Прямым и явным символом «холодной войны» в 1950-80-е годы был Берлин. Разделенный город, части которого принадлежали двум противостоявшим лагерям, подходил на эту роль как нельзя лучше. Неудивительно при этом, что он регулярно становился съемочной площадкой для разнообразных шпионских фильмов, особенно в 1960-е, когда конфронтация достигла своего максимального накала. В свое время я уже
рассказывал о фильме «Похороны в Берлине», но в том же 1966 году на экраны капиталистического мира вышла еще одна кинолента, где полноценным персонажем стал Западный Берлин. Называлась она «Меморандум Квиллера», снял ее известный британец Майкл Андерсон причем по сценарию, написанному относительно молодым тогда еще драматургом и будущим Нобелевским лауреатом Гарольдом Пинтером.
Удивительно, но сюжет этого кино никак не касается темы «холодной войны». Вместо злобного коммунистического блока главным антагонистом стал другой жупел тех лет - неонацисты. Британский агент по фамилии (невероятно, но факт) Квиллер, расследуя убийства двух своих коллег, натыкается на гнездо молодчиков, желающих вновь поднять знамя со свастикой над Европой. Посмотрим, что там было интересного из архитектуры.
В прологе происходит одно из тех самых убийств, после чего британская секретная служба, название которой не сообщается, отправляет на расследование свою последнюю надежду, ироничного агента Квиллера. В отличие от своего коллеги Бонда (Джеймса Бонда), тот предпочитает вовсе не носить с собой оружие, ибо его наличие, по его словами, резко увеличивает шансы досрочно закончить свое бренное сущестование в этом мире.
1. В Западном Берлине Квиллер первым делом едет на встречу со своим куратором. Для пущей маскировки, а также не без определенного символизма, свидание происходит на Олимпийском стадионе, одном из крупнейших сооружений нацистской эры, дошедших до наших дней.
2. Грандиозная работа Вернера Марха с тех пор обзавелась крышей, а августе 2014 я, наконец, увидел этот нацистский Колизей своими глазами,
написав по итогам изучения берлинского архитектурного наследия 1933-45 гг. целый текст.
3. Чаша стадиона. Квиллер в исполнении Джорджа Сегала направляется к куратору.
4. Того играет будущий Оби-Ван Кеноби сэр Алек Гиннесс.
5. Агент Палмер в «Похоронах в Берлине» живет в отеле Am Zoo на Курфюрстендамм, главной улице Западного Берлина. Агент Квиллер - в гостинице Königshof по соседству, на Кейтштрассе. Не знаю, существовали ли «Королевский двор» на самом деле (похоже, что да), но с тех пор он очевидно закрылся.
6. Судя по современным снимкам, сейчас это модернистское здание у площади Виттенбергплатц занимает DGB, Объединение немецких профсоюзов.
7. У отеля Квиллера уже поджидает господин, вооружившийся западноберлинской газетой Der Abend, выходившей, как убеждает название, по вечерам. Это тоже уже часть истории: газета обанкротилась и прекратила свое существование еще в 1981 году.
8. Увлеченный газетою подозрительный тип в куртке начинает настойчиво преследовать нашего героя, а мы тем временем можем посмотреть на самые центральные улицы Западного Берлина. Кляйстштрассе в сторону Виттенбергплатц.
9. В следующий момент они уже идут вдоль торговой галереи Будапештерштрассе. Весь этот район изрядно пострадал во время Второй мировой войны, и, как хорошо видно на скриншотах, приобрел после ее окончания очень современный на то время облик.
10. Это здание с магазинами на первом этаже и конторами на остальных было построено в 1955-57 гг. по проекту Пауля Швебса и Ханса Шошбергера и получило название Bikini-Haus. В 2010-2014 гг. его реконструировали уже под гостиницу, но торговые помещения внизу сохранились. Оно до сих пор имеет важное значение в ансамбле площади Брайтшайдплац.
11. Летом 1965 года в Бикини-Хаусе для страждущих имелся еще и Хоффбройхаус.
12. Витрина книжного на углу.
13. Площадь Брайтшайдплац, сердце Западного Берлина, была отлично показана и в «Похоронах в Берлине», но часто мелькает и в «Меморандуме Квиллера». Снимать кино в этом городе и обойти вниманием эту икону его послевоенного восстановления, было решительно невозможно.
За спиной преследователя новенький 21-этажный «Европа-центр» (1963-65, арх. Хельмут Хентрих, Хуберг Петшнигг), офисная башня, уже украшенная рекламой Air France.
14. А здесь справа за мужиком видны остатки разрушенной еще 23 ноября 1943 года Мемориальной церкви кайзера Вильгельма, которую несколько закрывает построенный в 1961 году ее новый модернистский восьмиугольный корпус работы Эгона Айермана.
15. Погоня заканчивается в баре Zum Blauen Affen («У голубой обезьяны»).
