Сегодня пост вне очереди. На очереди были братья Лоренцетти - Амброджио и Пьетро - но будет совсем другое, хотя Лоренцетти тоже имеют к этому отношение, тоже поучаствуют.
Речь пойдет об изумительных Таволетта ди Биккерна (итал.tavoletta di Biccherna) - часто их называют просто "биккерна" - меня потрясли эти расписанные доски - какие-то больше, какие-то меньше, а самую любимую я отмечу отдельно, но они все абсолютно уникальны, самоценны, неповторимы и еще целый лохматый пучок самых восхищенных прилагательных. Только книги в таких обложках и можно называть Воистину Гроссбухи - das_gift.
Как уже упоминалось, Таволетта ди Биккерна (итал.tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola - доска) - деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Расписывались лучшими сиенскими художниками.
В 1257 году сиенское казначейство «Биккерна», созданное городскими властями специально для учета доходов и расходов этого города-государства, установило уникальную традицию - заказывать художникам живописные панели для обложек своих гроссбухов, которые выпускались каждые полгода при смене штата казначейства. Столь частая смена штата была придумана, чтобы избежать коррупции. Традиция росписи деревянных обложек продолжалась до XVII (!!!) века, то есть фактически до конца существования этого казначейства.
Таволетта представляют собой деревянные доски размером 30Х48 см. На них обычно изображались какие-либо сцены, связанные с фискальной деятельностью, или какими-то городскими событиями (это потрясающе - учитывая, что почти все искусство было так или иначе религиозным - и вдруг такие "бытовые" зарисовки, но невероятно оригинально исполненные и со всеми положенными "временными налетами" - das_gift). До середины XIV века на таволетта изображались только начальники фискальной службы, сидящие в своем "офисе" (очень часто этими начальниками финансов выбирали монахов), однако позднее стали изображать разные сцены светского и религиозного характера. Поскольку в гроссбухах тщательно фиксировались все заказы на эти обложки-таволетта, и суммы, выплаченные за их изготовление, они для современных исследователей стали ценным источником информации о сиенских художниках XIII,XIV и XV и XVI веков. Главное собрание таволетта находится в здании городского архива Сиены.
Честно скажу, что сейчас для меня в Сиене - это место "желаю посетить" номер один. Максимум номер два. Потому что я еще раз пойду и в Сиенский "полосатый" собор и в Палаццо Публико, но вот потом... - das_gift
Биккерна-организация состояла из казначея, ответственного за расходы от имени городской коммуны и четырех начальников (provveditori), ответственных за расходы и одобрение выплат. Все чиновники назначались на шестимесячный срок, в конце срока рабочие счета передавались регистраторам, для предоставления в Генеральный Совет Сиены для изучения. Первоначально было два тома для предоставления совету: Entrata Provveditori показывал доходы и Uscita Camarlingo - показывал расходы. Для официального представления совету каждый том получал разрисованную деревянную обложку.
В течение 13 столетия на обложке для Uscita всегда изображался казначей за работой, а Entrata включало в себя гербы и названия четырех provveditori.
Самое старая биккерна изображает некоего Уго, монаха аббатства Сан Галигано и казначея того периода.
Самая старая таволетта - вот эта:
Отец Уго, казначей, из аббатства Сан-Гальгано, 1258 гг. Джулио ди Пьетро (Giulio di Pietro)
А вот гербы четырех provveditori.
Гербы четырех начальников. 1263 г. Диотисальве ди Спреме (Diotisalve di Speme)
С начала 14 века оба тома были объединены в один, образы тоже объединили - на обложке присутствовал и казначей и гербы provveditori. Так продолжалось до середины 15 века, но темы уже стали более разнообразными - например, Аллегория Чумы (1437, Берлин, Schloss Köpenick), написанная Джованни ди Паоло, Коронация папы Пия II (приписываемая il Vecchietta)
В то же время, из-за вреда, которое наносило обложкам частое использование отчетов, практика создания непосредственно обложек была заменена созданием небольших изображений, которые вешали на стены. Поскольку больше не было необходимости согласовываться с размером отчета, биккерна рос в размерах.
Последний биккерна датирован 1682 г.
Биккерны очень ценны как исторические документы, по гербам provveditori он дают возможность отследить общественную деятельность различных семей Сиены и реконструировать вид города в то время.
Первые деревянные обложки были достаточно простыми и вовсе не претендовали на звание шедевров, но постепенно живопись становится все более разнообразной, а для выполнения работы приглашаются знаменитые художники, такие как Джованни ди Паоло, Лоренцо ди Пьетро (Веккьетта). Как мы помним, первое упоминание от Дуччо связано именно с таволетта.
