Пьетро Лоренцетти (Pietro Lorenzetti)

May 22, 2010 22:42

Пьетро Лоренцетти (итал. Pietro Lorenzetti; ок. 1280, Сиена - 1348, там же) - итальянский художник, сиенская школа.

Первое документальное упоминание о Пьетро Лоренцетти датируется 1305 годом, и он должен был быть на десять лет старше своего брата, художника Амброджо Лоренцетти, хотя, не исключено, что документ 1305 относится к другому человеку). Документальные свидетельства о Пьетро довольно скудные, если не считать таковыми жизнеописание, составленное Джорджо Вазари. Подобно Симоне Мартини, он сформировался в кругу зрелого Дуччо. Но в отличие как от Дуччо, так и от Мартини, его темперамент был более драматичным и страстным. После того, как Пьетро освободился от влияния Дуччо, он обратился к новаторствам Джотто, сочетая в своем искусстве сиенскую художественную традицию и новую трактовку пространства.

Первой документально подтвержденной работой Пьетро Лоренцетти является алтарь, написанный им в 1320 году для церкви Пьеве ди Санта Мария в Ареццо. В нем с одной стороны, видно влияние «Маэста» Дуччо, (это касается формата произведения в целом, типов лиц, и интереса к передаче пространства в сцене «Благовещенья» в верхней части алтаря), с другой, влияние скульптуры Джованни Пизано (трактовка складок одежды и жесты персонажей). Остальные произведения Пьетро, которые относят к его раннему творчеству, не имеют точных датировок.



Полиптих.1320 г Пьетро Лоренцетти . Pieve di Santa Maria, Ареццо

К 1310-20 м годам причисляют такие работы, как «Мадонна с младенцем и ангелами», и полное трагизма «Распятие» (Кортона, музей), «Маэста с донатором» (Филадельфия, музей искусства, собрание Джонсона), небольшое «Распятие со святыми» (Кембридж, Художественный музей Фогг), полиптих «Мадонна с младенцем и святыми» (Монтикьелло, церковь).



Мадонна с младенцем на троне в окружении ангелов. 1320 г. Пьетро Лоренцетти Музей Diocesano, Кортона



Распятие. 1320 г. Пьетро Лоренцетти Музей Diocesano, Кортона.

Вскоре после этого Лоренцетти вернулся в Сиену, где исполнил алтарный образ под названием «История ордена кармелитов» (1329).
Центральная часть алтаря носит название «Мадонна со святым Николаем и пророком Илией». Она больше напоминает не картину, а византийскую икону. В центральной части алтаря мастер изобразил Богородицу, сидящую на троне и держащую на руках Спасителя. Причем художник показал не новорожденного младенца, а двухлетнего мальчика с длинными золотистыми волосами. Иисус, повернув голову, протягивает руку к свитку, который держит в руках пророк Илья, стоящий справа от трона Марии. Слева художник поместил фигуру святого Николая в облачении епископа, в сан которого он был посвящен при жизни. За троном художник изобразил четырех ангелов, почтительно склонивших головы перед святыми, Богородицей и Спасителем
Части этого алтаря ныне хранятся в сиенской Пинакотеке и музее Нортона Саймона в Пасадене.



Мадонна с маладенцем в окружении ангелов между св. Николаем и пророком Илией. 1328-29 гг. Пьетро Лоренцетти Национальная пинакотека, Сиена.



Панель пределлы: Святой Альберт передает управление кармелитам. 1328-29 гг. Пьетро Лоренцетти Национальная пинакотека, Сиена.



Панель пределлы: Папа издает буллу для делегации кармелитов*. 1328-29 гг. Пьетро Лоренцетти Национальная пинакотека, Сиена.

Предполагается, что в середине 1330х годов Пьетро вместе с братом писал фрески на фасаде Санта Мария делла Скала, которые, к сожалению, не сохранились. Этот факт известен из «Жизнеописаний» Вазари.

Последним точно датированным произведением, на котором стоит подпись Пьетро Лоренцетти является «Рождество Марии». Оно было написано им в 1342 году для Домского собора Сиены, и являлось центральной частью большого алтарного образа, отдельные части которого сегодня можно обнаружить в разных музеях. Модель изображения рождества Марии взята с византийского образца, от него остались золотые лучи вокруг новорожденной Богородицы - непременный атрибут византийской иконы. Однако Пьетро разместил рождество Марии не в «небесных покоях», а в обычных комнатах, характерных для сиенского среднего класса той эпохи. Внутреннему пространству комнаты придана иллюзорная глубина с помощью приема, который много столетий спустя любил использовать Поль Сезанн - вертикали пересекающей горизонталь. В левой части Лоренцетти изобразил коридор, в котором взволнованный слуга сообщает радостную весть пожилому отцу. Бытовое прочтение сюжета преобладает в этой работе над мистическим религиозным смыслом Рождества Марии.



Рождество Марии.1342 г. Пьетро Лоренцетти Музей Собора Сиены.

