Feb 17, 2006 14:59
Распространённая метафора: индивиды, расположенные в пространстве.
В основе моделей многомерного шкалирования лежит предпосылка о том, что существуют две совокупности: совокупность признаков и совокупность объектов. Шкалирование совмещает эти совокупности. Иногда в роли объектов выступают индивиды. Существование совокупности признаков можно не ставить под сомнение; а вот совокупность индивидов - это не просто феноменальная данность. Это ещё и предположение о том, что индивиды могут быть помещены в одну совокупность.
Пространство существования этих индивидов не тождественно феноменальному полю. Должны также быть заданы условия, при которых в принципе может быть отобран данный набор объектов. Причём эти условия невозможно найти в совокупности признаков: ведь отбор объектов осуществлён ещё до совмещения совокупностей. В противном случае оказалось бы, что объекты уже расположены в пространстве признаков. Если вторая совокупность задаётся через первую, шкалирование избыточно. Таким образом, в операции помещения индивидов в пространство не так много общего с категориями восприятия (как восприятия мира исследователем, так и восприятия мира исследуемыми индивидами). Главное в этой операции - интенция опространствливания индивидов. Пространство, о котором здесь идёт речь - онтологическая категория.
В метафоре пространства заключена общность индивидов - поскольку индивиды разделяют пространство, они обобщены. Любое суждение, предполагающее общность индивидов, не может быть обосновано через категории восприятия. Следовательно, эта общность проблематична.
Эта общность может и должна быть определена как реальность.
1. Содержание реальности стабильно. Всё, что признаётся реальным, стабильно; нестабильное не может быть признано реальным. В реальности ничего не происходит - в противном случае не было бы никакой возможности зафиксировать её как реальность. Реальность не подлежит сомнению.
2. Форма реальности - практика. В той мере, в какой нечто практикуется (в стену забивается гвоздь), прагматически допускается реальность стены, гвоздя и процедуры забивания гвоздя.
Именно такова природа пространства. В этом и только в этом понимании индивиды могут рассматриваться в рамках одного пространства. В противном случае они представляют скорее множество плоскостей - непересекающихся слоёв.