-Мария обратно на север, мы увидим ещё одно величественное сооружение - построенную маврами цитадель, или алькасабу (alcazaba, от арабского аль кашба - цитадель). Это сооружение в последний раз использовалось в 16 веке, и к настоящему времени цитадель представляет из себя археологический сайт, в котором предстоит ещё многое раскопать. Поэтому внутрь на экскурсию мы решили не ходить - подождём, пока всё раскопают. А пока удовлетворились внешним видом - он тоже впечатляет.
Орлы над своим "гнездом"
Отвлечёмся на минуту от рукотворных артефактов. Как я упоминал, Альбаррасин, кроме прочего, известен уникальными природными ландшафтами, создающими единый ансамбль с городом. Огибаемый глубоким каньоном реки Гвадалавиар город-крепость получил благодаря своей орографии прозвище «Орлиное гнездо». И, находясь перед древней цитаделью, то есть в самом центре «гнезда», мы видим в небе хозяев этого гнезда. Орлы это или другие хищные птицы, но их завораживающий полёт очень тут к месту.
Собор Альбаррасина
Обойдя почти весь городок по часовой стрелке, мы вернулись к собору Спасителя (la catedral del Salvador de Albarracín). Он построен в конце 16 века. Отсюда, с западной стороны, он кажется не таким внушительным, как с востока, потому что он стоит на довольно крутом склоне. Можно представить, насколько непросто в такой ситуации было организовать внутреннее пространство собора, но, похоже, архитекторам это удалось: собор стоит на своём месте уже 400 лет и не падает.
Пласа Майор
Сердце большинства старых испанских городов, от Мадрида до Альбаррасина, - главная площадь (Plaza Mayor). Это традиционно и главное торжище, и место, где расположена мэрия (ayuntamiento). Где в Альбаррасине находится мэрия, несложно догадаться по часам с колоколом. Есть и ещё одна функция у Plaza Mayor. Тут проводятся праздники и представления, тоже в большей или меньшей степени традиционные. Для этой цели на краю площади возведена деревянная конструкция для зрителей, на которой мы, собственно, и сидим, наблюдая за никогда не замирающей жизнью Главной площади.
Rincon del Abanico
Остановимся у этого необычного место неподалёку от Plaza Mayor, называемого Rincon del Abanico (веерный уголок). В этой точке пересекаются, упираясь друг в друга, сразу несколько домов. У Альбаррасина, как мы уже видели, очень сложный рельеф, и это место демонстрирует то, как хозяева участков исхитрялись оптимальным образом использовать каждый клочок пространства.
А вы обратили внимание, что дома по всему Альбаррасину имеют тёплый розоватый оттенок, придающий городским видам особую прелесть? Это объясняется особенностями химического состава местных глин, добывавшихся для строительства города. Предположу, что они изобилуют железом, хоть я и не химик.
Дом Хулианеты
Ещё одно жилое место, демонстрирующее выдумку, с которой жители Альбаррасина обустраивали своё пространство: дом Хулианеты (casa de la Julianeta). Этот дом стоит на двух пересекающихся под острым углом улицах разной высоты, и, похоже, в нём просто отсутствуют прямые углы. Больше того, второй этаж выступает над первым. Снимок сделан сквозь Portal de Molina, арку, входящую в северо-западную часть крепостной стены города. Те, кто знает испанский, могли бы подумать, что арка названа в честь мельницы (molina), расположенной где-нибудь поблизости. На самом же деле за этой аркой начиналась средневековая дорога на Кастилию, в сторону городка Молина-де-Арагон (Molina de Aragón) в провинции Гвадалахара.
Церковь Сантьяго перед городской стеной в предзакатный час
И вот мы подходим к кульминации (верхней точке, в любом смысле слова) нашей прогулки. Сейчас начнётся подъём на крепостную стену (murallas). Тропинка начинается от церкви Сантьяго, которую мы уже видели издалека. Уже остался внизу под нами собор Сальвадора, да и весь остальной городок. Выше нас - только крепостные стены.
Крепостные стены Альбаррасина
Вот и сама стена, её северо-западный участок, продолжающий ту стену, через которую пробита арка Молины. В верхней её точке - башня Андадор (Andador), построенная, как и цитадель, ещё при маврах. Туда мы и направляемся.
Восточная часть крепостной стены
Мне удалось подняться на одну из башен, чтобы сверху увидеть восточную часть стены. Для бесстрашных любителей лазать по крепостным стенам (не меня), тут открывается возможность подойти к двум другим башням. Мы же посмотрим поверх стены, туда, где открываются захватывающие виды окрестных гор. Над левой башней можно различить, как на поверхность выходят горные породы, давшие домам города тёплый розоватый оттенок.
Вид на город с башни Андадор
На этом снимке, сделанном с самой высокой точки города, - с башни Андадор - можно увидеть практически всё - старый город с церковью Сантьяго, извилистую долину реки Гвадалавиар, огибающей город, собор Сальвадора и цитадель позади него, церковь Марии с башней Доньи Бланки, крепостную стену и замечательные горные ландшафты. Так что теперь, дорогой читатель, я могу со спокойной совестью сказать, что показал вам весь Альбаррасин.