Главным и самым известным произведением Пьетро Лоренцетти являются фрески в Нижней церкви Сан Франческо в Ассизи. Знаменитый страстной цикл в Нижней церкви в Ассизи был завершающим этапом росписи западного трансепта этого храма. Вазари по ошибке также приписал их Джотто и Пуччо Капанна. Этот цикл фресок считают лучшими среди работ Лоренцетти. Он представляет из себя шесть сцен из Страстей Христовых. Особой эмоциональностью, несмотря на повреждения, отличается фреска «Снятие с креста». В этой серии фресок зрителю предоставляется возможность оценить первое со времён античности изображение падающей тени. Лоренцетти участвовал в украшении прилегающей капеллы Иоанна Крестителя и выполнил фреску «Мадонна деи Трамонти» - «Мадонну заката», получившую своё название от лучей закатного солнца, проникающих в расположенное напротив окно.
Авторство Пьетро Лоренцетти в Нижней церкви, к сожалению, документально не засвидетельствовано. Оно признается на основании стилистического сходства выявленного впервые в 1864 году Кроуе и Кавальказелле. Датировка этих фресок тоже не имеет точного определения, у разных специалистов она колеблется от 1315 до 1345 года. Однако большинство исследователей принимает точку зрения, согласно которой они были созданы около 1320 года. Фрески Лоренцетти открываются композицией «Въезд Христа в Иерусалим» на западной стене храма. Далее следуют «Тайная вечеря», «Омовение ног», «Взятие под стражу», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», и «Самоубийство Иуды».



Въезд в Иерусалим. 1320 г. Пьетро Лоренцетти Нижняя церковь св Франциска, Ассизи.



Распятие. 1320 г. Пьетро Лоренцетти Нижняя церковь св Франциска, Ассизи.



Снятие с креста. 1320 г. Пьетро Лоренцетти Нижняя церковь св Франциска, Ассизи.



Мадонна деи Трамонти. 1330 г. Пьетро Лоренцетти Нижняя церковь св Франциска, Ассизи.

В отличие от Дуччо, Джотто и Симоне Мартини, влияние которых в его работе несомненно, для Лоренцетти характерно усиление экспрессии. В его фресках есть всё: и внимание к бытовым деталям, столь характерное для сиенской живописи первой половины XIV века, и колоритные городские виды, и разнообразие костюмов того времени, особенно в костюмах солдат в сценах «Распятия» и «Взятия под стражу».

Также известен цикл Пьетро Лоренцетти о житие Беаты Умильты.



Беата Умильта привозит кирпичи в монастырь. 1341 г. Пьетро Лоренцетти Галерея Уффици, Флоренция.



Беата Умильта лечит больную монахиню. 1342 г. Пьетро Лоренцетти Государственный музей, Берлин.

После 1344 года имя Пьетро Лоренцетти в документах больше не встречается. Сиенское предание гласит, что Пьетро умер в 1348 году вместе со своим братом Амброджо во время бушевавшей в Сиене эпидемии чумы. Искусство Пьетро, посвященное поискам нового синтеза формы и цвета для выражения новых идей, имело значительное влияние. Как и в случае с Симоне Мартини можно утверждать, что после смерти Пьетро его влияния не избежал ни один сиенский художник.

1. * Кармелиты - общее название двух католических монашеских орденов и одной конгрегации, придерживающихся духовности монахов-отшельников с горы Кармель.

1) Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (лат. Ordo Fratrum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCarm) - основная ветвь кармелитов. В 2005 г. насчитывали 2091 монаха (из них 1383 священников) в 307 монастырях, расположенных в 29 странах.
2) Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (лат. Ordo Fratrum Diacalceatorum Beatae Mariae Virginis de Monte Carmelo, OCD) - орден, отделившийся от основной ветви кармелитов в XVI веке. Его возникновение связано с деятельностью великих кармелитских святых - Терезы Авильской и Иоанна Креста, а также с желанием части кармелитской братии жить по строгому первоначальному уставу ордена. В 2005 г. орден объединял 4653 монахов (из них 2627 священников) в 572 монастырях.
3) Конгрегация братьев-кармелитов Непорочной Девы Марии (лат. Congreagatio Fratrum Carmelitarum Beatae Mariae Immaculatae, CMI) - конгрегация сиро-малабарского обряда кармелитской духовности, действует в Индии, насчитывает 2243 монахов (из них 1397 священника) в 320 обителях (2004).
Облачение кармелитов - тёмно-коричневая ряса с капюшоном.
По преданию орден кармелитов был основан пророком Илией и ведет свое начало от Бертольда Колабрийского, основавшего общину отшельников у источника святого Илии на Кармель около 1156 года

монашеские ордена, христианские святые, Пьетро Лоренцетти, Мадонна, Сиена, Проторенессанс, 14 век, Италия, Иисус Христос, Тоскана, Амброджио Лоренцетти

Previous post Next post
Up