Архитектура в кино: "Любимая"

Dec 12, 2011 09:49

Месяца три назад многие, и я в том числе, открыли для себя существование киноленты "Любимая", выпущенной "Беларусьфильмом" в 1965 году экранизации романа известного советского писателя и драматурга Николая Погодина "Янтарное ожерелье". Это такая типичная киноистория эпохи оттепели: достаточно откровенно показанные любовные коллизии молодых людей на фоне размышлений о смысле жизни, осуждения мещанства и робкого бичевания пороков советского образа жизни под лирические песни и бьющие набатом стихи 1960-х годов. В "Любимой" в центре внимания режиссера Ричарда Викторова, позднее переквалифицировавшегося на фантастику, целых 3 любовных треугольника:

1. Она (недавняя школота) - Он (строитель-пролетарий) - Он (интеллигент-тележурналист).
2. Она (недавняя школота) - Он (строитель-пролетарий) - Она (разбитная разведенка чуть-чуть за тридцать).
3. Он (строитель-пролетарий) - Он (прожженый прораб-ветеран войны) - Они (деньги, откат за выбитые прорабом нормы).

Как это часто случалось в эти годы, полноценным героем фильма стал и современный город, окружающий людей. Краеведческий разбор картины по свежим следам тогда сделал vadim_i_z, но свою лепту некоторое время и еще один просмотр спустя, захотелось внести и мне. С акцентами на по возможности иных вещах.


Качество выложенного в сети рипа к сожалению совсем не ок.

И еще обратите внимание, что в субботу вышел очередной мой пост для "Онлайнера" на ту же тему. Я разбираю там последнего Бонда, "Квант милосердия" 2008 года.



1. В самом начале фильма мы со строителем Володей Левадовым, которого играет Виталий Соломин, оказываемся на крыше Оперного театра. Здесь он смотрит в сторону Верхнего города: справа виден главный корпус 2-ой клинической больницы, вероятно скоро пойдущий под снос, ВДНХ еще нет (будет построена к 1968 году), слева похоже заметен мост через Свислочь к улице Торговой, сейчас не существующий. В левом верхнем углу - вертикали "Ворот города" на Привокзальной площади.


2. Камера смотрит на юго-восток. Главный вход в парк им. Горького, улица Фрунзе еще без Дома литераторов (построен в 1976-м), на заднем плане - элеватор минского мелькомбината №5 (сейчас Минский комбинат хлебопродуктов) и минского хлебозавода "Автомат", еще дальше - градирни и трубы ТЭЦ-3.


3. Вершина мира.


4. Володя - строитель, живет в частном доме собственного бригадира Бляхина и его племянницы Софьи. Усадьба со всей полагающейся инфраструктурой располагается вплотную к капитальному четырехэтажному зданию, похожему на школу. Где это снималось, я не знаю.


5. Судя по тому, как Володя в одном эпизоде хватает Софью за грудь, у них установились тесные, почти семейные отношения. Софью кстати играет шикарно выглядящая Светлана Дружинина, позже ставшая кинорежиссером и снявшая один из любимых фильмов всех мальчишек конца 1980-х "Гардемарины, вперед".


6. Такие книжки читает Володя. Впрочем, Эффель в Союзе считался вполне прогрессивным художником-карикатуристом, даже получившим в 1968-м Международную Ленинскую премию.


7. Главная героиня "Любимой" Ира, 18-летняя девица, только-только закончившая школу и умудрившаяся к этому времени совсем не определиться с тем, чем ей заняться дальше. Многие ее одноклассники, по ее собственным словам, уехали строить Солигорск, а она в это время познакомилась сразу с двумя парнями, с которыми и встречается следующий час вместо того, чтобы получить комсомольскую путевку и свалить на какую-нибудь великую стройку социализма. С Ростиком, тележурналистом, она идет на футбол - он его комментирует.


8. Развлечений тогда у советских людей было немного, футбол оставался одним из самых доступных. Всегдашние многотысячные аншлаги на еще не реконструированном к Олимпиаде-80 стадионе "Динамо".


9. На заднем плане бывшая главная трибуна стадиона, павшая в итоге жертвой реконструкции. К стадиону мы еще вернемся в конце картины.


10. Минчане расходятся после матча. Герои стоят на фоне Минского обкома КПБ (1952-55, арх. А.Воинов, Л.Усова, сейчас - Исполнительный комитет СНГ).


11. Ира и Ростик живут в одной и той же новостройке. Интерьеры совершенно очевидно сооружены в павильонах "Беларусьфильма", но матовое стекло в подъезде выглядит круто.


