«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.» (Мр. 16;16), «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3;5) - сказал Господь наш Иисус Христос. О важности этого таинства для жизни Церкви упоминать, пожалуй, излишне. Таинство крещения уникально - в случае необходимости оно может быть совершено любым членом Церкви.
Крещение в общем смысле - добровольный акт отречения от всего греховного, что есть в окружающем мире, вхождения человека в Церковь, принятия на себя обязательств по изучению веры и построению своей жизни согласно Библейским канонам. «Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.»
[1] В настоящее время взрослый человек может быть крещен без восприемника, детям необходим минимум один восприемник - крестный одного с ним пола. Младенцев крестят
[2] по вере родителей; подразумевается, что они и крестные передадут ребенку необходимые знания.
В частном смысле крещение представляет собой совершаемый священнослужителем церковный обряд, сопровождаемый определенными молитвословиями и символическими действиями, через которые человек становится частью Церкви. В ходе совершения таинства Господь дает человеку дары Святого Духа.
Здесь будет рассмотрен идеальный вариант проведения таинства крещения, который в настоящее время, по целому ряду объективных причин, невозможно соблюсти в строгой последовательности.
Церковь участвует в жизни человека, начиная с момента его рождения. В Требнике
[3] этому событию посвящено три молитвы, в которых священнослужитель испрашивает благословения на дальнейшую жизнь матери и новорожденного: «Сохрани2 сію2 и3 сего2 младeнца», «рождeннагw младeнца соблюди2 t всsкагw ћда, t всsкіz лю1тости, t всsкіz бyри сопроти1внагw, t духHвъ лукaвыхъ, дневнhхъ же и3 нощнhхъ», и проч.
[4] «Молитвы эти выражают радость о вступлении в мир нового человека, и одновременно печаль об испорченности мира грехом. Они содержат также прошения о прощении, потому что только божественное прощение - данное и исполненное во Христе - может очистить эту радость, восстановить ее во всей полноте, сделать первый день жизни началом спасения».
[5] На восьмой день обыкновенно происходит наречение имени младенца. Это уже не просто молитвы, как молитвы первого дня, а целый молебный чин, посвященный новорожденному. В этот день Церковь впервые обращается к своему будущему члену по имени. «Во все времена имя христианина считалось святым, и потому с самого детства его учили уважать свое имя. Так родилась традиция давать крещаемому имя какого-либо святого, который становится таким образом его небесным покровителем и заступником. В этом выразился опыт Церкви как «Сообщества святых» - уверенность в том, что единственное истинное назначение и призвание человека есть святость»
[6]. В современной практике этот чин входит оглашение.
Внимание Церкви к матери обращено в молитвах сороковогого дня. Это так называемые очистительные молитвы, сущность которых состоит в том, чтобы вновь ввести в Церковь - воцерковить - отлученную на время нечистоты родительницу. С воцерковлением связана литургическая путаница: изначально два разных обряда - воцерковление матери и младенца - проводимые в разное время, по неизвестным причинам соединились вместе.
[7] Однако на практике они и сейчас совершаются отдельно.
Молитвы сорокового дня посвящены не только матери, но и младенцу, который судя по тексту, еще не крещен. Они так же составляют из себя краткое чинопоследование, содержащее обычное начало, молитвословия над матерью и малого отпуста с целованием креста
[8].
Вопрос о послеродовой нечистоте сложен сам по себе и напрямую к рассматриваемой здесь теме не относится. Однако совсем его не коснуться здесь тоже нельзя. Если в двух словах: в Православной Церкви на этот счет не имеется соборного определения. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов, включенные в Книгу Правил Православной Церкви, но это - не каноны Церкви.
[9] В наше время устоялась традиция совершать крещение младенца именно в сороковой день, хотя можно сделать это и ранее, если нет никаких препятствующих факторов. О вопросе присутствия матери на крещении может идти речь только в том случае, если она сама не в состоянии находиться в храме по причине нездоровья. Нет каких-либо существенных препятствий к совершению крещения и после 40 дней, однако лучше покрестить малыша в течение первых месяцев жизни, чтобы он спокойнее перенес обряд, так как более старшие дети склонны к капризам, вследствие начала формирования у них собственного мировоззрения, характера и воли, почему они бывают не способны контролировать свое поведение. Конечно же, в процессе взросления ничего плохого нет, это всего лишь может создать некоторые неудобства.
