Марш несогласных в Москве. Честно, глазами беспартийного очевидца. По горячим следам.

Nov 24, 2007 18:04

Боишься - не делай, делаешь - не бойся! Все-таки одно дело, проводить и вести “круглые столы” в прошлую избирательную кампанию 2003 года в столице и регионах, с дискуссией различных партий, социологов, политологов, журналистов - почти на равных, и совсем другое, самому принимать участие в 2007, быть в гуще событий, среди людей, когда иного выбора и площадки для дискуссий и протеста, уже нет.

Подводить итоги по горячим следам дело неблагодарное, но необходимое (уже не репортаж, еще не статья), обращаешь внимание на яркие детали, из которых потом формируется целое представление. На самом деле, марш состоял из двух частей: собственно митинга на проспекте Сахарова, длившегося порядка часа, на котором единогласно была принята резолюция и обращение к ЦИК, а также прорыва части участников к зданию ЦИК.

Первая часть - получилась более содержательной, показательной, действительно массовой - чтобы потом не утверждали в заказных материалах электронные и государственные СМИ; вторая динамичной, горячей - с задержаниями части манифестантов, в т.ч.  Каспарова и Лимонова, жестким пресечением дальнейшего движения к ЦИК и избиением части участников Марша.

Сделать это надо сразу, поскольку, даже бегло взглянув, на официальные сообщения придворых СМИ, обнаруживаешь ложь и о малочисленности митинга, и ложь о том, что там были только пенсионеры и ложь про две третьих журналистов. Понимаешь, остро чувствуя ложь агитации и пропаганды, когда видел все это своими глазами.

Но, обо всем по порядку. Глазами - очевидца. Ощущения - самые позитивные. Дело - стоящее. Но вопрос - насколько эффективное. Люди, коих собралось свыше 3,000 человек (сложно рассмотреть понораму, когда тесно как "шпрота в банке" вокруг) - способны на организованный протест, на сопротивление. Все они разномастные, всех возрастов, фифти-фифти организованно пришедших с партиями и движениями, и очень много “одиночек”: большей частью люди среднего возраста и достатка, молодежь и пенсионеры.

Те, кто дальше прошел маршем, "пытались провести разведку боем",  в преддверии подведения итогов выборов 2-3 декабря. Однако, организаторам, стоит задуматься над тем, как лучше продумать дальнейшие действия. Не только стояние на проспекте Сахарова/у ЦИК, но и другие меры, в совокупности должны привести к ожидаемому многими результату. Вопрос - не много или мало пришло на марш и митинг, а сколько "ядерных сторонников" будут готовы придти и привести за собой людей к решающей дате, кто не побоится, и какова она - день выборов, или после, новый год, в который нам "готовят сюрприз"?!

Состав пришедших очень колоритный - но вдумчивый, с умными, спокойными, чуть тревожными лицами. Здесь не было истериков с разукрашенными плакатными лицами клоунов - как в Лужниках, с теле-Путиным. Были, главным образом, те, кого не согнали, кто пришел, как и я не за деньги, а за совесть, по своей воле. И те, кто готов всеми силами отстаивать свое право, на инакомыслие, организованно.

За полчаса до начала митинга я был месте. По дороге, познакомился с активистом Марша, назвавшимся Леонидом, миновав “строительные леса”, и “точку невозврата”, поделившую проспект Сахарова на две части, мы оказались в огороженной зоне. Символично - перед нами была сцена для выступавших, на фоне мощного портала здания. Позади нас - руины строящегося дома. Аллегорий и метафор на митинге было довольно много. Например, трогательный “маленький синий платочек” (белый с синим рисунком), почти как в песне Шульженко, укрывавший один из динамиков.

За десять минут до начала митинга подтянулись колонны СПС, запрещенных нацболов, движений Смена и Гражданского фронта, начали раздавать флаги и газеты. Леонид, прервав нашу увлекательную беседу, в частности о необходимости широкого распространении среди материалов Марша - видео и дисков с запиями Шендеровича и знаменитой серии "Кукол" про Крошку Цахеса, с размещением на Youtube, Rutube и Intv, схвтитв охапку газет устремился в толпу. Площадь наполнялась народом.

Совет для идущих - старайтесь приходить загодя, хотя бы за полчаса - минут сорок - свободнее пройти через металлодетекторы и сможете занять достаточно удобное место с видом на трибуну/сцену. Зазвучали песни, и как парольный призыв, “В нашем доме поселился замечательный сосед”. Послышались крики: “Немцова ведут”...

Действительно, в окружении толпы российских и зарубежных корреспондентов, появился Немцов, в теплой кожанке, отороченной белым воротником, как показалось, приняв на грудь, против мороза и для храбрости. Два раза, остановившись для интервью, Немцов, поблагодарил пришедших, несмотря на заявленные провокации, крепко пожурил власть и, особенно олигархов, с которыми он боролся и, которые теперь пресмыкаются перед Путиным, и, сообщил о провокациях партии власти: звонках по ночам, выпуске якобы от имени СПС газеты для голубых, тиражом 18,000 экземпляров.

