Архитектура в кино: Le casse (1971)

Nov 08, 2012 11:34

В 1971 году в Греции вовсю бесчинствовала хунта "черных полковников", а в тюрьме продолжал томиться выдающийся борец за мир и дружбу народов, народный греческий герой-антифашист Манолис Глезос, не сходивший в 1960-70-е годы со страниц печатного органа ЦК КПСС газеты "Правда", которая печатала гневные статьи о его тяжкой доле чуть ли не в каждом втором номере. Все эти возмутительные события не помешали французскому режиссеру Ашоту Малакяну, более известному как Анри Верней, снять в этом самом 1971 году кинофильм "Le casse" ("Взломщики"). Противостояние грабителя в исполнении Жана-Поля Бельмондо, коррумпированного полицейского (Омар Шариф) и кучи изумрудов, вставших между ними, почти полностью было снято на живописной афинской и пирейской натуре.

Одним из архитектурных героев фильма стала и афинская гостиница Hilton. Полгода назад я рассказывал о стамбульском "Хилтоне" на материале фильма Topkapi (1964). Пройти мимо его греческого собрата я конечно не мог.


Любопытный факт. Манолис Глезос, большой друг советского народа еще при Хрущеве, жив до сих пор и в своем 90-летнем возрасте порой еще участвует в демонстрациях против проклятого империализма, заставившего греков обанкротить собственную страну. Жив и один из "черных полковников", по иронии судьбы бывший единственным среди них генералом. Стиллианосу Паттакосу уже 99. При желании они могут скачать с торрентов картину Анри Вернея и вспомнить Афины давно минувших дней.



1. "Хилтон" красуется уже на начальных титрах фильма под музыку Эннио Морриконе, но все же игровые эпизоды, снятые в гостинице и около нее, появляются ближе к середине картины.


2. Среди киноманов "Взломщики" известны в основном двумя фрагментами. Во-первых, это достаточно продолжительная (минут 10 по ощущениям) погоня Шарифа за Бельмондо, которая начинается на этой вот площади Пирея, крупнейшего греческого порта, входящего в афинскую агломерацию. Собственно, белое здание, на вид межвоенное, в кадре Центральное портовое управление и есть, а за ним уже видны корабли.


3. Общий вид. Здание с классическим портиком справа - церковь св. Николая, в честь которой площадь и названа.


4. Современное фото. Центральное портовое управление слева на переднем плане.


5. В погоне участвуют FIAT 124 Special T красного цвета с Бельмондо за рулем.


6. И черный Opel Rekord с Омаром Шарифом внутри.


7. Они долго носятся по парковке на площади (ее, судя по спутниковым снимкам, уже нет, сейчас там везде благообразный газончик). Слева огромное здание Пирейского выставочного центра.


8. Современный вид. Якорь лежит на месте бывшей парковки.


9. В конце концов крутиться на площади им надоедает, и герои выезжают в город, распугивая по дороге 100500 аборигенов.


10. Мне сложно судить, где это все было отснято. Вероятнее всего, на настоящих пирейских улицах, а может и на дороге из Пирея в Афины.


11.


12. Крестный ход к какой-то церкви в неовизантийском стиле.


13. Типичная летняя греческая эстрада в виде античного амфитеатра. Народ отвлекся на гонщиков.


14. На сцене, тем временем, продолжается выступление фольклорного коллектива, дающего необходимый этноколорит кинофильму.


15. Вилла "обокраденного Шпака" не впечатлила, зато машина - классика жанра.


16. Интерьер жилища владельца изумрудов гиперсовременен. На стене скорее всего Пикассо, но картина живо напомнила мне творчество Адама adam_hlobus Глобуса.


17. Кресло в стеклянной полусфере и афган в качестве домашнего питомца.


18. В специальной витрине стоит модель танкера. По всей видимости, наш Шпак оказался типовым греческим миллиардером-судовладельцем типа Аристотеля Онассиса или Ставроса Ниархоса.


19. Жертва Бельмондо в смелом небесно-голубом костюме.


20. Наконец, появляется "Хилтон" сначала своими интерьерами. Входная группа.


21. Слева в очках главная секс-бомба картины по имени Лена Грипп в исполнении заслуженной артистки США Дайан Кэннон. Актерский состав в фильме, как это часто бывало в те годы, полностью интернационален.


22. Газетный киоск.


23. Бельмондо прикупил чтива: мужской журнал с очень греческим названием и Леной на обложке и франкоязычную газету.


24. Уже в следующем кадре газета волшебным образом меняет раскладку на английскую. В новостях: ограбление века, Франция готовится пнуть Алжир из-за нефти, несмотря на то, что алжирские деды гнили за метрополию в окопах, и еще какие-то протесты в Куала-Лумпуре.


25. У лифтов.


26.


27. Бельмондо поднимается на 14-й этаж в Galaxy Bar, считавшийся одним из самых крутых заведений Афин 1960-1970-х гг.


28. Барная стойка вдоль стеклянной стены.


29. На стойке замечен кетчуп Heinz.


30. Веранда и лучшие, по мнению менеджеров отеля, виды на город.


31. Бар продолжается существовать и сейчас. Виды столь же хороши.


32. В прямой видимости Акрополь.


33. Раньше можно было позвонить в кабак и пригласить кого-нибудь из клиентов к телефону. По залу ходила девица с написанной мелом на доске фамилией и искала абонента.


34. Мистер Азад - это он.


35. Слева на стойке похоже бутылка пива Amstel.


