Просто про жизнь: 25 января-28 февраля

Mar 03, 2023 13:43



Ничего не могу с собой поделать - накупила разноцветных гиацинтов, посадила наудачу землянику, и очень жду весны. Вот всё понимаю, про жизнь в моменте, про здесь и сейчас... Но наяву мечтается о том, как открываю старый дачный домик, а там внутри прохладнее, чем снаружи, и надо раскрывать все окна - впускать весну, и я ещё в тёплом свитере и легкой куртке, но в кроссовках уже - потому что земля сухая и вся в прошлогодних ломких дубовых листьях, а сквозь них - яркие стрелки мускариков, а под сосной - листья примул полукружием. И какой-нибудь сонный помятенький "шмеля" пролетит, и березы ещё без листьев, и под ними можно повесить гамак, залезть в спальник, и смотреть на голубое небо.
Терпеливо жду, когда снова сяду на нагретом ветхом деревянном крылечке с чашкой чая и буду слушать птиц. Дни пробегают очень быстро - не радуюсь и не огорчаюсь этому, просто удивляюсь. Не заметила, как наступил март, а Новый год остался позади. Лыжные ботинки постояли-постояли в коридоре, и, наверное, пора им снова переселяться на антресоли. Гуляли мы очень мало, я отстала от себя, на лыжах вот не ходили ни разу. Зима, конечно, не заканчивается в марте, но просто мы как-то не совпадаем в этом году с ней.
В городе много всякого хорошего для меня - и в первую очередь это всё, что связано с книгами: встречи с авторами, выставки иллюстраций, книжные ярмарки, спектакли по любимым произведениям, библиотеки... И очень здорово вынырнуть из быта (в общем и целом я люблю свою повседневность, но есть вещи, которые отнимают силы) и оказаться в совершенно другом, праздничном месте.
А всё-таки весна, книжка на садовых качелях и тропинка между цветущих вишен - лучше всех этих праздничных мест вместе взятых.

Книги: - В.Нестеров "Жил-был художник один" - я очень люблю жанр биографии, но, положа руку на сердце - редко какую книгу в этом жанре можно назвать увлекательной. Но эту книгу про одиннадцать художников, начинавших в журнале "Пионер", прочла за один вечер, не отрываясь. Очень интересные судьбы у всех (работы многих знакомы большинству, хотя вовсе не все из них стали именно иллюстраторами впоследствии - именно потому и знакомы :). Читала на https://author.today/work/225383
- Э.Кузнецов "Записки книжного мальчика" - люблю книги про книги. А про художников детской книги 1920-30-х годов мне известно было очень мало. И надо же такому было совпасть - на выставке "ДК СССР", которая сейчас проходит в Манеже, я встретила оригиналы работ тех иллюстраторов, о которых тут читала. Обожаю такие совпадения!
- на Новый год Олеся подарила мне самокатовскую книжку А.Красильщик "Давай поедем в Уналашку". На книжных выставках прошлого года она входила в топ детских книг. Я вообще как-то всегда мимо современной детской литературы, за редким исключением, и сама бы не купила, тем более, что Матвей уже вырос (мальчику в книге лет 10). Но она и правда хорошо написана, добрая, сюжет интересный и слог меня в кои-то веки не коробил ) Чем-то напомнила книги Марии Парр.
- Ю.Сенкевич "С Хейердалом через Атлантику". Читать было любопытно, но вот перечитывать, в отличие от "Кон-Тики", как-то не хочется. Не потому что книжка плохая, просто я так всё живо себе представляю обычно. И если "Кон-Тики" - это приятная прогулка на плоту по Тихому океану, то плавание на папирусной "Ра" - это какая-то сплошная борьба за выживание, постоянная сырость, нехватка витаминов, напряжение в команде. Прямо порадовалась за них, когда наконец вояж Марокко-Барбадос закончился.
Дочитываю Н.Демурову "Льюис Кэрролл. Портрет из Зазеркалья". Матвею дочитала "Кон-Тики", сейчас по вечерам читаю ему В.Крапивина "Голубятня на Желтой поляне". Так как я занимаюсь с Матвеем литературой, то перечитала классику - Пушкина "Пиковую даму", Гоголя "Ревизора" и "Портрет", Лермонтова "Мцыри", Булгакова "Собачье сердце" и "Пари" Чехова. А ещё - "Курьера" Шахназарова.