12. Роскошная неоновая конструкция на стене дома: "Водитель! Осторожно - пещеходы".


13. При первом знакомстве Володя у Иры адресок не взял, но вскоре нашел ее в одном из районов-новостроек.


14. Ростика играет Игорь Добролюбов, как и Дружинина также в будущем ставший режиссером, автором незабвенных "По секрету всему свету" и "Белых рос".


15. Двух ухажеров на фоне хрущевок сталкивает злодейка-судьба. Герой Соломина: "Не люблю эти новые районы. Дома, как солдаты: направо шинель, налево шинель". 83% минчан 2000-х люто, бешено одобряют данный тезис.


16. В упомянутом выше обсуждении в журнале vadim_i_z народ так и не пришел к единому выводу, где снимался этот эпизод.


17. Ключевые моменты: наличие ЛЭП и крупноблочные, а не панельные 5-этажки. Выдвигались версии улиц Калиновского или Тухачевского, но ни одна из них на 100% этим кадрам вроде бы не удовлетворяет.


18. Ира продолжает мучиться выбором призвания в жизни. Под озвученный тезис "Строитель - вот это работа", она уламывает Володю устроить ее маляром-штукатуром, после чего он ведет ее на стройку Дворца спорта на Парковой магистрали. Интереснейшие кадры "изнутри". Главная трибуна.


19. Здание откроется только 7 мая 1966 года. На заднем плане - старая Немига.


20. Кто б мог подумать, что спустя 50 лет в этом самом месте будут выступать вокально-инструментальные ансамбли из стран вероятного противника.


21. Дворец спорта - один из символов нового Минска 1960-х. Удачный настолько, что его конструктивная схема была растиражирована впоследствии по всему Союзу.


22. А далее начинается уже известный многим полет на вертолете над центром Минска под лирическую песню Евгения Глебова "Мечта" в исполнении Валентины Дворяниновой. Очень все оттепельно и шестидесятнически.


23. Слева остается снесенная не так давно первая минская электростанция, к которой тогда вела белая парадная лестница.


24. Вертолет находится над зданием ЦК КПБ, сейчас Президенцией. Кадры Купаловского театра уже тоже представляют некоторую историческую ценность: послевоенный парадный фасад недавно снесли.


25. Вертолет над Паниковкой. Перекресток Энгельса и Ленинского проспекта.


26. Ленинский проспект в сторону площади Ленина. В левом верхнем углу видны "Ворота города".


27. Центральная, сейчас Октябрьская площадь, еще без подземного перехода метро. Справа внизу недавно восстановленные белые пинакли.


28. Перспектива Проспекта, тут уже видна и Президенция. К универсаму "Центральный" со двора еще не пристроен новый торговый зал.


29. Перекресток Проспекта и Комсомольской. Башня Цанавы внизу справа, вверху часовая башенка над бывшим гастрономом "Узвышша", из которой так удобно делать фоточки "Запретного Минска". Видели, кстати?


30. Площадь Ленина. Исторический квартал вдоль улицы Свердлова уже снесен, на его месте аккуратные газоны, но площадь еще не приняла свой привычный в 1970-90-е годы вид.


31. Стоит еще дом Костровицкой, нет высотки главного корпуса БГПУ, вместо инженерно-административного корпуса Минского метрополитена - довоенное здание медицинского института.


32. Герои над очередной излучиной Свислочи, напротив парка им. Янки Купалы. Пионерский парк вокруг памятника Марату Казею, один из немногих еще не отпидорашенных в центре города, еще не вырос.


33. Возвращаемся к сюжету фильма. Володя ведет Иру в неустановленный кабак (скорее всего созданный на "Беларусьфильме"), где они бухают водку и курят сигареты. Поразительная откровенность в показе нравов советской молодежи 1960-х годов. Представляю, как это воспринималось современниками.


34. Володя показан вовсе не идеальным бледным комсомольцем со взором горящим. Он пьет, курит, сожительствует с взрослой женщиной и ухаживает за недавней школьницей.


35. Похмельное утро следующего дня. У кровати бутылка водки ("Московской"?) и Софья.


36. Последняя соблазняет Володьку собою.


37. Тот же вместо того, чтобы щедрым предложением воспользоваться, едет знакомиться с родственниками Иры. Перекресток Ленинского проспекте и Козлобродской.


38. Ира - сирота и живет с дядей и тетей в новенькой хрущевке. Все продолжают выпивать.


