“Тиски” (реж Тодоровский, актеры: Матвеев, Бондарчук, Серебряков). Антинаркотическая сказка-небылица

Nov 27, 2007 09:06

Наркотики... Это страшно, это разрушительно, это безнаказанно и беззаконно?! Вовсе нет, уверяю Вас! Это может быть весело, “гламурненько” и “готичненько”, как бы само собой разумеющееся. Это фильм "Тиски" с блеском рассказывающий о судьбе безвольного и бесхарактерного героя, которому “все пох...”

За что благодарить фильм?! С первого впечатления - хорош, вроде бы поднимает проблемы, музыка, видеоряд. Со второго и третьего - пустышка, плацебо для считающих, что жить - это "плыть по течению", а предел мечтаний молодого человека - карьера ди-джея, не испытывающего никаких мук совести от предательства и измены девушке, убийства человека и стукачества, ведь "деньги не пахнут"!

"В некотором царстве, в некотором государстве", в южном городке "живет такой парень", "парень из нашего города", принц-не принц, но холеный, вяловатый, "ни рыба, ни мясо", гламурненький, сладенький, "добренький" ди-джей Денис (Михаил Матвеев). Живет он, ни о чем не мечтая, кроме как "крутить свои диски", "тискать девочку", и "мурыжить друзей" в поисках денег.

Примитивизм сюжета и сценария должен быть искуплен, видимо, красивой оболочкой операторской работы, монтажа и игрой актеров. Но их нет и в помине - модненько, эффективненько и все. В игре актеров - нет ни особых терзаний, ни переживаний, ни развития роли. С "добренького" Дениски все как с "гуся вода". "Все окружающие" с него чуть ли не “пылинки сдувают”:, а он еще "кочевряжится", выбирая, кто и чем ему "румяней и белее”. Бандит-Бондарчук предлагает ему ни о чем "не париться", стать управляющим клуба, где продают наркоту, а "мент поганый"-Серебряков - стать героем и разоблачить "нравственного урода Вернера", травящего и отправляющего на тот свет стольких людей.

Дебютной роли актера МХТ (между прочим!) Максима Матвеева не завидуешь и не веришь, совсем, как Станиславский. Ему либо нечего играть, либо он не может раскрыться. Мне показалось, откуда В.Тодоровский попытался "списать" образ своего героя - с молодого Руденского времен телефильма "Жизнь Клима Самгина" - намеренно или случайно, но даже их "типажи" похожи. Только насколько молодой тогда еще Руденский "переигрывает" молодого Матвеева! У Дениса-Матвеева - застывший взгляд, почти всегда -мимо камеры, "мягкотелость" и никакой "рефлексии", практически никаких страданий, или переживаний, или попытки осознать, что жизнь "вертится не только вокруг него", как "пупа земли". Он - безволен, жалок, и бесхарактерен одновременно, не симпатичен, не трогает, практически ничем. Его “друзья-дилеры”, Пуля и Крот, тоже простые “чуваки, не заморачивающиеся не на чем”, зачем… Пофигизм - наша сила, ништяк, класс!

"Озарение" Дениса происходит не сразу и не вдруг, но как совсем банально, опосредованно . В ночи в дождь, “вброшенной в машину с ментом исколотой руки подростка"; или “трэшевой сценкой” (а как без нового и модного "прибабаха") - убийства в клубе; или изменой и отъездом бывшей любимой, и осознанием, что стало с нелюбимой нынешней, сестрой бандита.

Друзья помогают ему выйти на Вернера, очаровательного мерзавца в исполнении Федора Бондарчука (единственный, кто играет почти убедительно, может "самого себя"?!), держащего город наркотой, рядом с презренным и дурнопахнущим, несвежим "вонючкой"-сотрудником "неких антинаркотических структур" майором Дудайтисом (Алексей Серебряков), не брезгующим бутылочкой, когда-то тоже коловшимся, но, преодолевшим этот недуг, и, собирающим, компромат на Вернера. У Дениски есть гражданская жена. У Вернера - сестра. Рано или поздно, попытка вспыхнувшего было "любовного треугольника" заканчивается уходом гражданской жены и "страшной правдой" о сестре. Она - наркоманка, ее поймали, надругались и теперь она не может жить без дозы, жуть-жесть, Вам уже страшно?!

Продолжение под катом...

Женские роли вовсе не прописаны в картине, все это лишь фон для мужского соперничества в треугольнике (Матвеев - Бондарчук - Серебряков), между полюсами которого вроде бы должен был "метаться" герой. Но он лишь "плавает" между ними. Екатерина Вилкова (“гражданская жена”) и Евгения Харевская (сестра Тайя) блеклы и бедны. Тайя просто пытается чуть ли не трагически изобразить жалкое подобие "Княжны Мери", а в итоге, получается очередная "девочка со сложной судьбой" из "Фабрики звезд", мучающаяся в приступе ломки (сцена показана вовсе не так страшно, в темноте комнаты, на дальнем плане).

Да, операторская работа и музыкальное сопровождение, клиповые интонации отчасти "спасают фильм", но финал предсказуем. Зло - наказано, добро - побеждено и... пустота. Фильм страдает от отсутствия сколько-нибудь идейного наполнения и нравственного осмысления и развития героев, не вскрывает ни “правды жизни”, ни ценностных ориентаций, ни осуждения всей жесткости проблемы наркомании, наркотрафика и т.д., а вот это уже - проблема режиссуры и сценария.