Фильмы: втроем смотрели "Кин-дза-дза" (1986), "Непотопляемые" (2018) - хорошее французское кино про любительскую команду по синхронному плаванию, состоящую из мужчин 40+, основана на реальной истории, "Скажи что-нибудь" (1989) - есть какое-то очарование в американских молодежных фильмах конца 80-х :) Матвею очень понравился главный герой, "Тинейджер на миллиард" (2011) - тайское кино, основанное на реальной истории самого молодого миллионера Aitthipat Kulapongvanich. Актерская игра не поражает, но просто соскучились по Бангкоку, а его тут довольно много )
Вдвоем - "Голая Джульетта" (2018) - кино для меня среднее, но нравится игра Итана Хоука (а самое любимое с ним это, конечно "Перед рассветом", "Перед закатом", "Перед полуночью"). Одна - "Берегите женщин" (1981), хотелось про море и лето. "Свадьба Мюриэл" (1994) - давно хотела посмотреть, а теперь, как говорится, "хочу развидеть". Интересно было посмотреть на Австралию, ну и на этом всё. Не комедия ни разу, 100% драма, линия мамы меня вообще выбила из колеи, от всего остального как-то тошно было. Наверное, если бы смотрела лет в 20, он бы на меня не такое впечатление произвел. "Комната с видом" (1985) - ну вот идеальное кино сейчас для меня - очень красиво, местами смешно, что-то про конец ХIХ-начало ХХ, хороший конец... Понравились 18-летняя Хелена Бонэм Картер и главный герой, которого играет Джулиан Сэндс.


Конец зимы у нас обычно заполнен культпоходами. Открываю какую-нибудь "Афишу" и начинаю методично ее изучать на предмет того, что отзывается. Отзывается среди всего московского многообразия не так, чтобы много, но найти что-то по душе можно. Например, выставка произведений XX столетия из собрания Самарского художественного музея в ММОМА. Хорошо, что ее привезли в Москву - почему-то мы не сходили в местный худ.музей, когда были в позапрошлом году в Самаре, а коллекция отличная! Нам очень многое понравилось, покажу несколько.
Рудольф Баранов "Сыновья", 1981. Не знаю, что-то для меня в этой картине есть, от чего душа радуется.


Андрей Тутунов "Вечер в Переславле-Залесском", 1962. Это вот выбор Антона, ну и мой тоже ) Хорошо там.


Ирина Шевандронова "В музыкальную школу", 1964 и Владимир Васильев "Первоклассница", 1949. Девочка у рояля мне ближе, но пусть "Первоклассница" тоже будет )


Николай Плеханов "У изгороди", 1920-е. Тут, конечно, суровые лица у девчат, но меня поразили их наряды! И яркость красок! А ведь сто лет уже картине, как так? Там так всё выписано, что кажется - вот сейчас они сойдут с полотна! Жаль, что снять "анфас" не получилось из-за освещения (как обычно).


Валентин Белоусов "Карусель", 1967.


Встречались с друзьями на вечере настолок. Но Денди вначале все настолки заборол )) Божечки, я тридцать лет не играла в Марио! А ручки-то помнят )) А Чип и Дейл сложная, на такие страсти только Антон способен )


Вшестером в Тикет ту райд оказалось ужасно долго играть! Но всё равно это мой любимый тип игр )


Матвей наконец-то получил своего долгожданного КМС по шашкам )


Немножко погружалась в прошлое, в недрах наших архивов нашла новые старые слайды, мною не виденные. Смотришь их и кажется, что жизнь была только летом - в основном, конечно, на Черном море ) Повседневных, домашних картинок очень мало, и тем ценнее они сейчас для меня. Вообще, замечаю, что и в своем личном архиве мне интереснее смотреть на бытовые детали, как меняется дача, квартира, что за вещи нас окружали, например, десять лет назад. Ну, на нас тоже, конечно, интересно смотреть, чего уж ) А море, горы... Там надо просто быть, фотография не способна сохранить мироощущение, когда ты там. Но щелкаешь, щелкаешь, пытаясь оставить себе хоть что-то на память.


Антон хотел сделать мне приятное и купил какой-то аппаратик для переведения слайдов в цифру. Но качество отсканированного оказалось печальное, лучше со стены фотографировать.


Этой зимой совсем почти не гулялось в нашем парке, да и мысли о каких-то других местах тоже не вдохновляли. Разрешила себе себя не выпинывать никуда, не пытаться втиснуть в день прогулку по холоду и тишине, потому что "надо". Одной вообще не хотелось бродить, гуляли всегда вдвоем или втроем.
Редкое этой зимой голубое небо.


Матвей уже 1,80 )


Надо уже себе как-то взять на заметку РГДБ, там много всего хорошего и интересного для меня проходит, а в "Афишах" про такое не пишут. Вот узнала уже перед самым закрытием, что проходит выставка иллюстраций Виктора Пивоварова, например.
У меня есть почти все его книги ) Из этих вот люблю больше всего "Паучок и лунный свет" и "Необычного пешехода".


