Гомель, ч.6 - Артефакты

Apr 30, 2010 10:17

Что может быть интереснее в конце трудовой недели, чем посмотреть на гомельскую коллекцию артефактов советской эпохи: сграффито, барельефы, инсталляции, старые вывески - все то, что вы никогда не найдете в пышных дворцовых интерьерах городского музея в Центральном парке.




Начнем как раз с сграффито. На улице Советской, чуть-чуть не доходя до Громыко, разместилось изобильное месторождение стенок, декорированных в этой замечательной, но несколько позабытой сейчас технике. Художник Владимир Евтухов, вдохновляясь славной историей города на Соже, создал несколько иллюстраций важнейших ее вех. Между иллюстрациями висят списки почетных граждан города.


Не жалеем траффика, рассмотрим все подробно.


Уже на первой стене, живописующей "откуда есть пошел Гомий", меня одолели сомнения в советской природе этих панно. Вглядитесь: за мужиком с мечом, стариканом с маленькой девочкой и русоволосым крестьянином с серпом, Богородица с сыном. В нимбах, как положено. Вдобавок слева от них гербовая рысь. Не слишком похоже на застойные времена.


1852 год, тщаниями графа Паскевича-Эриванского, светлейшего князя Варшавского из Гомеля наконец сделали уездный центр. Имперские гербы, все такое. Как это могли утвердить в обкоме?


Но дальше вроде все встает на свои места: установление Советской власти.


Освобождение города в 1943-м.


И заканчиваются славные страницы гомельской истории вовсе не назначением местного уроженца Сидорского премьер-министром страны, а награждением города орденом Трудового Красного знамени в 1970 году. Гомельчане, так когда это все было создано?


Очевидно же современную роспись можно найти на торце дома напротив кинотеатра им. Калинина, ул. Ланге. Мотивы в принципе похожие.


Далее, улица Кирова, Гомельский государственный медицинский колледж, украшены симметричные пристройки к главному корпусу.


Очередное прочтение порядком заезженного сюжета с врачами, держащими вырезанное из человека сердце в руках.


Вторая пристройка, судя по спортивной тематике барельефчиков, служит будущему младшему медицинскому персоналу спортзалом.


Чемпионка.


Следующий архиважный объект, которым манкируют широкие туристские массы, расположен на Ирининской, напротив двух ЗАГСов. Интересное советское здание, доступ к которому предательски ограничивает зеленый забор, на викимапии фигурирует как Городской центр культуры.


На козырьке же над входом отчетливо читаются буквы "ДК". Гомельчане, что это было? Городской дом культуры? Или ДК какого-то предприятия?


Офигенно.


К основному корпусу пристроен объем, опять же судя по инсталляции, бассейна.


Клево, ой.


Еще одной запоминающейся гомельской городской особенностью являются живописные конструкции причудливых форм, украшенные в стратегических местах мозаикой из разноцветной плитки. Они повсеместно распространены на Советской и являются не то клумбами, не то просто дополнительной красотой.


Русалка из земли торчит.


Излучатели.


Далее про любимых баранов. Огромная вывеска-сапог напротив штаб-квартиры "Беларуснефти" ввергла меня в ажитацию.


Вновь улица Советская. Монументальный вариант с использованием железобетонных конструкций.


Ржавое ретро на одном из заводских корпусов не-помню-уже-какого-завода.


И хит поездки, обнаруженный уже по пути на вокзал - стильные минималистичные 1960-е на Интернациональной, даже с трубками. В Минске, насколько я знаю, от того десятилетия сохранилась (а может уже и нет, давно рядом не был) только одна вывеска: продуктового магазина на Розочке.


Национальные мотивы в украшении облупленных пятиэтажек на площади Победы. На соседнем доме есть еще одна такая же конструкция - увы, обе не работают.


Осталось четыре поста. Крепитесь.

В предыдущих сериях:
1. Станция "Гомель-Пассажирский".
2. Проспект Ленина.
3. Площадь Ленина.
4. Остатки старого города.
5. Фрагменты советского города.

артефакты, мои фото (2010), отчеты, гомель

Previous post Next post
Up