36. Мистер Азад читает журнал Eros и рассматривает фото главной героини номера Лены Грипп.


37. После чего пускается с ней во всей тяжкие. Неоновая вывеска ночного стрипклуба.


38. 1970-е в этом фильме уже чувствуются.


39. Вновь в "Хилтоне". Почтовое отделение с надписями шрифтом в греческом стиле.


40. Опять Лена Грипп, опять в баре, только в шляпке.


41. Подъездная рампа.


42. Греческие полицейские автомобили.


43.


44. Наконец-то показывают фрагмент экстерьера гостиницы. Здание было построено в 1963 году по проекту местных архитекторов П.Василиадеса, Э.Вурекаса, С.Стайкоса и А.Георгиадиса. На момент сдачи в эксплуатацию это был крупнейший отель страны и высочайшее здание Афин.


45. Так оно выглядело на открытке начала 1970-х годов.


46. А так выглядит в настоящее время.


47. Для любителей общественного транспорта. Афинский троллейбус в 1971 году. Похожие, только "Шкоды" до сих пор еще ездят по улицам некоторым украинских городов.


48. Клоуз-ап с маршрутной табличкой.


49. Бельмондо цепляется прямо за троллейбус и так начинает свою очередную поездку по греческой столице.


50. Это проспект Василиссиса Софиаса, одна из центральных авеню Афин. Впереди слева виден 14-этажный Хилтон.


51. Внутри троллейбуса.


52. Забег по крышам автомобилей.


53. Пересадка на автобус в обратную сторону. Обратите внимание на здание на заднем плане слева.


54. Это ни что иное как посольство США в Греции, построенное в 1956-61 гг. по проекту выдающегося немецкого архитектора Вальтера Гропиуса. Вообще, американская посольская архитектура 1950-60-х - отдельная "жирная" тема. В то время проклятый Госдеп широко привлекал к проектированию зданий для своих диппредставительств крупных мировых архитекторов.


55. Бельмондо отбрыкивается от Омара Шарифа прямо на проспекте Василилисисилисисса Софиаса, кто бы ни был это наверняка замечательный человек.


56. Плотный траффик. Справа уже знакомый "Хилтон".


57. Панорама проспекта.


58. А дальше случается второй знаменитый в узких кругах эпизод фильма. Бельмондо, оказавшийся волею судеб в кузове самосвала, оказывается сброшен вместе с содержимым этого кузова с высокого обрыва.


59. Сейчас кажется абсолютно невероятным, что этот трюк вообще выполнял живой человек, тем более фантастическим выглядит участие в нем французской кинозвезды собственной персоной.


60. Никакого монтажа, все показывается as is и выглядит именно тем, чем и является - умопомрачительным пиздецом.


61. Эпизод по всей видимости снимался с одного дубля и двумя камерами: видите вверху над кузовом самосвала торчит какая-то хрень.


62.


63. Как Бельмондо умудрился не сломать себе шею, я в принципе не представляю. Вы можете насладиться трюками актера в этой картине и конкретно этим фрагментом (начиная с отметки 7:45) в ролике на ютубе.


64. Наградой за риск становится визит все к той же Лене Грипп. У нее замечательное однокомнатное футуристическое гнездышко, где свет включается хлопком и выключается двумя.


65. Общий вид.


66. Кубик с баром, обитый велюром, спрятан в диване и поднимается по нажатию. В баре стоит привычный по кино Johnny Walker Red Label. Его, собственно, и употребляют.


67. В верхнем правом углу устроена кровать, к которой ведет специальная лестница. На спальне можно сэкономить.


68. Эротический фотоальбом. Мистеру Азаду содержимое по нраву.


69. Оригинальные светильники.


70. Лена Грипп в модной косынке.


71. В конце концов герои оказываются на одном из греческих островов, где осматривают немало местных санаториев. Увы, конкретные локации я не знаю.


72.


73.


74.


75. Концовка не для слабонервных.


76. Главного злодея топят в зерне, очень аграрно и оригинально.


77. Вместе с изумрудами ведь не в них счастье.


78. Виды пирейского порта.


79.


80. Бельмондо грузят в сухогруз, набитый живыми курами (не знал, что их можно и так перевозить), и вывозят из страны, стонущей под железными пятками черных полковников.


Счастливый конец.

В предыдущих сериях:

1. "Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2. "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3. "Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).
4. "Человек из Рио" (L'homme de Rio, 1964, реж. Филипп де Брока).
5. "Темный рыцарь" (Dark Knight, 2008, реж. Кристофер Нолан).
6. "Похороны в Берлине" (Funeral in Berlin, 1966, реж. Гай Хэмилтон).
7. "Трансформеры" (Transformers, 2007, реж. Майкл Бэй).
8. "Квант милосердия" (Quantum of Solace, 2008, реж. Марк Форстер).
9. "Как выйти замуж за миллионера" (How to Marry a Millionaire, 1953, реж. Джин Негулеско).
10. "Миссия невыполнима" (Mission: Impossible, 1996, реж. Брайан де Пальма).
11. "Форсаж" (The Fast and the Furious, 2001, реж. Роб Коэн).
12. "Топкапи" (Topkapi, 1964, реж. Жюль Дассен).
13. "Джентльмен из Кокоди" (Le gentleman de Cocody, 1965, реж. Кристиан-Жак).
14. "Агент 117: Затерянные в Рио" (OSS 117: Rio ne répond plus, 2009, реж. Мишель Хазанавичюс).

кино, греция, архитектура

Previous post Next post
Up