Детские книги и пластинки на выставке "Центр исследований Оттепели. Эпизод III"

Jan 31, 2023 14:35



В Москве проходит множество выставок, но найти что-то по душе мне непросто. Не слишком-то широка область моих интересов ) Поэтому эта небольшая выставка, посвященная и детской книге и 1960-м одновременно - очень радостное для меня событие, ждала её ещё с осени.


Выставка - это три небольших зала: пластинки, графика Ирины Пивоваровой и детская книга.
Оттепель в музыке началась с VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который открылся 28 июня 1957 года в Москве и продлился две недели. На фестиваль съехались 34 тысяч человек из 131 страны мира. У меня до сих пор, когда смотрю кадры кинохроники, мурашки от масштабности мероприятия, от этих радостных толп на улице. Представляю, как это было вживую!
На фестивале состоялись дебюты таких артистов, как Эдита Пьеха и ансамбль "Дружба", джазовый оркестр ЦДРИ под руководством Юрия Саульского, Майя Кристалинская.


К 1957 году уже начался выпуск виниловых пластинок, но граммофонных выпускалось ещё больше. Пластинки выпускали несколько заводов всесоюзного значения (Апрелевский, Ногинский, Рижский, Ташкентский, Ленинградский), а также артели и фабрики, для которых это было побочным видом деятельности (основным было химическое производство).


Конверты постепенно стали превращаться из нейтральной упаковки в арт-объекты. Наиболее яркий пример советского дизайна 60-х - конверты "Аккорда". Под этим торговым знаком Ленинградский завод, который позже вошел в состав Всесоюзной фирмы "Мелодия", выпускал пластинки с 1961 по 1964 год.


"Мелодия" хоть и считалась монополистом грамзаписи, но всё-таки была не единственной. Например, вот такие маленькие (даже не подозревала о существовании подобных), 10 см в диаметре сувенирные гибкие диски выпускало ВТО (Всерос. театральное общество). В набор входит 10 пластиночек с танцевальными синглами. Каждая - в отдельной книжечке, с комментариями, нотами и словесно-графической инструкцией - как танцевать.


Новинки эстрадной музыки печатали на гибких пластинках, флекси-дисках, которые были самыми дешевыми и ходовыми. Я, конечно, заинтересовалась, поискала видео, нашла несколько старых записей таких популярных танцев, как летка-енка, халли-галли и даже хоппель-поппель. Но вот инфиз, видимо, канул в лету. Его изобрел аспирант-математик МГУ Владимир Авербух, танец посвящен институту физической культуры. "Что можно сказать об инфизе? Танце бодрит как спортивный марш" - вот и всё, что можно о нём узнать )


В 1964 была создана Всесоюзная фирма "Мелодия", которая объединила 5 заводов, 5 студий грамзаписи и торговые сети, которые раскинулись по всей стране. Логотип "Мелодии" - пластинка, раскручивающаяся в букву М, которая взмывает в небо ракетой, был придуман Андреем Крюковым, художником-графиком, и используется до сих пор.


Второй зал на выставке отдан под графику Ирины Пивоваровой. Я её знала только как детского писателя и поэта, её сказки и стихи любила с раннего детства, особенно оформленные её первым мужем, Виктором Пивоваровым - они мне казались совершенно волшебными ("Паучок и лунный свет", "Тихое и звонкое"). В начальной школе зачитывалась её весёлыми повестями: "Старичок в клетчатых брюках", "Рассказы Люси Синицыной", "Однажды Катя с Манечкой" - эту, помню, читала вслух маме, мы обе хохотали. Потом уже прочла её слова: "Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама. Мои добрые учителя - Корней Чуковский, Астрид Линдгрен, Даниил Хармс, Овсей Дриз".
Как художника я её, конечно, не знала - Ирина рисовала всю жизнь, но только для себя и друзей.




Сборники её взрослой поэзии при жизни тоже не были опубликованы, так же как и книга воспоминаний "Круглое окно" - её издали совсем недавно, в 2018 (изд-во "Медленные книги").
Макет обложки Виктора Пивоварова к стихам Ирины, начало 1970-х.


Третий зал - самый меня интересующий, оставила напоследок )
На выставках иллюстрации вообще могу часами стоять, водя носом по стеклу :) Вот эти все штришочки, карандашные пометки, замазки, вклейки - мой особый интерес - изучать, как всё устроено.
Ю.Зальцман, рисунки к сборнику Ю.Яковлева "Самая высокая лестница". Вообще, это уже не совсем "оттепельная" книга, это 1974.


Настольная игра (интересно, это из каких-нибудь "Весёлых картинок"?), илл. Виктор Пивоваров, 1980-е.


