Архитектура в кино: "Мировой парень"

Sep 23, 2011 10:19

Пару недель назад многие минские блогеры внезапно обнаружили, что в БССР снимали кино не только про партизан, но и на общечеловеческие темы. Поводом стала вот эта любопытная статья, а объектом всеобщего интереса мелодрама Ричарда Викторова "Любимая" 1965 года выпуска. История любви молодых строителей (М+F) на фоне Минска середины 1960-х годов.

vadim_i_z уже сделал краеведческий разбор этого фильма, основное внимание уделив панорамным съемкам города с вертолета. Я же в свою очередь хотел бы вспомнить про еще одну картину, где присутствуют аэросьемки нашего города, пусть они и покороче, но зато цветные.

Молодой инженер Минского автомобильного завода в исполнении будущего народного артиста Украины Николая Олялина отправляется в некую восточную страну, чтобы продемонстрировать преимущества грузовиков МАЗ перед иностранными конкурентами. Для этого устраиваются специальные гонки с препятствиями, которые должны преодолеть участвующие в состязании машины. Главный герой с честью проходит испытания саботажем, алкоголем и падшими женщинами, чинимые алчными зарубежными фирмачами и доказывает на деле преимущества социалистического строя, доказывает, что советский человек - самый трудолюбивый, патриотичный, скромный и бескорыстный человек в мире.


Как неподражаемо писал журнал "Спутник кинозрителя" в июне 1972 года:

Кажется, сам капитал, «его препохабие», бросил против нашего парня весь арсенал свинцовых мерзостей, однако зоркий глаз Виктора увидел людей, достойных, скромных, незаметных героев смертельно опасного ремесла гонщиков, и сердце его вступило в дружеский контакт с ними. И даже сердце коварной переводчицы дрогнуло перед мужеством и простотой Виктора.

Итак, "Мировой парень" Юрия Дубровина, "Беларусьфильм", 1971 год.



Сценарий конечно по нынешним меркам адово трешовый, но, судя по отзывам современников, фильм в то время смотрелся на ура. Ну а как, экзотические локации, интриги, автогонки да еще на грузовиках, преступления и фрагменты "красивой жизни" за бугром, все это было очень интересно.

Единственное художественное достоинство фильма (кроме кадров Минска конечно) это душераздирающая песня Вениамина Баснера и Михаила Матусовского "Березовый сок", звучащая на начальных титрах и первом эпизоде картины на фоне патриотичных березушек. Ангельский голос Леонида Борткевича, выводящий:

Открой нам Отчизна просторы свои
Заветные чащи открой ненароком
И так же как прежде меня напои
Березовым соком березовым соком

1. ...сделал песню одним из главных хитов "Песняров", особенно круто вставляющих под водочку да на бездуховной чужбине.


2. Откатавшись на лыжах, герои на ржавом 408-м "москвиченке" возвращаются в город.


3. И въезжают в него по путепроводу над Немигой, от площади Свободы к Парковой магистрали. На заднем плане еще виден стадион "Трудовые резервы", на месте которого сейчас плещутся бурные воды Свислочи.


4. Далее они проезжают мимо Дома физкультуры, также в то время принадлежавшего обществу "Трудовые резервы". Он оказывается тогда был мрачно-серый.


5. Ну прямо шпееровщина какая-то.


6. Вдалеке виден фрагмент Дворца спорта.


7. Далее они приехали, и герой пошел на работу. Старое лого МАЗа с зубром (в дальнейшем "зубриком" инженер Логинов называет свой грузовик).


8. Ему сообщают приятную новость о загранкомандировке. Снимали возможно на самом заводе, по крайней мере тогдашний легендарный уже гендир МАЗа Герой Соцтруда Иван Дёмин числится среди консультантов фильма. Дёмин, кстати, возглавивший автогигант еще в лохматом 1959 году, вроде бы еще жив, ему уже 96 лет.


9. Логинова под гитарку (поют, кстати, опять "Березовый сок") провожают в Москву (вероятно, в "Минске-1"). Обратите внимание, что зал ожидания находится прямо на улице возле перрона и никак не отделен от летного поля. Вот времена были для споттинга.


10. Международный рейс из Москвы в пункт назначения. Наш инженер заебался сидеть в кресле и вместо штудирования материалов очередного Пленума ЦК КПСС пошел в салон-ресторан. Как интересно раньше было летать на самолетах.


11. Бармен-негр соблазнял Логинова "Чинзано", но тот решительно отверг заморское пойло и сказал как отрубил "Водки!".


12. Восточная страна проходит под вымышленным именем Нуобария, но судя по тому, что летит Логинов афганской авиакомпанией Ariana, натурные съемки проходили в дружественном королевском еще Афганистане. Это "Боинг-727" кстати.