16. Интерьеры заведения, которое, кстати, закрылось только в 2008 году. Здесь выясняется, что подозрительный тип - не подозрительный тип, а вовсе даже немецкий связной, работавший с застреленным коллегой Квиллера. Он же дает и наводки, где искать его возможных убийц.
17. Поиски приводят Квиллера в кегельбан и бассейн. Непонятно, где все это снималось, возможно даже в павильонах британской студии Пайнвуд, хотя бассейн для этого выглядит чересчур монументально.
18.
19. А заканчиваются они в роскошной ультрасовременной берлинской школе.
20. Которая на самом деле вовсе не школа, а один из корпусов Берлинского университета в американском секторе.
21.
22. Нагнали детей для массовки.
23.
24. Здесь Квиллер знакомится наконец-то с предметом своего романтического интереса, ведь без красивых женщин шпионский фильм 1960-х представить невозможно. На такие роли в американское и британское кино часто приглашали зарубежных актрис. В данном случае, австрийку Сенту Бергер, в середине десятилетия засветившуюся в целом ряде приключенческих лент.
25. Молодые люди быстро подружились и отправились к ней домой. Живет учительница Инге Линдт на юго-западе города в районе Вильмерсдорф на Ландауэрштрассе. Обычный берлинский район, сохранивший и историческую довоенную застройку.
26. Интерьеры квартиры Инге. Вот это точно Пайнвуд.
27.
28. Парковка.
29. Без погони конечно тоже не обошлось. Она, правда, получилась не слишком динамичной, зато с использованием западноберлинской автострады. Начинается все вновь на площади Брайтшайдплац, за мужичком надпись Haus der Nationen.
30. «Дом наций» входил в комплекс все того же увенчанного мерседесовской звездой «Европа-центра».
31. Вдоль по знаменитой торговой Курфюрстендамм. Впереди «полый зуб» Гедехтнискирхе, рядом с которым заметна новая минималистичная колокольня высотой в 53.5 метра.
32. Автострада эстакадой огибает неизвестные мне спальные районы Берлина.
33.
34. В качестве средства передвижения агент Квиллер использует Porsche 356 B Cabriolet 1962 года.
35.
36. У нацистов, а именно они преследуют англичанина, губа тоже не дура. Это роскошный Mercedes-Benz 300 d Adenauer, флагманский автомобиль концерна, напоминающий выпускавшийся в те же годы Rolls-Royce Silver Cloud.
37. Парочка вместе на фоне богомерзких человеконенавистнических коммиблоков… Хотя постойте, это же Западный Берлин.
38. Нацистское логово. Совершенно очевидно, что классический до китча интерьер этого фашистского гнезда, должен был ярко контрастировать с современной бетонно-стеклянной архитектурой Берлина 1960-х.
39. Рейхсфюрер со странной фамилией Октобер в исполнении невозможно голубоглазого Макса фон Сюдова облачен в зеленый велюровый пиджак.
40. Лики современного неонацизма.
41. После некоторой серии злоключений Квиллер все-таки вырывается из объятий мирового зла и возвращается в район все той же площади Брайтшайдплац. Прокат Hertz у заправки ВР.
42. Вид в сторону площади. На этот раз Квиллер взял в прокате родстер Mercedes-Benz 190 SL 1960 года.
43. Вывеска пивного погребка для бюргеров.
44. Брайтшайдплац во всей ее красе с уже знакомыми зданиями.
45. И они же по отдельности.
46.
47.
48. Интересно, что съемочная группа «Меморандума Квиллера» снимала эпизоды и непосредственно внутри «Европа-Центра», точно также, как и команда «Похорон в Берлине». Небоскреб внешне был полностью готов, но внутри еще продолжалась отделка, что и позволило использовать его весной-летом 1965 года параллельно сразу в двух британских фильмах.
49.
50.
51. Заканчивается все в общем-то неплохо, хотя есть нюансы, делающие развязку не такой шаблонной, как можно было бы ожидать от жанра.
В предыдущих сериях:
1.
"Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2.
"К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3.
"Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).
4.
"Человек из Рио" (L'homme de Rio, 1964, реж. Филипп де Брока).
5.
"Похороны в Берлине" (Funeral in Berlin, 1966, реж. Гай Хэмилтон).
6.
"Как выйти замуж за миллионера" (How to Marry a Millionaire, 1953, реж. Джин Негулеско).
7.
"Топкапи" (Topkapi, 1964, реж. Жюль Дассен).
8.
"Джентльмен из Кокоди" (Le gentleman de Cocody, 1965, реж. Кристиан-Жак).
9.
"Агент 117: Затерянные в Рио" (OSS 117: Rio ne répond plus, 2009, реж. Мишель Хазанавичюс).
10.
"Взломщики" (Le casse, 1971, реж. Анри Верней).