Шедевр из Ресторана

Apr 12, 2019 02:54

Завтра исполняется 115 лет со дня трагической гибели русского художника Василия Васильевича Верещагина. Ему и посвящается этот материал.

Я неспроста полностью произнёс имя моего сегодняшнего героя. В истории русской живописи он - не единственный Верещагин и даже не единственный Василий Верещагин. В ту же историческую эпоху творили братья Василий Петрович и Пётр Петрович Верещагины. И, хотя наш сегодняшний Василий не приходится этим двоим ни сыном, ни сватом, ни вообще, скорее всего, никаким родственником, запутаться нетрудно. Поэтому - всё! - сегодня только о Василии Васильевиче.

Подробно останавливаться на биографии Верещагина я тут не буду - любой может найти её в Сети. Из публикаций последних лет отмечу эту, изобилующую иллюстрациями: Неполиткорректный живописец ©. С неё всё и началось...

Минувшим летом, с подачи v_murza, я побывал в городе Риверсайде, точнее, в гостинице Mission Inn, а ещё точнее, в ресторане Duane’s. В этом роскошном, но всё-таки, казалось бы, неподходящем для высокого искусства месте красуется неведомый пока широкой российской публике шедевр Верещагина - Штурм холма Сан-Хуан.

Собственно, главной целью моего вояжа были не еда и не ночлег, а именно картина в ресторане. Редко когда в ресторане можно увидеть шедевр живописи, но это случай именно такой. Для русскоязычной публики эта картина должна быть интересна тем, что она этой публике совершенно неизвестна, и за неё принято принимать один из эскизов.

Минувшим летом я скатался в Риверсайд, увидел и сфотографировал картину. К сожалению, картина не очень удачно освещена, и моё фото ни в коем случае нельзя назвать профессиональным. Та поездка кончилась публикацией Малоизвестная картина Верещагина, или как я штурмовал холм Сан-Хуан. А я стал готовиться к новой поездке, чтобы раздобыть приличную фотографию и заодно осмотреть и гостиницу, и городок.

На этот раз я подготовился обстоятельнее - заказал экскурсию по гостинице, приобрёл литературу, да и времени у меня было побольше. Не стану томить публику - поделюсь раздобытой мной репродукцией.

История картины такова. Верещагин был наиболее известен батальными сценами знаменитых сражений Европы. В 1899 году художник посетил США и встречался с Теодором Розевелтом, который недавно вернулся с Испано-Американской войны. Розевелт рассказал ему о ключевых моментах войны, которые Верещагин впоследствии изобразил на полотне. Розевелту, которому американские газеты создали славу отчаянного смельчака, работа Верещагина, очевидно, понравилась, потому что он использовал её копию в своей книге “Rough Riders”, что можно вольно перевести как головорезы в седле. Так назывался добровольческий кавалерийский полк, которым командовал Розевелт. Забавно, что в конечном итоге наши кавалеристы сражались в пешем строю, что мы сейчас и увидим.



Вот, собственно, и картина. В приличном качестве она пока в Интернете не появлялась. За кадром осталась массивная золочёная рама шириною в 12 дюймов. Сама картина имеет размеры 95 на 68 дюймов.

Что мы можем тут увидеть? Прежде всего, считается, что здесь присутствует сам командир, Тед Розевелт. Экскурсовод не смог с уверенностью показать мне на картине будущего президента, но я почти не сомневаюсь, что он изображён в правой нижней части картины, с пистолетом в вытянутой руке.

Верещагин не стал на этот раз пугать нас кровавыми сценами, однако крови вокруг должно быть предостаточно. На ближнем плане бойцы перескакивают через неподвижные тела своих товарищей. В центре картины раненый сидит на земле, но ему некому помочь. Загадочное лицо - очевидно, тоже раненого - выглядывает из высокой травы у правого края.

В том же 1900 году, когда Розевелт издал книгу и впоследствии стал вице-президентом, картина была выставлена в Чикагском Институте Искусств, где её купил за $1800 коллекционер из северной Калифорнии. В 1917 году владелец гостиницы, где, кстати, бывал и сам Розевелт, и другие президенты, скатался на аукцион в Сан-Франциско и купил эту и ещё несколько картин. Хозяина и основателя гостиницы звали Фрэнк Миллер, и он обожал покупать всякие вещи для украшения гостиницы. Купленные им предметы бывали разного качества, но картина Верещагина, несомненно, занимает среди них особое место.

Гостиница Mission Inn переживала взлёты и падения. Однажды, лет 30 назад, она была на волоске от того, чтобы быть снесённой, и на её месте построили бы что-нибудь современное. Но случилось чудо - в последний момент гостиницу приобрёл местный бизнесмен, который привёл её в порядок и вновь открыл для публики. Он по-прежнему, вместе с супругой, владеет гостиницей, и ресторан, в котором экспонируется наша картина, назван его именем.

Нужно сказать, что и гостиница, и окружающие её кварталы, и весь городок заслуживают хорошо иллюстрированной публикации. Об этом - в следующий раз.

"mission inn", Верещагин, Рузвельт, Риверсайд, Калифорния

Previous post Next post
Up