Индивидуальное обучение, наилучшая форма обучения из всех. Это хорошо понимали и 200, и 300 и 1000 лет назад. Один и тот же учитель, занимаясь с учеником в классе и занимаясь с ним же индивидуально, достигнет разных результатов. С другой стороны, рациональным индивидуальный способ обучения никак не назовёшь; рациональным не в качественном, а в количественном смысле. Очевидно, между количеством и качеством нужен некий компромисс. Именно поэтому, говоря о новой реформе школьного образования, подразумеваешь, прежде всего, разделение программы обучения на обязательную и необязательную, факультативную. Обязательная после реформы, это слегка сокращённая нынешняя программа.
Например, так ли необходимо на уроках химии систематическое изучение химических свойств отдельно взятых элементов? Мнение по этому вопросу может быть неоднозначным. Лично мне такие знания ни разу в жизни не пригодились. Именно поэтому я пришёл к выводу, что ограничиться можно было таблицей Менделеева в самом общем виде. Мне кажется, нет большой нужды вдаваться в такие подробности в рамках общего обязательного курса.
Подробности должны начинаться тогда, когда после 4-го или 5-го урока заканчивается обязательная для всех программа, когда класс на 4/5 или на 7/8 пустеет, и остаются лишь те несколько человек, которым углублённые знания по химии действительно необходимы. И вот с ними учитель занимается уже основательно, то есть индивидуально и сверх обязательной программы. Готовит каждого не только к достойному участию в олимпиадах по химии, но и непосредственно к поступлению в ВУЗ.
О возможных сокращениях других предметов можно поговорить отдельно. Это обширнейшая и очень дискуссионная тема, а пока о факультативных уроках. Не только общая успеваемость в классе, но и победы на олимпиадах, а также количество учеников поступивших после школы в ВУЗы; всё это в совокупности должно определять качество работы и, соответственно, коэффициент эффективности преподавателя. Именно этот коэффициент должен быть множителем к базовой зарплате, а не выслуга лет, звания и проч. Для учителя только начинающего работать в школе этот коэффициент усреднённый, присваивается в немалой степени авансом. После первого года работы он либо повышается, либо наоборот снижается. В реальной учебной практике в большинстве случаев поначалу снизится. Но с годами, с обретением педагогического опыта у большинства начнёт неуклонно расти.
Несколько слов о тех преподавателях, у которых коэффициент эффективности не начнёт расти. В этой связи вспоминается выдержка из письма одного родителя в газету: "...Если же это посредственный учитель, что, к сожалению, часто бывает, особенно сейчас, во время кризиса нашей школы, то он не способен увлечь детей вообще ничем".
Мне кажется, что посредственных учителей, как и посредственных людей, большинство. Если посредственный учитель добросовестно исполняет свои обязанности, это хороший учитель. Мир школы и мир увлечений, не одно и то же. Школа помимо стандартного набора знаний вырабатывает в маленьком человеке ещё и привычку к умственному труду, умственному напряжению. Если такая привычка за 11 лет приобретена, школа своё дело сделала. А родителю, пишущему в газету, стоит прерваться и задуматься вот над чем: неуважение к учителю, какой бы он ни был, перейдя к его детям, может потом бумерангом вернуться к нему самому. Тогда уже проблемы образования покажутся мелочью в сравнении с проблемами воспитания. Что касается процесса обучения, то он в любом случае выиграет, если уважительное отношение к наставнику станет для ученика аксиомой, не требующей специальных доказательств. Так что, солидарность родителей и учителей в этом вопросе необходима всегда и везде. Даже дома на кухне.
Факультативные занятия не только в значительной мере определяют коэффициент эффективности работы преподавателя, но и саму работу делают более интересной. При подготовке учеников к олимпиадам и к поступлениям в ВУЗы может появиться настоящий тренерский азарт. Вспомните Валерия Лобановского на скамеечке запасных киевского "Динамо" во время матча, и согласитесь, что процесс этот иногда очень даже увлекательный. Поскольку имеет место состязание (посредством своих учеников) с наставниками из сотен и тысяч других школ.
Кроме того, факультативные занятия означают появление в обычной школе после 4-го или 5-го урока таких классов, где ученики собираются и начинают заниматься со своим учителем не по общеобразовательной программе, а по углублённой, расширенной, аналогичной той, которая сейчас в физико-математических или языковых спецшколах. В других классах небольшие группки учеников углублённо изучают историю, географию, биологию, астрономию, литературу. А это значит, что функции репетиторов в значительной мере переходят к учителям средних школ. Хотелось бы, чтобы вместе с функциями хотя бы отчасти перешла и та часть денег, которую каждый репетитор не только может, но и должен получать. Но самое главное, это предоставить учителю после окончания обязательных уроков ту свободу, которую имеет репетитор. Воспользоваться ею или нет, дело каждого, отдельно взятого наставника, но сама возможность, безусловно, должна быть.
Те из успевающих учеников, которые после обязательных уроков не захотят остаться в школе, смогут пойти на занятия в спортивную секцию, в шахматный, компьютерный или автокружок. Наконец, могут просто погонять мяч у себя во дворе. В любом случае они используют своё время более рационально, чем сейчас. Напомню: сейчас добросовестные успевающие ученики отсиживают в школе не по 4 или 5, а по 6 уроков. Отсиживают в одном классе с лодырями, бездельниками и просто нерадивыми учениками.