Обряд крещения предваряется оглашением. Оглашение - важный этап, в ходе которого крещаемый, если он осознает свои поступки, или его восприемники, получают либо уточняют знания о православной вере. В древности этот этап занимал несколько лет регулярного обучения; кроме того восприемники полагались всем оглашенным независимо от их возраста. Восприемник сам обязан иметь достаточно знаний, поскольку он несет ответственность за дальнейшее воцерковление крещаемого. Оглашенные не могли участвовать в Евхаристии, поскольку не были еще членами Церкви; возглас на литургии «Ели1цы оглаше1нные изыди1те»
[10] - призывал обучаемых вере покинуть храм. Оглашенного обучали всем вопросам, кроме догматических, поскольку они будут непонятны человеку, не получившему еще даров Святого Духа. Из Священного Писания в этот период рекомендовались к прочтению так называемые неканонические книги, такие как Премудрость Соломона, книга Иисуса сына Сирахова и др., поскольку в них раскрывается преимущественно нравственная сторона богопочитания, за что их так же называют назидательными.
К сожалению, в наше время этапу оглашения уделяют незаслуженно мало времени. Причин тому несколько: это и фактическое отсутствие огласительной традиции вследствие особенно острого нарушения оной в период советской власти, и отсутствие регулярной приходской огласительной практики, а подчас и самого прихода, и незнание восприемниками своих обязанностей, а так же нежелание как-либо готовиться к их исполнению. В настоящее время предпринимаются попытки введения обязательных предкрещальных бесед, без которых невозможно было бы принять крещение, но на практике пока еще не во всех храмах это реализовано.
Оглашение завершалось специальным чином, который сейчас входит в чин крещения. Думаю, не стоит слишком подробно останавливаться на чинопоследованиях, по причине ненужности этого для мирян. Желающие могут через интернет ознакомиться с любой литературой по предмету, начиная от Закона Божия и заканчивая учебными материалами по литургике. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.
Над крещаемым совершается особый чин, в ходе которого священнослужитель запрещает нечистым духам посягать на этого человека. Разумеется, священник обращается к Богу, но один раз за все чинопоследование - к диаволу, хотя и опосредованно. Происходит это в момент, отречения крещаемого от сатаны, в конце которого следует дунуть и плюнуть на него, выразив тем самым полное презрение.
[11] После отречения от сатаны крещаемый сочетается Христу, декларируя свою веру произнесением Символа веры. «Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать Христиане».
[12] В настоящее время ввиду отсутствия регулярной огласительной практики, Символ веры чаще всего прочитывается священнослужителем, однако это наименее желательный вариант решения проблемы. Лучшим решением видится дать к прочтению текст Символа самому крещаемому, либо его восприемнику.
Исторически чин крещения жестко связан с литургией. Сейчас крещение проводится отдельно, как самостоятельный чин, однако чинопоследование обеих служб сохранило ряд элементов, указывающих на их былое родство.
Крещаемый, как сказано в Требнике, «разрешается от одежд, и поставляется посреди храма». В наше время под разрешением разумеется не полная нагота, но наличие длинной исподней рубашки, подобной тем, какие до сих пор можно видеть на крещаемых в водах Иордана но в приходской практике, как правило, ограничиваются обычным купальным костюмом. Белые одежды означают возвращение человека природы к его догреховному, первозданному состоянию, к целостности и невинности, которыми его природа обладала в раю.
[13] Разрешение от одежд символизирует «отречение от ветхого человека, жизни греховной и извращенной».
[14] Оно необходимо для крещения через полное погружение, однако это необязательно, если невозможно совершить таковое по тем или иным причинам. Чаще всего на практике ограничиваются обливанием, что является одним из канонически допустимых вариантов.
Как уже было отмечено в самом начале, вне храма и в отсутствии священнослужителя, в случае крайней нужды крещение может совершить любой член Церкви; крещающий мирянин должен быть православным, и точно произносить крещальную формулу: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь» с троекратным погружением, обливанием или помазанием водой.
[15] Крестить в этом случае можно любой водой, не смешанной с какими-либо веществами. Совершенное таким образом крещение действительно, но не полно. Поэтому, если смертная опасность миновала, оно дополняется в храме недостающими по чину частями таинства и необходимыми в этом случае молитвословиями.
[16] Над будущим членом Церкви проводят два помазания: елеем и миром. Елей знаменует начало крещения, миро - совершение его: «теперь вливается елей, предшествуя миру; а миро - после, так как чрез него крещаемый получает начаток освящения и помазывается на божественные подвиги; а после крещения он укрепляется окончательно, совершенствуется и запечатлевается совершеннейшим миром благодати».
[17] Между помазаниями крещаемый троекратно на каждый «Аминь» крещальной формулы погружается, обливается либо,в особых случаях, помазуется водой. Если таинство совершается в храме, вода приуготовляется согласно чину.
Миропомазание совершается в знак дарования крещаемому даров Святого Духа. Наряду с этим оно символизирует умащивание покойного благовониями, так как крещение по сути представляет собой умирание человека для греха
[18], и возрождения для спасения, подобно тому как Иисус Христос умер и воскрес в третий день после казни
[19]. В древней Церкви новокрещенного после миропомазания облачали в пелены, подобные погребальным; в течение семи дней он пребывал в них, очевидно, на территории храма, активно участвуя в таинствах. Именно в этот период нового члена Церкви обучали таинственной составляющей учения церкви.