Митинг начался. Ведущий, член бюро Объединенного Гражданского Фронта Александр Осовцов, пригласил к микрофону лидера запрещенной НБП Эдуарда Лимонова. Я наблюдал за происходящим из стихийно образовавшегося “осиного гнезда”, вокруг было достаточно снимавших журналистов, репортеров в оранжевых накидках, что позволяло наблюдать за происходящим достаточно близко от сцены.

Лидер лимоновцев, в теплом черном пальто, говорил четко и ясно, начав с призывов против Путина, сместив главный акцент, на общем для многих, собравшихся здесь представителей очень разных политических сил, объединенных одним - нежеланием жить под пятой возвращающейся однопартийном системы, запрету и гонениям всякой оппозиции, призвав участников снова собраться, но уже перед зданием Центральной избирательной комиссии, 3 декабря, в шесть часов вечера. Вспомнилось, “в шесть часов вечера после войны”.

Среди выступавших, особенно яркими, стали речи Бориса Немцова и Гарри Каспарова. Первый, обвинив Путина в жестокости и цинизме, еще раз заявил о провокациях против СПС и представителей “Другой России”, указал на олигархов, с которыми боролся, в т.ч. и Березовского и Абрамовича и других, которые теперь правят бал вместе с Путиным, призвал не боятся и преодолевать страх, которым пользуется власть, чтобы сдержать протестные настроения, а также предложил участникам выучить новую частушку, по мотивам недавних футбольных страстей: “Оле, Оле, Оле, Оле, Россия - вперед”… : “Оле, Оле, Оле, Оле, Без Путина - вперед”.

Гарри Каспаров, призвал собравшихся не верить власти, показавшей, свое истинное лицо, сбросившей маски, не считающей за людей тех, кто не согласен с политикой Путина, реальную оппозицию, за 4/5 сил и кандидатов, даже не допущенных до участия в выборах. “Цены на нефть увеличились в десять раз, а люди, в массе своей не получили практических ничего, положение многих только ухудшилось, а наша цель - демонтаж режима, позорящего и гробящего страну. Даже, если власть пойдет на все, ведь у них нет аллергии на кровь, что показал Беслан, мы сможем победить если объединимся”.

Тем временем, за выступавшими на сцене появился транспарант-растяжка, на черном фоне, словно - серебряными пулями против нечистой силы, буквами красовалось: “За Россию и против Путина“. Развивались флаги СПС, запрещенной НБП (черный с белым кругом и серпом и молотом) и “Cтрелка гражданского фронта”. Напротив, вокруг меня каких только флагов не было: и синие движения Смена, и черно-желто-белые стяги, и флаги Республиканской партии Рыжкова, и белорусский оппозиционный - белый с красной полоской, и удивительные - небесно синие с цветным изображением Богородицы и двумя ангелочками вокруг (чьи?).

На митинге также выступили лидер движения “За права человека” Лев Пономарев и депутат ГосДумы, лидер Республиканской партии Владимир Рыжков, отметившие произвол и цинизм властей, представитель еще одного оппозиционного кандидата - диссидента Буковского, Николай Храмов, а также представители молодежных организаций, в т.ч. яркого “товарища” из запрещенной НБП, активно поддержанного галеркой митинга, и пламенной, не стесняясь в выражениях про "шайку" речи Маши Гайдар, облик которой венчал насыщенный черешнево-красный длинный шарф.

В течение всего митинга, спорадически, откуда-то слева от меня, извне, из глубины почти что “адова оцепления” доносились душераздирающие крики, мистерии. Видимо это нашисты, молодогвардейцы и их приспешники применили звуковое оружие, взорвав шумовую бомбу, децибелами глушилок, путаясь перебить выступавших. Тщетно.

В финале, Александр Осовцов, обросшей седовласо-черной бородой почти старца, опираясь на палочку, перебивая хрипотцу уставшего голоса, прочел резолюцию митинга, за которую собравшиеся проголосовали единогласно. Дальше, митинг был завершен. Часть манифестантов, среди которых был и я, вернулись старой дорогой - направо, и через метро, пытались попасть на Лубянку, к зданию ЦИК, но, увы, без особого успеха; а другая часть с мощным отрядом сторонников НБП двинулись на прорыв, где была встречена ОМОНом и арестами. Радует то, что Денис Белунов и Марина Литвинович, все-таки сумели дойти до ЦИК, и передали резолюцию участников митинга - дежурному.

На память остались фотографии на мобильник, пускай и не ахти какие, но свои, и газета "Марш несогласных". "Другая Россия". С прелестной метафорой в конце...

Отпечатано: Республика Беларусь, г. Бобруйск, ул. Партизанская, д.41.
Уверен, будет со временем и "дом 45", дом-год нашей победы 1945!

Эстафету завтра перенимает "Марш несогласных" в Петербурге. И пусть им сопутствует удача, по возможности без арестов и провокаций. А нам остается сделать свой выбор 2 декабря и, может быть, собраться снова, у ЦИК, после выборов, “в шесть часов вечера после войны”.

марш несогласных, свобода слова, власть, оппозиция, свобода выбора

Previous post Next post
Up