39. Контрастом стерильному минимализму квартиры обычных людей служит элегантнейший интерьер квартиры живущего напротив Ростика. Даже телевизор есть.


40. Ира работает на реконструкции с приспособлением бывшего церковно-археологического музея.


41. В это время ее бригадир Бляхин, у которого живет Володя, и которому все ежемесячно отдают по несколько рублей за выбитые им нормы, ведет в своем персональном доме антисоветский образ жизни. Тортик, выпивка в ассортименте, статуэтка голой бабы.


42. Наша же парочка едет к дяде Иры на дачу. Их оттуда вскоре выгоняют, и ребята разными способами возвращаются в Минск, попутно полазав по каким-то древним на вид руинам.


43.


44. Самый крутой на мой вкус кадр фильма. Герои входят в город со стороны Зеленого луга. Поля со стогами вполнуют примыкают к новому жилому району.


45. Босиком идут по мокрой после дождя площади Ленина.


46.


47. Греются у Вечного огня на площади Победы. Поразительно.


48. Вскоре Ира уже штукатурит Дом правительства.


49. А очередное выяснение отношений происходит прямо на крыше цирка. На заднем плане школьников строем ведут на расстрел в парк Горького.


50. Цирковая чешуя крупно.


51. Володя, совсем молодой еще Виталий Соломин, вместо того, чтобы вкалывать к очередному съезду КПБ, загорает прямо на крыше.


52. Не слишком понятная вставка музыкального номера вероятно из Филармонии.


53. Жгучая певица исполняет "Аве Мария" (!). Вообще сценарий по оттепельной моде очень странный, рыхлый, с неочевидными поворотами сюжета и не всегда понятной мотивацией героев.


54. В конце концов герои восстают против откатов бригадиру Бляхину (он, кстати, в порядке разжигания очевидный беларус от сохи и косы) и отказываются платить ему мзду. Все у того же церковного музея.


55. Музейные подвалы. Здание - образец т.н. "ретроспективно-русского стиля", и даже подвалы стилизованы под какие-то средневековые палаты. Очень атмосферно, интересно, что там сейчас.


56. Володя Бляхину: "Про таких жлобов как ты, Ленин говорил: "Давить их надо".


57. Обратите внимание - Дворец профсоюзов на заднем плане с пинаклями на крыше, которых нет сейчас. Восстановить бы, как на соседних жилых домах.


58. Поругавшись с Володей, Ира в очередной раз бежит за утешением к Ростику, а тот приглашает ее на дачу. Ну вы понимаете зачем. Едут в московском направлении по проспекту в районе площади Якуба Коласа и ЦУМа.


59. Володя же, бросившись на поиски любимой, сначала ищет ее на стадионе, где она постоянно пропадала с Ростиком. Пробегает через Паниковку - плакат установлен у современного выхода из метро к Дому офицеров.


60. На Паниковке.


61. Возвращаемся к стадиону "Динамо".


62. Ни теннисных кортов, ни рынка.


63. Довоенная гостиница "Беларусь", потом "Свислочь", сейчас Crowne Plaza, любимое место секс-туристов из солнечной Турции.


64. Перекресток Комсомольской и Ленинского проспекта. Справа кафе "Весна". Какое было кафе...


65. Москвиченок Володи (точнее его товарища) по неизвестной трассе гонится за новенькой "Волгой" Ростика, но по дороге ломается. Ростик увозит Иру на дачу!


66. Дача у Ростика, как и квартира, шикарная: дерево, ковры, танцы под Nice 'n' Easy Синатры (!!). Но Ира не такая, она сбегает к своему пьющему пролетарию, тем более, что он пообещал бросить.


67. По дороге в Минск они встречаются прямо на трассе и возвращаются в город вместе в кабине грузовика. Благодаря этому, мы можем увидеть, как выглядел въездной знак в столицу БССР образца середины 1960-х.


68. Тут и этой странной истории конец.


В предыдущих сериях:

1. "Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2. "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3. "Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).
4. "Человек из Рио" (L'homme de Rio, 1964, реж. Филипп де Брока).
5. "Мировой парень" (1971, реж. Юрий Дубровин).
6. "Темный рыцарь" (Dark Knight, 2008, реж. Кристофер Нолан).
7. "Похороны в Берлине" (Funeral in Berlin, 1966, реж. Гай Хэмилтон).
8. "Трансформеры" (Transformers, 2007, реж. Майкл Бэй).
9. "Квант милосердия" (Quantum of Solace, 2008, реж. Марк Форстер).

кино, минск (2011)

Previous post Next post
Up