Школьная реформа (ч.1)

Apr 10, 2014 10:11



Предыдущая публикация являлась своего рода прологом к серии небольших статей, посвящённых реформе школьного образования.  Почему именно серия, почему не написать на эту тему одну большую капитальную статью, где всё собрано воедино? Дело в том, что благодаря Интернету люди сейчас и без капитальных статей хорошо загружены самой разной информацией. Кроме того, даже если судить только по darwinson-журналу, в процессе обсуждения некоторые посетители оставляют такие комментарии, из которых со временем вполне может получиться новая статья. Так что, обобщать и подытоживать что-либо ещё слишком рано.
Начну с того, что считаю наиболее простым в смысле реализации. Было бы неплохо, мне кажется, взять и разделить

в школах параллельные классы по степени успеваемости учеников. Традиционная уравниловка на чисто внешний, поверхностный взгляд выглядит достаточно демократично. Но если взглянуть на неё изнутри, взглянуть незамыленным глазом начинающего преподавателя, уравниловка в образовательном процессе представится весьма неприглядной, иррациональной. Она нисколько не помогает отстающим ученикам, но при этом очень мешает, очень тормозит успевающих.

Хорошо помню, например, когда учитель объяснял новый материал, то на уроках физики, математики, химии было особенно интересно. Вечером того же дня новое закреплялось при выполнении домашнего задания, и на следующий день хотелось продвигаться дальше. Но не тут-то было. В действительности на втором, третьем и даже четвёртом уроке вместо движения вперёд имело место коллективное топтание на месте. Начинались утомительно однообразные поочерёдные вызовы балбесов-троечников к доске и втютёхивание каждому в отдельности неусвоенного им материала. Только чередуя нерадивых учеников учитель мог разнообразить своё повторение одного и того же, одного и того же, одного и того же. Именно из-за таких тугодумов в школе существует не по 4, а по 5 или по 6 уроков в день. Причём, подавляющее большинство троечников генетическими тугодумами совершенно точно не являлись. Ребята просто не хотели, не считали для себя нужным учиться. Они имели много пробелов в знаниях, много хвостов и только по этой (а не какой-то другой) причине с большим трудом воспринимали новый материал.

Так вот, предложение очень простое и сводится к тому, чтобы:
1. всех троечников собрать в классах "В" и "Г",
2. наиболее успевающих учеников поместить в класс "А",
3. "Б" класс сделать промежуточным, он для хорошистов.

Переходы из одного класса в другой совершаются по итогам каждого учебного года. Отличники благодаря этому имеют всего по 4 урока в день, плюс 5-й необязательный, факультативный для углублённого изучения математики, физики, химии, английского и т.д. (- о факультативных уроках более подробно в следующих частях). Хорошисты имеют по 5 уроков, плюс 6-й необязательный. Троечники будут сидеть в школе по 6 уроков и каждый учебный день. В школах, где успеваемость выше среднего они могут уместиться в одном классе, в остальных учатся хорошисты и отличники.

Специально подчеркну, поскольку это важно. Движение по пути знаний для всех ребят остаётся такое же параллельное, как и было. Обязательная часть школьной программы по-прежнему для всех одна. А это значит, что перейти из одного класса в другой по итогам учебного года сможет любой ученик и на любом этапе обучения. Разница только в одном - для отличника изучение обязательной части заканчивается после 4-го урока. Троечник сидит в школе от первого и до последнего звонка.



Previous post Next post
Up