Но само внешнее оформление "досок" остается неизменным: сверху - изображение, а внизу - надпись, включающая дату, имена "начальства" Биккерны и гербы их семей.
Изображались - важные события в жизни города, религиозные темы, политические события. Очень часто изображается Мадонна - что совершенно логично - история Сиены полна событий, подчеркивающих особую верность сиенцев Богоматери.
Мадонна защищает Сиену от землетрясений. 1467. Франческо ди Джорджио Мартини.
А эта таволетта "Единение сословий и предложение ключей от города Мадонне делле Грацие". Эта бикерна чрезвычайно важна, так как дает возможность определить оригинальное месторасположение знаменитой Маэста Дуччо ди Буонисенья в Соборе в 1311г. В наше время Маэста находится в Музее Собора.
Единение сословий и предложение ключей от города Мадонне делле Грацие. 1483 г. Возможно, Андреа дель Никколо.
Помимо Биккерна в Сиене существовал еще один важный финансовый орган - Габелла ( Gabella), ответственный за результат обвинений, управлялся казначеем, а в штате были чиновники-экзекуторы (Esecutori). Габелла переняла от Биккерна традицию и тоже "иллюстрировала" некоторые отчеты.
Биккерна "Gabella' 1440 г. Джованни ди Паоло (Giovanni di Paolo)
Одна из наиболее популярных биккерн - Справедливое управление, авторства Амброджио Лоренцетти ( а вот и Лоренцетти!- das_gift)
Справедливое управление. 1344 г. Амброджио Лоренцетти (Ambrogio Lorenzetti)
Наиболее ценные биккерны относятся к 15 веку.
Сиена, охраняемая Мадонной, пока казначей умывает руки. 1541 г. Сано ди Пьетро (Sano di Pietro)
Финансы города во время мира и во время войны. 1468 г. Бенвенуто ди Джованни (Benvenuto di Giovanni)
Вот эта биккерна мне понравилась больше всего. Несмотря на столь прозаичное название, она кажется почти мистической из-за черного фона, красной одежды и обнаженных "парящих" аллегорий - слева - мир, в руке оливковая ветвь, справа - война, пылающая огнем с распущенными волосами, а фигуры просто замерли в молчании и вечности. - das_gift
Мадонна ведет Республику Сиены в спокойных водах. 1487 г. Джудоччио Коццарелли (Guidoccio Cozzarelli)
Во время войны 1555-1559 и Биккерна и Габелла, разумеется, хотели увековечить наиболее запомнившиеся эпизоды конфликта.
Сиенцы уничтожают испанскую крепость. 1552 г.Джованни ди Джорджио (Giovanni di Giorgio)
Битва при Монтальчино. 1553 г. Джованни ди Джорджио (Giovanni di Giorgio)
Победа при Монтальчино 1559 Джованни ди Джорджио (Giovanni di Giorgio)
После окончательной аннексии Сиены к герцогству Флоренция (1559) многие биккерны посвящены истории Медичи, которым сиенские территории принадлежали в 15 веке.
Сиенцы отдают дань кардиналу Фердинандо де Медичи, избранному Великим Герцогом Тосканским. 1588 г. Анонимный автор.
Прекрасные "суперобложки" стали "разъезжаться" из Сиены по всему миру в 18 веке, когда некоторые сиенские семьи стали требовать себе биккерны, как свидетельство их семейной истории. Когда Наполеон в начале 19 века вторгся в Сиену, архив был перемещен в Париж, но его, правда, вернули после Реставрации. Но во время транспортировки один из грузов упал в реку Рону и сокровища были безвозвратно потеряны. Кроме того, уже после возвращения "обложек" в Италию, чиновники, которые работали в Палаццо Пубблико, продали некоторые таволетта на рынке.
Но главе Общественной Библиотеки Сиены удалось спасти многие таволетта и повторно собрать их. Некоторые биккерны возвратили городу те же семьи, которые требовали их себе ранее. Но многие биккерны все еще находятся в частных коллекциях, хотя большинство все же находится в Сиенском архиве.
Дуччо ди Буонинсеньо выполнил ряд ныне - к огромному сожалению - потерянных работ для офиса Биккерна (1279, 1285, 1287, 1291, 1292, 1294, 1295)
В 16 веке власть Биккерна начала уменьшаться, согласно одному из законов Медичи в 1557 г. он потерял некоторые из своих полномочий, а 1786г. был окончательно распущен.