[20] Практическое значение такого пеленания заключалось в том, что святое миро необходимо было строго соблюсти на теле крещенного; на восьмой день пелены снимались, а миро смывал священник специально приготовленными инструментами. В современной практике миро смывается почти сразу после нанесения, однако в народной памяти еще живы обычаи, согласно которым, например с новокрещенного младенца нельзя снимать шапочку некоторое количество дней
[21].
Особо следует отметить такую часть таинства как «пострижение власов». Волосы с древних времен символизировали красоту и силу. Так же пострижение волос в древности служило знаком рабства, поэтому новый член Церкви постригается в указание на рабство Богу
[22]. Кроме того, волосы - символическая жертва Богу, с которой начинается путь человека к восстановлению в нем первозданной красоты - образа Божия.
[23]Исторически именно в этот период происходит послекрещальное воцерковление новокрещенного. Оно сопровождается восхождением на церковный амвон, а если крещенный мужского пола, то и входом в алтарь. С этого момента новокрещенный является полноправным членом Церкви. В силу былого единства с литургией, и логически зримой необходимости, новокрещенные принимают Святое Причастие в день крещения, либо, если это невозможно, в ближайший день совершения литургии.
Быть членом Церкви - значит принимать активное участие в ее жизни, представлять собой живую частицу Тела Христова. Принятие крещения «по традиции» или для достижения каких-либо иных целей практически не имеет смысла: «во Христе нет ни иудея ни эллина» (Гал. 3:28), а вопрос спасения души не следует низводить до банальной житейской удачи, ведь чаще всего несчастья и болезни даются нам во укрепление веры. Всем желающим принять крещение следует помнить об ответственном подходе к своей жизни и жизни ближнего, а так же о необходимости осознанного выбора всего и вся, как в делах жизни, так и в делах веры.
Знайте свою веру, верьте осознанно, и храни вас Бог!
[1] Катехизис [2] В Древней Христовой Церкви были примеры откладывания крещения единственно из опасения навлечь на себя большую вину через впадение в грех после крещения, а не вследствие мнения о непозволительности крещения детей (потому что, в случае опасности, их крестили, и учреждение это считалось апостольским). Совершение таинства отлагалось не ко времени достижения сознательного возраста, как это принято у сектантов, но до времени серьезной болезни или другой опасности. Святой Григорий Назианзин, святой Григорий Нисский и др. противодействовали этому обычаю, выставляя те заблуждения, на которых он основывался. (
Источник)
[3] Требник на Азбуке.
[4] Эти молитвы, как и молитвы восьмого и сорокового дня не имеют непосредственного отношения к Крещению, но, ввиду сложившейся ситуации, совершаются непосредственно перед этим таинством.
[5] Настольная книга священнослужителя, 2-е изд. Т. 4, - М. : Издательский отдел Московского Патриархата, 1992. - 824 с., с. 211.
[6] Там же, с. 213.
[7] Там же, с. 214.
[8] Практическое руководство при совершении приходских треб. - Киев: . Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. - 214с., с.14
[9] Подробнее вопрос ритуальной нечистоты разбирается
здесь.
[10] «Все оглашенные выйдите» (стсл.).
[11] Обыкновенно эта часть обряда происходила в притворе. В самом же храме плевать и т. п, скажем так, нежелательно, поэтому сейчас конкретно этот элемент таинства носит символический характер.
[12] Катехизис.
[13] Настольная книга священнослужителя. Т. 4, с. 233.
[14] Там же.
[15] «аще тамо буде священник, он да крестит, а не диакон; аще же диакон, он, а не иподиакон, аще же кой-либо буди от клирик, он, а не простец; аще же муж, он, а не жена. Разве точию студа (недостоинства) ради, достоит жене паче, неже мужу крестити младенца, или аще жена лучше умети будет изрещи форму крещения и водою облияти» Требник Петра Могилы л. 8.
[16] Практическое руководство при совершении приходских треб, с.33
[17] архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский). Новая Скрижаль.
[18] Настольная книга священнослужителя, Т. 4 , с. 229.
[19] «Крещение совершается в подобие Смерти и Воскресения Христа». Там же с. 231.
[20] Подобно тому, как и апостолы не разумели Священных Писаний, до тех пор, пока не сошел на них Дух Святой (Деян. 2: 1-4, 14-41).
[21] С этим вопросом впервые столкнулся
здесь.
[22] архиеп. Вениамин (Краснопевков-Румовский). Новая Скрижаль.
[23] Настольная книга священнослужителя, Т. 4 , с. 242.
ИсточникЪ