Тут - "Оле-Лукойе" и "Картонное сердце". В "Черной курице" - иллюстрации моего самого любимого пивоваровского периода. "Анечку-невеличку", сказку чешского авангардиста Незвала, я в который раз пробую начать читать ) Первые попытки были ещё в детстве. Уж на что я люблю "странные" книги, но через эту продираюсь с трудом. Но всё-таки не бросаю, надо закончить, раз начала )


Здесь самое любимое - "Старушки с зонтиками". Но вообще все хорошее.


А тут - "Радость" и "Мальчик и дерево". Мне очень было приятно снова встретиться с творчеством Пивоварова, но оригиналов иллюстраций на выставке не было, к сожалению.


Заглянули заодно на выставку pop-up книги, которая проходит тут же, до 15 марта. Тут представлены старые и новые книжечки. Антон узнал свою из детства.


А у нас была (и есть) другая, гдр-овская книга сказок с иллюстрациями этого художника, Войцеха Кубашты. В детстве мне они казались совершенно волшебными. Это начало 1960-х. Вот узнала его и обрадовалась )


Интересно было узнать, что существует две школы поп-ап книг - американская и французская. Первая - это сложные конструкции, реалистичные иллюстрации, автор и художник чаще всего разные люди. Вторая - простые конструкции, лаконичные иллюстрации, автор и художник-конструктор - один и тот же человек.




Много работ отечественной художницы Екатерины Казейкиной. Вот, например, книга «Кто не спрятался?», которая стала лауреатом конкурса «Образ книги» в 2019. Она всё готовится, готовится к печати в издательстве "Архипелаг"... (


Зато в прошлом году в издательстве АСТ вышла книга «Всё о кролике Питере» с ее иллюстрациями. Эх, вырос мой читатель, а то бы обязательно купила, обожаю я это бумажное волшебство!


Да, а мы же не только тогда в РГДБ на выставки пришли! Мы на встречу с Ксенией Беленковой, автором "Господин Кто-нибудь" пришли - мы давно с Ксенией заочно знакомы по соцсетям, а книгу эту я прочла в январе как раз, и мне очень хотелось ее подписать (хотя я вообще не охотник за автографами). А тут ещё была и художница книги, Вера Цепилова, в чье творчество я теперь влюблена!




Скупаем в "Пятерочках" весенние цветы ) Несу их потом поверх батонов, котовьего корма, молока и сметаны, и стараюсь идти тихонечко )


Придумала нам с Антоном театральную программу - первым спектаклем сходили в Фоменко на "Семейное счастье".


Театр - это всегда праздник, конечно, и партер весь хлопал, хлопал, а ложи как-то тихо встали и ушли по окончании ) Мы были те, что из лож ) Совсем не понравилось, что впервые вообще с нами.


Не люблю, когда переигрывают, хотя и считается, что сцена не терпит настоящего. Но я всё-таки за него, и люблю маленькие, камерные спектакли, это наш формат.


А через день ходили снова к Фоменко, на "Проклятый север". Это четвертый спектакль, который мы смотрели в этом театре, и он нам так же понравился, как первый - "Тополя" (по рассказу Вампилова). Ещё были "Фантазии Фарятьева" - гораздо лучше "Семейного счастья", но местами очень громко )) А "Север" - по рассказам Юрия Казакова. Смешно, лирично, актеры чудесные, декорации - всё, как мы любим.


И снова РГДБ, на открытии выставки иллюстраций к книгам Юрия Коваля. Коваля за последние два-три года в моей жизни много, и это, наверное, неслучайно. Его творчество дарит радость и дает силы.
Выставка идет до 10 апреля, на выставке представлены оригиналы работ - тут и Виктор Чижиков, и Геннадий Калиновский, и Вениамин Лосин, и многие другие.

Петр Багин, "Веер", 1972. Коваля с иллюстрациями Багина выпустила Речь в 2018, сборник рассказов "Картофельная собака".


Любимейший Николай Устинов, "Весеннее небо", 1974. Надеюсь, что когда-нибудь найду (или вдруг перевыпустят?) его книгу "О природе, о людях, о себе".




Творческий союз Коваля с Мавриной был своеобразным. Обычно художник рисует иллюстрации к уже готовому произведению, а тут было наоборот - Коваль писал свои маленькие зарисовки, рассказы к рисункам Татьяны Мавриной. В этом союзе с 1978 по 1989 родилось шесть книг.
"Заячьи тропы", 1980.




Оказалось, что Вера Цепилова тоже проиллюстрировала Юрия Коваля! В издательстве "Малыш" в 2022 году вышел сборник "Листобой" с ее иллюстрациями. Ужасно жалко, что на печати теряется часть очарования акварели :( (Антон, правда, сказал, что я придираюсь). Очень рада была увидеть эти работы вживую, они волшебные.






