Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna)

May 18, 2010 22:32

Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255-1319)

Итальянский живописец, основоположник сиенской школы 14 века. Первое упоминание о Дуччо в сиенских архивных документах помечено 1278 годом, и связано с заказом таволетта для Биккерны *. Дуччо испытал влияние так называемой итало-византийской живописи и французской миниатюры, воспринял отдельные тенденции искусства Проторенессанса. Кроме Сиены, Дуччо ди Буонинсенья работал также в Ареццо, Пизе, Лукке и в Пистойе. Созданные Дуччо алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной и изысканной цветовой гаммой отличаются мягкой поэтичностью, лиризмом, эмоциональной выразительностью линейного ритма, тонкой декоративностью (“Мадонна со святыми”, Национальная пинакотека, Сиена; “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” или “Мадонна ди Креволе”, 1283-1284, Музей Собора, Сиена, первоначально находилась в церкви Санта Чечилия в Креволе; “Мадонна Ручеллаи”, 1285, Уффици, Флоренция).

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн - «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий* на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца, и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.



Мадонна Креволе. Дуччо ди Буонинсенья 1282-84 гг. Сиена, Музей Собора.

Дуччо ди Буонинсенья был основателем сиенской школы живописи, одним из наиболее консервативных мастеров как по своим общественным взглядам, так и по художественным позициям среди современных ему живописцев. Старший современник Джотто, он прошел равнодушно мимо всей новизны его художественных реформ, так как всецело был предан византийскому искусству с его плоскостностью, декоративностью, линеарностью, яркой красочностью, отвлеченными золотыми фонами. Документы сохранили свидетельство о том, что, когда в 1299 году в Сиене утвердилось народное правительство пополанов*, Дуччо отказался принести ему присягу.

Религиозное искусство Дуччо не открывало собой новых путей, а скорее завершало живопись Эпохи Дученто. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. Изысканная по цвету палитра Дуччо содержала в себе оранжево-красные, фиолетовые, синие, желтые, зеленые, бледно-сиреневые тона, тона чайной розы. Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях, из которых следует выделить два: “Мадонна Ручеллаи” (Уффици) и “Маэста” - алтарный образ для Сиенского собора.

15 апреля 1285 г. община Марии флорентийской церкви Сайта Мария Новелла поручила Дуччо написать большой образ Мадонны для их капеллы. В 16 в. эту картину перенесли в другую часовню этой церкви, в капеллу Ручеллаи, отсюда и название картины. Эта форма алтарного образа с треугольным фронтоном была обычной в итальянской живописи 13 в. Широкая расписанная рама, украшенная полуфигурными изображениями Иисуса, двадцати четырех пророков и доминиканских святых, в том числе мученика Петра и основателя общины, редко встречается среди сохранившихся памятников той эпохи. Почти все пространство картины заполняет облаченная в сине-зеленый плащ бестелесная фигура Мадонны, восседающей на богато украшенном резьбой деревянном троне. На коленях она держит младенца в белом с золотом одеянии. Трон царицы Небесной с благоговением спускают на землю коленопреклоненные ангелы, по три с каждой стороны. Детализированное, пространственное изображение трона подчеркивает правдоподобность сцены.
В образе Дуччо “Мадонна Ручеллаи” не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ. Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины; правда, он дан в обратной перспективе*. Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны. 3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в “Мадонне” Джотто. Богоматерь Дуччо воспринимается как объект религиозного поклонения, как торжественный образ религиозного культа.



Мадонна Ручеллаи. Дуччо ди Буонинсенья. 1285 г. Уффици, Флоренция.

Самым знаменитым произведением Дуччо была его “Маэста”, - единственная подписанная работа Дуччо - огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308-1311 годах, с изображением Мадонны - покровительницы города Сиены - с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Пределлы и верхнюю часть, а также всю оборотную сторону Дуччо украсил семьюдесятью шестью небольшими сценами из жизни Марии и Христа . Многих из этих частей в настоящее время не существует, некоторые разбросаны по различным музеям, так что только реконструкция может дать представление об этой грандиозной алтарной иконе, которая по окончании ее художником при огромном стечении народа была перенесена из мастерской Дуччо в Сиенский собор. В главном произведении Дуччо ди Буонинсенья - алтарном образе сиенского собора “Маэста” с изображением Богоматери в окружении ангелов и святых на лицевой стороне и “Страстей Христовых” на оборотной стороне (1308-1311, основная часть полиптиха - в Музее собора, Сиена), художник, не порывая с канонами средневекового искусства, стремится к жизненной убедительности бытовых деталей, добивается звучной декоративности цвета, лиричности образной системы.

