Починок

Что на свете есть моя
Станция Починок.

Александр Твардовский.

Починок - небольшой городок (9 000 человек), райцентр Смоленской области, выросший из пристанционного поселка Рижско-Орловской железной дороги, примечателен разве что тем, что здесь родились Эль Лисицкий (в самом Починке) и Александр Твардовский (в его ближайших окрестностях). Не знаю, доволен ли еще кто-либо кроме Твардовского самим фактом его существования, но место не оправдало наши худшие предположения, оказавшись на вид довольно благополучным, особенно для Смоленщины.

Починок стал первым пунктом второго дня июльской поездки выходного дня по временно оккупированным западным районам Смоленской области. Кроме него под катом несколько малосвязанных друг с другом смоленских фоток.

1. Так выглядит маршрут второго дня (это было воскресенье 17 июля) на гуглокартах. А - Смоленск, B - Починок (где-то полдороги между ними трасса представляет собой отличный четырехполосный автобан), С - Хиславичи, D - Монастырщина, Е - Красный, F - Дубровно (последнее уже в Витебской области, мы его захватили по дороге в Оршу, откуда ребята уезжали обратно в Москву). Ездили мы не всегда отрисованными гуглом дорогами, но об этом позже, в соответствующих отчетах.

2. Начнем со Смоленска, куда мы приехали вечером 16 июля из Демидова токмо заради поесть, выпить и выспаться. Напомню, что в Смоленске я уже был в апреле 2009 года и даже написал об этом целых семь отчетов. В этот раз прибыл в город не поездом, а на машине, что позволило сфоткать один из въездных знаков.

3. Пока искали гостиницу, заметили на северной окраине самолет-памятник Як-42. В Смоленске имеется авиазавод, производивший в свое время именно эти самолеты.

4. Ночевали в гостинице "Держава" (прости господи), затерянной между железной дорогой и ТЭЦ-1 с одной стороны и гигантским рынком и Днепром - с другой. По российским меркам готель довольно дешевый, а прямо в его дворе стоял еще один раритет - ГАЗ-14 "Чайка".

5. Смоленская ТЭЦ-1, еще довоенной постройки.

6. Смоленск с путепровода над железной дорогой. Видны несколько местных церквей и башен Стены.

7. Чуть дальше открывается и вид на Соборную гору. На переднем плане неизвестный мне железнодорожный пепелац с надписью Plasser&Theurer.

8. Военный мемориал напротив ДК железнодорожников. На заднем плане справа виден ливень, который через пару минут накроет и нас. Пришлось прятаться в этом самом ДК.

9. Город интереснейший, всем советую сюда съездить хотя бы на выходные.

10. Станция "Смоленск-Центральный". Это мы возвращаемся к Днепру уже по другому путепроводу.

11. Спускаемся к Колхозной площади.

12. Какие-то рыболовецкие сооружения.

13. Колхозная площадь.

14. Вид на железнодорожный вокзал и пару церквей рядом с ним.

15. Лепота.

16. На Колхозной площади мы озаботились поиском питейного заведения для ужина. Оказалось, что половина смоленских кабаков (по крайней мере на правом берегу Днепра) закрывается в десять вечера, а вторая половина представляет собой гоповни с шансоном и пьяными танцами. Перекантовавшись сначала в Макдаке, а потом в неком "Сытом еноте" (из второй категории), в итоге взяли таксомотор, завезший нас на левый берег, где в неопознанных ночью спальных ебенях обнаружился пивной ресторан "Хаген" со своим пивом, где мы с пользой и провели время до 2 ночи.

17. С трудом проснувшись следующим утром, сел за руль, хорошо, что до Починка было всего 50 км и полдороги автобан. Пока ехал, протрезвел. :)

18. Остановились у типового послевоенного вокзала и пошли исследовать первый из 5 населенных пунктов этого дня.

19. У вокзала оживленный рынок. Чем-то все это напомнило Украину.

20. Рынок с пешеходного моста.

21. Станция "Починок", вид в сторону Брянска...

22. ... и в сторону Смоленска.

23. Гигантский элеватор с советским реликтом.

24. Спускаемся в центральную часть Починка. Улица вдоль железной дороги с логовом ментов на ней.

25. Вид в обратную сторону. Между железной дорогой и центральной площадью что-то типа мемориального сквера с выставкой местных героев войны, в центре которой бюст единственного починковского Дважды Героя.

26. Прямо к скверу выходит и центральная площадь городка, как обычно пешеходная. С южной ее стороны - универмаг и ДК.

27. Западная сторона площади. Слева ДК, впереди - районная администрация.

28. Обратите внимание, что ДК реновирован почти в нашем духе.

29. Напротив ДК - банк, думаю, что в бывшем здании кинотеатра.

31. Райисполком.

32. Рядом с ДК бюст самого известного местного уроженца. Эль Лисицкого вроде так не чтут.

33. Вид на площадь от районной администрации.

34. От площади начинается широкая улица Кирова, ведущая бог знает куда.

35. Почтамт.

36. И типичная местная жилая застройка.

38. Серость силиката здесь принято разбавлять цветными вставками из красного кирпича.

39. Редкая панель с интересно решенными балконами.

40. Вторая главная улица Починка - Советская.

42. Именно здесь мы нашли единственное в городе дореволюционное здание, а уже ведь практически отчаялись.

43. Кроме этого, удивило изрядное количество общественных новостроек. Истоки относительного процветания Починка нам не слишком очевидны.

44. Из промышленности здесь имеется мясокомбинат, комбикормовый и маслодельный заводы, галантерейная фабрика и производство стройматериалов, из которых еще не факт что все работает. Тем не менее, упадок и депрессия здесь не слишком ощущаются.

45. На выезде из города в сторону трассы Смоленск-Рославль небольшой район пленных сталинок.

47. Городской стадион. Имелась даже афиша о каком-то матче на первенство области. Живет Починок на радость Твардовскому!

48. Возвращаемся к центральной площади и вокзалу. Дом бытовых усл.

49. Очередной сквер. Богат Починок на скверы.

50. Именно сквер оборудован здесь Лениным.

51. Компанию Ленину составляет военный памятник.

52. Городской ресторан. Мы провели в этом городе 1 час 10 минут, на полчаса больше чем рассчитывали.

Следующим пунктом стали Хиславичи.