Русские усадьбы, московский модерн, древнерусская архитектура, монастыри, барокко, старые карты, старые фотографии, картины, гравюры, карта Крыма
Опять я возвращаюсь к любимой усадьбе Глинки. Хочу Вам показать несколько старых фотографий церкви, размещенных в сообществе
города Лосино-Петровский в вк. (или Лос-Петроса, кому как лучше), часть взята из архива А. Филимона, а сравнительные фотографии это результат моих двух поездок в усадьбу Брюса
осенью 2012 года и
летом 2013 года. Огромное спасибо хочу выразить Юрию Михайлову за работу, которую он проводит, являясь администратором одного из сообществ города Лосино-Петровский...
Так выглядел храм в начале XX века...
В 1930-ые годы Храм, который был построен Графом А.Р. Брюсом в XVIII веке (1756) реконструировали таким образом, что из него получилcя корпус санатория...
Первое упоминание о каменной церкви Иоанна Богослова относится к 1710 г. С 1733 г. селом, вместе с находящимся там храмом, владела семья Брюсов. В 1753 г. А.Р.Брюс подал прошение о строительстве церкви в усадьбе Глинки, вместо пришедшей в негодность церкви в селе Мизиново. Получив разрешение, он возвел каменную церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом во имя святого благоверного князя Александра Невского.
Храм был освящен в 1756 г. В 1787 г. при нем выстроили усыпальницу семьи Брюсов.
2. Начало XX века.
Храм имел продольно-осевую пространственную структуру. В композиции доминировала колокольня, которой отвечало завершение центрального объема.
3. Двусветный четверик главного храма имел высокие нижние окна с арочными перемычками, украшенными головками херувимов, в барочных наличниках с треугольными сандриками, и почти квадратные верхние окна в наличниках с «ушками». Боковые фасады завершались фронтонами с овальными люкарнами в тимпанах. Такими же были окна двусветного прямоугольного с апсидальным выступом объема алтаря. Фасады были обработаны пилястрами композитного ордера. Резные детали были выполнены из белого камня.
Алтарная часть церкви в настоящее время.
4. В алтарной части была погребена графиня П.А. Брюс, над могилой которой поставили великолепное мраморное надгробие работы И. Мартоса. В советское время на месте захоронения на глубине трех метров были сделаны душевые пансионата.
5. Храм (рисунок
отсюда)
После закрытия церкви и перестройки ее в 1930 г. в жилое здание, надгробия из усыпальницы поступили в фонд филиала музея архитектуры им.Щусева. Усадьба Брюса обращена в санаторий. Сейчас здание заброшено.
6. Н. П. Мартос. Надгробие П. А. Брюс 1786-1790. Мрамор, гранит.
А вот фотографии надгробия в церкви до перестройки. Это надгробие - едва ли не самое лучшее и зрелое произведение Мартоса.
7. Начало XX века.
8. Начало XX века.
9.
10. Фото начала XX века. Алтарь.
34. Вход в алтарную часть в наше время.
11. В литературе сложилось мнение о том, что церковь в усадьбе «Глинки» утрачена бесследно. Однако, проведенное в 1982 году, при составлении паспорта памятника, натурное обследование показало, что основные объемы главного храма и трапезной полностью сохранились и вошли в состав нового здания.
Так выглядит санаторный корпус в наше время.
12. 1940-1950-е годы.
Сейчас
13. В журнале "Русские немцы" в записи
http://russiangermans.livejournal.com/11870.html про немцев во Фрязино есть любопытная информация, адресованная щелковским-фрязинским-лосино-петровским краеведам Георгию Ровенскому и Александру Филимону: "Шлю тебе фото, снятое 1947. Мы жили в тех двух комнатах, которые обозначены красными пятнами. Там где красная рамка, раньше был Храм. В наше время вся правая часть здания была заперта на ключ.
Там мы жили с октября 1946 до ноября 1947 в корпусе № 3 ... Регина там тоже жила и многие, кто позже жили в Гребневской усадьбе "Семашко" ...
В самом городе Монино мы наверное никогда не были ... покупки делали в Лосино-Петровском ... для нас это все обозначалось "Монино" ...Летний замок Брюса не тот, в котором мы жили. Мое фото в предыдущем письме уточняет это. "Наш дом", всеми назывался "замок" и стоит на заднем конце усадьбы, вблизи некоторых деревенских домиков. "
Спасибо, есть что добавить?