«Маэста» является двусторонним произведением, лицевая сторона которого посвящена Богородице, а обратная Иисусу Христу. По развитости иконографической программы его можно сравнить с фресковыми циклами, украшавшими стены церквей.

На лицевой стороне основной панели изображена Богоматерь с младенцем, 12 ангелами и 19 святыми.
Мадонна сидит на мраморном троне с инкрустациями в стиле косматеско. На его подножии написано две молитвы: её просят даровать мир городу Сиена и славу нарисовавшему ее художнику Дуччо («MATER SCA DEI /SIS CAUSA SENIS REQUEI/ SIS DUCIO VITA/ ТЕ QUIA PINXIT ITA»). У самого трона с обеих сторон - по два ангела. С левой стороны среди прочих стоят Иоанн Евангелист (изображен как старик с бородой и книгой), апостол Павел со своим мечом, а последняя в ряду - Екатерина Александрийская с пальмовой ветвью. С правой стороны - Иоанн Креститель, апостол Петр (с книгой), последняя - святая Агнесса (держит медальон с агнцем).

В нижнем регистре изображены коленопреклоненными четыре покровителя города: епископ Ансанус, крестивший Сиену в 4-м веке, епископ Савин (с левой стороны), мученик Кресценциус, чьи останки покоятся в соборе с 1058 г., и Виктор, христианский солдат из Сирии, патрон Сиены с 1288. Второй ряд - ангелы, по шесть с каждой стороны. За троном - также ангелы.
В верхнем ярусе над головами святых и ангелов написаны полуфигуры оставшихся 10 апостолов.
Венчающий ряд этой стороны, согласно реконструкции, состоял из эпизодов Богородичного цикла.
Представляется, что алтарь имел завершение по верху в виде вимпергов* и, возможно, пинаклей*. В вимпергах, как считается, располагались еще 6 изображений ангелов, четыре из которых хранятся в Брюсселе, Филадельфии, Ниделандах и Массачучесе.



Маэста. Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.



Маэста. Деталь. "Рождество" Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.



Маэста. Деталь. "Успение Богородицы" Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

Оборотная часть алтаря посвящена Иисусу Христу. Дуччо обладает умением вести занимательный лирический рассказ, который, в противоположность распространенным в то время запутанным религиозным аллегориям, передан очень наглядно, просто и ясно. Повествуя о жизни и страданиях Христа в многофигурных сценах оборотной стороны иконы, Дуччо пытается вводить в них реалистические и даже жанровые моменты, но не доводит их до конца, подчиняя все декоративному началу. Перспектива, как правило, везде отсутствует.



Маэста. Оборотная сторона. Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.



Маэста. Оборотная сторона. "Распятие" Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.



Маэста. Оборотная сторона. "Призвание Петра и Андрея" Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.



Маэста. Оборотная сторона. "Жены-мироносицы у гроба Господня" Дуччо ди Буонинсенья 1308-11 гг. Музей Собора Сиены.

К сожалению, подписанным самим Дуччо является только одно произведение - большая «Маэста» из сиенского собора. Однако сегодня практически ни у кого не вызывает сомнений атрибуция еще нескольких работ. Это маленькая «Маэста» (Музей искусства, Берн), «Францисканская Мадонна» (Сиена, Пинакотека), «Мадонна с младенцем» известная как «Мадонна Строганова» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Мадонна с младенцем и шестью ангелами» (Национальная галерея Умбрии, Перуджа), и небольшой «Триптих № 566» (Национальная галерея, Лондон).



Францисканская Мадонна. Дуччо ди Буонинсенья 1300 г. Национальная пинакотека, Сиена.



Маэста Дуччо ди Буонинсенья 1288-300 Музей Искусств, Берн.



Триптих. Дуччо ди Буонинсенья 1300-05 гг. Национальная галерея, Лондон.

