Расскажу тут подробно, как я работаю. Чтобы через год перечитать и осознать, как изменилась моя скорость и техника (и изменилась ли).
Я стараюсь соблюдать три правила:
- картинка должна рассказывать историю;
- история должна быть частью моей личной мифологии;
- результат должен быть максимально близок к тому, что я видела у себя в голове изначально.
Покажу на примере
вот этой картинки, которую я нарисовала в свободное время для собственного удовольствия.
Ночью пошёл снег. Буквально за час он замёл двор, крыши и фонари. Машины уже не ездили, не было прохожих, дорогу и тротуар словно накрыло мягким одеялом. Вид за окном превратился в рождественскую открытку. Я попыталась сфотографировать, но вместо волшебной синевы получила бурую зернистую картинку.
Поэтому мне немедленно захотелось нарисовать, как оно там, за окном. Как я это вижу. Запечатлеть особую зимнюю магию, которой мне так не хватает в Голландии. Передать ночное снежное спокойствие, когда мир замирает и земля, кажется, перестаёт вращаться...
Итак, я начала с этого смутного ощущения неподвижности и безмолвия. Как его подчеркнуть композицией? Поместить основное действие в ровную горизонтальную плоскость. Без острых углов и диагоналей. Диагонали я использую, когда нужно передать движение, а здесь задача обратная. Я разделила лист на три части по горизонтали и вертикали (центр внимания будет на пересеченях этих линий). И стала искать общую композицию.
Фото из окна
Поиски композиции
Нарисовала несколько быстрых вариантов, подвигала домики и деревья. С одним из них буду работать дальше:
Мне хотелось, чтобы действие происходило в условном Амстердаме. Но в альтернативной реальности. Вообще, я рисую два вида картинок. Первый - «картинка в день». Их я рисую, даже если совсем нет настроения и куча других дел. Для поддержания навыка и для того, чтобы пополнять книжку с эскизами татуировок. Это быстрые рисунки, на которые я трачу час-два от наброска до финального контура. Обычно они изображают какие-нибудь предметы или растения в мультяшном стиле, который я люблю за простоту и эффектность. Второй - картинки с сюжетом. Для них я тщательно продумываю историю и детали. Чтобы всё, что в итоге окажется на картинке, работало на эту историю.
Так вот, все картинки второго вида происходят в одном и том же мире. В этом мире разумны не только люди, но и животные, а также автомобили. У них есть свои сложные отношения «машина-машина» и «машина-хозяин» (не любовные, хаха). А, и все они - одной марки, ситроен с3 (я уже говорила про личную мифологию?).
Итак, рисую свою улицу. Ночь, фонарь, снежные крыши. Человек с зонтом. Мы видим, что он только что вышел из машины - следы колёс ещё не замело. Человек остановил машину в странном месте: впереди целая куча свободных парковочных мест, а он зачем-то идёт домой пешком. Видится мне здесь драматическая история между человеком и его автомобилем. Горечь расставания. Конец отношений. Невозможность остаться ни минутой дольше. Человек знал, что покинет свою машину, и заранее взял зонт, чтобы идти пешком (хотя автомобилисты обычно зонтами пренебрегают). Но перед последней поездкой машину любовно почистил...
Движение происходит справа налево. Человек идёт назад, будто бы в прошлое. Рисую. Крашу.
Нет, всё не так. Во-первых, ветки. На наброске было ок, но в цвете я вижу, что ветки корявые и уродливые. Во-вторых, цвет. Его очень много и он чересчур оптимистичен. Ночь получается слишком нарядная. Окошки приветливо светятся. Кругом происходит жизнь. А мне хотелось безмолвия! Одиночества! Перерисовываю.
Погасила яркое окно на первом этаже. Оно как бы говорило собой: посмотри! во мне тоже что-то происходит, я яркое красное окно прямо в центре картинки! А мне надо было, чтобы конфликт совершался между человеком и машиной, без посторонних.
Опять не то. От красного зонта надо избавиться. Окно на втором этаже гореть не должно: дело заполночь, свет будет только в спальнях (может, на кухнях там и сям, если кто-то спустился попить водички). Справа на средний план просится ещё одна припаркованная машина. Фонари в реальности должны быть чаще расставлены, надо добавить второй. Кроме того, мне не нравится снег. Я начала рисовать, как он спокойно падает большими кругляшами. А человек-то идёт пригнувшись, будто преодолевая сопротивление ветра! Так что я прямо поверх накидала линиями, куда дует ветер. И перерисовала ещё раз:
Ну вот, тут всё, о чём я хотела рассказать, на месте. (Заметим, как изменился снег на окошках с появлением ветра). Цветовая гамма сдержанная и ограниченная: дома серые, снег синий, свет жёлтый. Фонари показывают нам, куда смотреть. Добавляю снег и ветер, готово:
У меня есть много приспособлений, облегчающих жизнь художнику. Световой стол, планшет, фотошоп, принтер. И даже несмотря на то, что я всем этим пользовалась, а картинка довольно простая технически, у меня на неё ушло три дня и примерно двадцать часов работы. А казалось бы - посмотрел в окно, сел и нарисовал, делов-то. Но нет.
На всякий случай напомню, что на меня можно подписаться в инстаграме
@slonenkotattoo