Вообще, иллюстрации Виктора Пивоварова к детским книгам 60-70-х гг. - это всегда погружение в атмосферу волшебства, мечты, чуда. Теплая гамма, волнистые линии, большое внимание к цвету, его переливам и оттенкам...
Заставки В. Пивоварова к сборнику Ирины Пивоваровой "7 стихотворений", 1966. Не знаю такого, то ли не вышел, то ли вышел, но под другим названием. Но вот эти картиночки я как-то нигде не припоминаю. Вообще, подобный стиль был характерен для пивоваровских книжек более позднего периода - 1969-70 гг. Есть подозрение, что некоторые даты на этикетках выставочных не совсем корректны.


Книги Ирины Пивоваровой для детей - это как маленький праздник. А книги стихов - особенно. Их иллюстрировали, кроме самого автора, А. Шуриц, И.Кабаков, Т.Зуйкова, А.Елисеев, В.Дмитрюк... Но иллюстрации Виктора Пивоварова для меня - самые лучшие.
"Писать детские стихи чрезвычайно интересно. Нельзя их писать, не находясь в состоянии радостной возбуждённости, приподнятости, праздничности".


"Детское стихотворение - это обязательно строгая ясная логика, самые простые слова и непременно хоть маленькое, но открытие! Вы как бы открываете ребёнку маленькие тайны большого мира и вместе с тем удивляетесь и радуетесь".
Некоторые тоненькие книжечки стихов можно полистать вот тут - http://www.barius.ru/biblioteka/avtor/174


Иллюстрации Ильи Кабакова к зарубежным сказкам - это всегда чародейство какое-то! Такое только твое, камерное, карманное чародейство - стоит только открыть книгу и попадаешь в совершенно особенный мир.
Мне кажется, что на выставке как раз и были представлены все мои любимые книги, им проиллюстрированные. Не хватает только Феррры-Микуры "Путешествие в город чудаков" (1968), и иллюстраций к сказкам Пройслера.
1966


1968


Эта книжечка - моя любовь уже во взрослом возрасте. В детстве я прочла только один рассказик из неё, который был напечатан, по-моему, в "Мурзилке" в начале 80-х - про плюшевого воришку.
На обложке значится 1967, но издана она была уже в 1968.


Неизвестные мне книги Кабакова, названия почему-то на выставке не указывались.
1964-1968


Кабаков проиллюстрировал довольно много познавательных книг: Пересветов Р. "Тайны выцветших строк" о древних рукописях и библиотеках, Е.Мар "Глина и руки", В.Мальт "Стеклянная история" и др.
В моем детстве тоже была такая кабаковская книжечка - Е. Пермяк "Пропавшие нитки". Тут она есть в отсканированном виде https://shaltay0boltay.livejournal.com/101087.html
1967


А здесь я вспомнила ещё одну свою обожаемую книжку-вырубку раннего детства - "Маша обедает" того же автора, с илл.Брея. Её потом переиздала "Речь" http://rech-deti.ru/catalog/7/6925/
А до того, как Маша пошла обедать, она рисовала )
Рисунки Л.Зусмана.


Иллюстрации Е.Монина все какие-то очень добрые. Познакомилась с ними, будучи ещё совсем маленькой - в нашей домашней библиотеке были две его книжечки: "А, Бе, Це. Чешские народные песенки", 1978 и О.Дриз "Серебряная кузница", 1970.
Из "Мурзилки" №8, 1959.


Книжка-игрушка Г.Сапгир "Четыре конверта", 1965, илл. О.Макаревский, И.Галанин.
Полностью можно посмотреть тут - https://kid-book-museum.livejournal.com/333428.html, очень интересное решение!


Книжечки-малышки, в ладонь величиной. Про котенка - иллюстрации Алисы Порет. Вот книги её - очень милые, конечно, но не что-то сильно впечатляющее (ну, исключение - иллюстрации к "Винни-Пуху"). А вот личность художницы меня очень притягивает. Знаю, что есть по крайней мере две книги о ней - https://brbrs.ru/ALISA-PORET-KNIGA-1 и https://ggallery.ru/catalogs/alisa-poret/, но читала пока только статьи в сборниках о художниках-иллюстраторах, очень интересная женщина.


Из книги Э.Мошковской "Не пора ли на урок", 1962, илл. А.Порет.
Целиком книга - https://kid-book-museum.livejournal.com/920575.html


"Красный шар" - видит око, да зуб неймет ) Очень люблю дуэт Сапгира-Пивоварова, надеюсь, что когда-нибудь полистаю эту книжку вживую.
Иллюстрации из нее https://kidpix.livejournal.com/509957.html (какие же были замечательные сообщества тут в жж...)


Выставка проходит в Центре Вознесенского до 5 февраля, вход бесплатный. А книжки с выставки листают в телеграм-канале "о-картинки" (okartinki).

Культпоход, Иллюстраторы и художники, Детские книги

Previous post Next post
Up