Кроме названных, практически бесспорных работ Дуччо, сегодня ему приписывают «Полиптих № 47» (Сиена, Пинакотека). Существует еще несколько произведений, которые приписывают либо мастерской Дуччо, либо его совместному с кем-либо творчеству, например, «Мадонна с младенцем.(№ 593)» (Сиена, Пинакотека), которую по мнению экспертов он написал совместно с Мастером Бадиа а Изола*. Большинство сотрудников его мастерской не оставили своих имен.



Полиптих. Дуччо ди Буонинсенья 1300-05 гг. Национальная пинакотека, Сиена.

По рисунку Дуччо в 1288 году был выполнен первый в Италии монументальный витраж в круглом окне хора сиенского собора.



Витраж. Собор, Сиена.

Дуччо оказал огромное влияние на развитие живописных традиций Сиены. К его творчеству неоднократно обращались многие живописцы последующих лет, например братья Лоренцетти, Симоне Мартини и др.

1. * Таволетта (итал.tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola - доска) - деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Расписывались лучшими сиенскими художниками.

В 1257 году сиенское казначейство «Биккерна», созданное городскими властями специально для учета доходов и расходов этого города-государства, установило уникальную традицию - заказывать художникам живописные панели для обложек своих гроссбухов, которые выпускались каждые полгода при смене штата казначейства. Столь частая смена штата была придумана, чтобы избежать коррупции. Традиция росписи деревянных обложек продолжалась до XVII века, то есть фактически до конца существования этого казначейства.



Амброджио Лоренцетти 1344 г



Бенвенуто ди Джованни 1468 г.

(Таволетты - прекрасны, они достойны отдельного поста! Невыразимый восторг! - das_gift)

2. * Мафорий (греч.) - верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Мафорий Богоматери (Риза Богородицы) одна из важнейших реликвий, связанных с ее памятью; с 474 года он находился во Влахернском храме Богоматери в Константинополе. В иконописи изображается, как правило, малиновым, красным.

3. * Попола́ны (от ит. popolo - народ) - торгово-ремесленные слои городов Северной и Центральной Италии в XII-XIV вв., объединявшихся в цехи. В конце XII-начале XIII в. пополаны вели борьбу с нобилями-феодалами, к середине XIII в. установили свою власть в ряде городов: в Болонье (1245), во Флоренции (1250) и др. В этих городах-государствах была установлена выборная власть представителей цехов, а феодалы (конец XIII в.) были лишены политических прав в законодательном порядке «Установлением справедливости» во Флоренции в 1293 г., «Народными уставами» Сиены в 1277 г. К XIV в. произошло резкое расслоение пополанов на «жирный народ» (городская верхушка) и «тощий народ». В XIV в. термин «пополаны» исчез.

4. * Обратная линейная перспектива - вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов

5. * Пределла (от итальянского predella) - в католических, преимущественно средневековых, церквях - продолговатая невысокая надставка над задним краем престола во всю его длину. Обычно она украшается с лицевой стороны живописным или скульптурным изображением какого-либо религиозного сюжета и служит подножием для шкафика, в котором хранятся Священные Дары, для подсвечников и прочих украшений престола, или же составляет фриз, над которым непосредственно возвышается запрестольный образ. С задней стороны в пределле устраивается шкаф, в который убираются священные сосуды и прочие принадлежности богослужения.

6. * Стиль косматеско - декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима. Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д.) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира.

7. * Вимперг ( нем. Vimperg - ) - высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом.

8. * Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum) - заостренный верх крыши) в романской и готической архитектуре - остроконечная декоративная башенка, увенчивающая контрфорс.

9. * Мастер «Бадиа а Изола» (итал. maestro di Badia a Isola, работал в конце XIII - нач. XIV в.) - итальянский художник. Это анонимный художник, авторство которого приписывается картине «Маэста», хранившейся ранее в церкви Сан Сальваторе Аббадиа а Изола в Монтериджони. Первоначально это произведение приписывалось руке молодого Дуччо, однако дальнейшие стилистические изыскания привели к выводу, что оно создано неизвестным сиенским художником.

архитектурные термины, книги, Мадонна, церковная утварь, Сиена, Дуччо ди Буонинсенья, 13 век, 14 век, Дученто, Иисус Христос, Италия, маэста, Чимабуэ, стили, Мастер Бадиа а Изола

Previous post Next post
Up