13. Показан скорее всего Кабул, который похоже выглядит и во вчерашнем фотосете zyalt.


14.


15. Только в отличие от показанных в том отчете старых фотографий 1960-х годов, женщины ходят в чадрах. Может, все-таки не Афганистан?


16. Заправка с верблюдами, груженными бензином. Справа вроде бы советский Урал-375.


17. Советское посольство в Нуобарии. Минималистичный интерьер и кроваво-красный Ильич.


18. Логинов с торгпредом на фоне иноземных достопримечательностей.


19. Далее начинается гонка. Наш МАЗ на фоне купленных за сверхценную валюту западных рыдванов выглядит действительно современно.


20. Местные заказчики внимательно наблюдают.


21. "Ну как вы думаете, не посрамим земли русской?!". Это цитата прямо с этого кадра. Исполняет народный артист БССР, будущий народный артист СССР Николай Еременко (в центре). Народ вокруг озадачен.


22. Не посрамили. МАЗ-516 героически преодолел все трудности.


23.


24.


25. А инженер Логинов все соблазны.


26.


27. Коварная переводчица в исполнении заслуженной артистки Беларуси Любви Румянцевой что-то показывает на пальцах герою Николая Олялина. Слева стоит бутылка "Ред Лейбла" из закромов "Беларусьфильма".


28. Инженер Логинов не теряется перед переводчицей Делией.


29. Даже несмотря на все происки иностранных конкурентов в исполнении, как всегда, сонма прибалтийских актеров, в этом фильме преимущественно латвийских. Кстати, все "иностранцы" в "Мировом парне" действительно разговаривают на иностранных языках.


30. Но все заканчивается хорошо. "МАЗ" провожают аплодисментами...


31. ... контракт на поставку техники вероятно заключают...


32. ... простой советский инженер Логинов свое дело сделал.


Заканчивается фильм той самой аэросьемкой Минска под очередное песняровское исполнение "Березового сока". Как хорошо вернуться на Родину, особенно из Афганистана.

33. "Ворота города", улица Кирова и прочие привокзальные окрестности.


34. Ленинский проспект между улицами Ленина и Комсомольской.


35. Перекресток проспекта с Комсомольской. Справа фрагмент здания КГБ с башней.


36. Перекресток проспекта с Ленина. На Ленина еще автостоянка. Обратите внимание, еще нет "Макдональдса" (!). В левом верхнем углу - здание Городского театра, снесенное в 1984-м?


37. Перекресток Ленинского проспекта и свежепереименованной улицы Козлова. В левом верхнем углу достраивается Дворец искусств архитектора Сергея Мусинского. Откроется в 1973 году.


38. Жилой дом с эркерами архитектора Парусникова (с магазином "Подписные издания") в створе улицы Урицкого (нынешний Городской вал) еще в непривычной колористике.


39. Следующий участок проспекта. Справа виден почтамт и еще незаконченная новая пристройка к нему на Володарского (с магазином "Глобус"). Вдалеке просматриваются "Ворота города".


40. Дома Костровицкой (в отличие от "Любимой" 1965 года) на площади Ленина уже нет (но имеется какое-то светлое пятно на асфальте на его месте), старый корпус мединститута на месте нынешнего управления метрополитена еще есть.


41. Мединститут (слева) еще довоенный? Старый главный корпус пединститута архитектора Заборского (справа) еще не загорожен высоткой 1990 года, но растяжки на нем вешали уже тогда. Благодаря ей, кстати, можно датировать съемку 1970 годом, годом столетия Ленина.


42. Камера хаотично переносится в район площади Победы. На переднем плане парадная застройка архитектора Барща, справа - парк Горького, в центре хорошо видна малоэтажная застройка, в т.ч. и нынешней парадной Президенции.


43. Площадь Победы еще круглая с оригинальным оформлением мемориала, до связанной со строительством метро реконструкции 14 лет. Еще никаких подземных переходов, к обелиску приходилось идти прямо по площади.


44. Конец.


Желающие могут посмотреть фильм на Ютубе.

image Click to view



Очень жду, чтобы archigrafo наконец выложил разбор комедии "Саша-Сашенька", тоже "Беларусьфильм", тоже много Минска, 1966 год.

В предыдущих сериях:

1. "Призрак" (The Ghost Writer, 2010, реж. Роман Полански).
2. "К северу через северо-запад" (North by Northwest, 1959, реж. Альфред Хичкок).
3. "Ограбление по-итальянски" (The Italian Job, 1969, реж. Питер Коллинсон).
4. "Человек из Рио" (L'homme de Rio, 1964, реж. Филипп де Брока).

кино, минск (2011), архитектура

Previous post Next post
Up