И Евгения Двоскина тоже проиллюстрировала Коваля! "Недопесок" вышел в 2018 в издательстве "А и Б". Такие у нее хорошие иллюстрации - милые, добрые, с юмором.




Очень рада, что побывала именно на открытии выставки, послушала тех, кто был знаком лично с Ковалем - Марину Бородицкую, Ольгу Мяэотс, Станислава Востокова и других. Среди определенных людей я как-то будто наполняюсь, оживаю, подзаряжаю свою батарейку. А на фото - ведущая вечера, художница Ольга Монина (дочь Евгения Монина), художники-иллюстраторы Евгения Двоскина, Вера Цепилова и Дмитрий Трубин.


Немножко изданий Юрия Коваля.


Кроме "Самой легкой лодки" мое любимое - "Чистый Дор".


Благодаря книге о Кэрролле распечатала диск с фотографиями 19 века, который ждал своего часа лет 15, не меньше )) У меня такое бывает ) Начала с работ мистера Доджсона, а потом, конечно, не удержалась, и погрузилась в этот черно-белый мир. Люблю разглядывать людей, изучать лица. Редко захожу в ютуб, но если бываю, то одно из самого любимого - раскрашенная хроника конца 19-начала 20 века.


Матвей принес мне в конце февраля гиацинт, и с той поры я не могу проходить мимо них в магазинах ) Они, конечно, гораздо лучше букетов - потом будут жить у нас на дачке.


Выставка "ДК СССР" в Манеже большая, но я сосредоточилась на том, что люблю - детской иллюстрации и фотографии. Ещё очень любопытный и неожиданный раздел музыки.
Я спокойно отношусь к иллюстрациям Юрия Васнецова, но вживую! Вживую это какие-то сплошные нежность и тепло. И вот все эти вклеечки... Обожаю!
1935


И ещё одно мое неожиданное открытие тут - Конашевич. С симпатией отношусь, с интересом прочитала его воспоминания, но опять же - к иллюстрациям относилась спокойно. Да, знакомы с детства, книжечки эти все родные, но ровно к ним дышу.
Но тут! Я не знаю, что это за магия, но оригиналы - это нечто совершенно особенное. Не со всеми художниками у меня такое работает, всё-таки я часто бываю на выставках, но вот здесь прямо всё сошлось, сложилось, "есть контакт" - и сработало через десятилетия, как будто передалась та любовь, с которой художник рисовал, такой заряд прямо в сердце от каждой складочки, от тени, от чего-то неуловимого. На выставке четыре или пять его работ, все чудесные.
1948


Фотография на выставке представлена в лице Евгения Халдея. Очень понравились его фотографии детей.
Не хочу пост разносить, выложу отдельно про выставку, хочу себе на память оставить.


Вояж с друзьями по субботней Москве. Вообще, я в последние годы не была большим любителем кафе, а сейчас почему-то захотелось найти какие-то "свои" места, чтобы вот так идешь-гуляешь по городу, нырнул куда-то, а там тебе уютно и хорошо. Обычно для меня это книжные точки, но человек же всё-таки не только святым духом питается )) Любим простые, демократичные места, без пафоса, с дружелюбным персоналом, с приятной музыкой.
Кирилл нас случайно щелкнул у дома, где я проработала какое-то время в начале 00-х в дизайн-студии. А рядышком дверь была - в Проект О.Г.И. Гоголь, ОГИ, Культ - места, в которых мы чаще всего в то время бывали.


Сколько же людей, везде аншлаг в субботу вечером, и меня это почему-то удивляет ) Думаешь, что если ты преимущественно сидишь дома, то и все сидят ) Но нет. Миллион мест, люди перетекают из одного в другое, большинству, конечно, в районе 20, тридцатилетние уже встречаются реже, а ровесники, видимо, чаще бывают в каких-то других локациях )


Заглянули в шесть-семь мест, посидели в трех - Дом в котором, Широкая на широкую и Хачапури и вино на Пятницкой. Все неплохие, особенно "Широкая на широкую". Но свое место нам все-таки как-то с Антоном сложно найти, пока что приятнее всего нам бывать в "Подозрительных лицах" на Новокузнецкой.


Во время очередных копаний в архивах нашли с папой старые его работы. Мне две понравились - мама в детстве и вид из нашего окна, когда деревья ещё не были большие, а я была маленькой, а может быть меня и вовсе не было.




Новогодние открытки ушли спать в открыточную икеевскую коробку, их сменили синь и зелень. Привет, март!



Друзья, Культпоход, Иллюстраторы и художники, Просто про жизнь, Книги, Кино

Previous post Next post
Up