И еще: голый волосатый торс Ф.Бондарчука (и еще двоих "витязей без тигровых шкур", прячущих свою наготу" в центре города - сцена достойная скорее "Дома-2", чем фильма режиссера, снявшего “Страну глухих”, “Мой сводный брат Франкенштейн”, “Любовника” и “Подмосковные вечера”). Это, конечно, может быть интересно для "мальчегов" и "деффачек-подростков", а списанный из "Бриллиантовой руки" поход героев на встречу с наркобароном по "псевдо-стамбульским кварталам" (помните, восточные переулки Семен Семеныча) настолько увлекателен, насколько и смешон.

Равно как и некоторые реплики героев, звучат как-то уж совсем без изысков, банальненько, без колорита субкультуры наркоманской тусовки, или бандитской среды, или даже речевых особенностей местности южнорусского города (где все, заметьте, говорят почему-то "по-московски", - и “а-кая”, и также складывая штампами предложения, что странно):

"Сделай мне ребенка, ди-джей"; "дали в морду - это входной билет в жизнь"; "тянется к тебе молодежь - будешь человеком, и к тебе потянутся"... Наконец, кульминация: "Посмотри на себя, кто ты, шестерка, ЛАПУХ", - говорит герой Вернера-Бондарчука - Дениске-Матвееву... "ЛАПУХ"... Ну-ну, а следовало бы сказать, по-современному, "ЛУЗЕР"... Видно, о таком слове или “конвергенции слов”, пытающихся "подстроится" под язык современной молодежи, сам еще далеко не старый В.Тодоровский не догадывается.

Наконец, финал картины - слезоточивый "хэппи-энд"! Герой, вышедший из всех передряг, как в сказке, "сухим из воды", не получавший по фильму даже царапины, без зазрения совести предает ставшего ему столь ненавистного, раненого в перестрелке, Вернера, а до этого, спокойно убивает человека, даже "глазом не моргнув" (ни до, ни после, ни во время). Идет на закат по полю, - снято, действительно "картинно красиво", - слышит два выстрела, экран темнеет... Чтобы “вспыхнуть” на последнем кадре: "в Москву, в Москву, в Москву... с Тайей, с Тайей, с Тайей).... На поезде... с лицом человека, собравшегося то ли "в турпоход", то ли "покорять столицу"... Еще не решил, ему ведь "все пох..."

Фильм, действительно хорош, но как очень облегченное чтиво, как гламурно-глянцевый журнальчик, для подростков, как сигареты “light”: мол "не ходите дети, в Африку гулять"... Там "большие крокодайлы"... и "нехорошие дяди". И, раз пристрастившись к миру наркотиков, из них будет сложно выбраться. Ничего особо шокирующего нет и в помине (кроме сцены убийства), никаких страданий и ломки, никаких вен, разве что так “синячки”, пройдет…

Но ни "миллиона терзаний", ни особых мук, ни даже сопереживания к героям почему-то не испытываешь. Корпоративность и усредненность, снятого на скорую руку, по госзаказу фильма, обедняет его своей "картонностью", "надуманностью", предсказуемостью и упрощенностью проблем. Рекомендован для просмотра либо школьниками с ранимой психикой и тонкой душевной организаций, не знающим и далеким от реальных проблем с наркоманией (а ведь был, скажем, почти гениальный фильм "Игла" с В.Цоем или знаменитый “Реквием по мечте”), либо "гламурным пофигистам", у которых "жизнь удалась", "предки все устроили", им все "по фигу, по приколу".

Но даже за это хочется сказать авторам - спасибо. Угадали с мейнстримом, сделали экшн. Уже хорошо! Правда, ладно сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пускай и "сказка", пускай и "лубок", но может быть, хоть кого-то остановит от мира “дури” - наркотиков. И за это простить можно многое вышеперечисленное, и поблагодарить авторов, продюсера (Л.Ярмольника и Ко), спонсоров - Комитет по Госнаркоконтролю. И не важно, что глава этого комитета на полном сурьезе участвует чуть ли не “чекистских войнах” и "межклановых разборках". Это обывателю - неинтересно.

Ведь это уже не сказка, а жизнь, о сути которой молодым знать необязательно. Зачем им искать взаимосвязи, зависимости, параллели с жизнью реальной и т.д. Почему всё общество "сидит на нефтегазовой игле" как на наркотиках, и, следовательно, в "Тисках" все, но выход ищут по-своему. Кто-то борется, кто-то приспосабливается, кто-то опускается, кто-то гибнет, кого-то спасают. Но узнают ли об этом те, кто посмотрел фильм В.Тодоровского и нужно ли им "заморачиваться" или "будь проще, don`t worry, be happy", - и люди к тебе потянутся?! Пофигизм нынче в моде. Как и фильм - модный, эффектный, но пустой.

Но всегда есть выбор. И пока еще есть выборы, суть которых и взаимосвязь с проблемой наркомании и наркотрафика очевидна, осознают очень немногие. Хотя заДУМАться над этим стоит, кто, как и когда сможет навести порядок и бороться с проблемой не только фильмами и облавами в клубах и на дискотеках. 

власть, молодежь, кино, гламур, женщины, культура, Россия, психология, общество, мужчины

Previous post Next post
Up