Психология труда. Программный пост про новое направление

Mar 25, 2017 00:16

Ниже программный пост направления "Психология труда", которое я развиваю с коллегами. Это для тех, кто хочем много успевать и, при этом, мало уставать и нервничать.



В этом журнале появился новый тэг: "Психология труда". Так же одноименное направление некоторое время существует у меня в компании.
Что это, зачем и почему? Сейчас расскажу.

Итак. Каждый из нас, простых трудоголиков, рано или поздно оказывается у врача с жалобами на какую-то не очень страшную вещь и словами: "мне больничный не надо, вы мне таблетки выпишите и я на работу поеду", на что нам советуют меньше нервничать и больше спать, а мы не можем.

Мы все рабы идеологии достижений. Мы хотим выше, быстрее, эффективней.
И даже, когда все хорошо, и зарплаты хватает не то, чтобы на пиво и колбасу, а по вечерам танчики в интернете, а уже можно поехать на полигон пострелять из пулемета, или гонять на картах, а особо упоротым и на настоящем болиде, ну хотя бы на полуспортивной машинке, или на яхте по средиземке в отпуск, или на пилота маленького самолета учиться. Но все равно надо быстрее, выше и сильнее.
Кто-то приходит ко мне на тренинг, заряженный на свершения, и заявляет "я перегружен на работе, научите меня работать в 5 раз быстрее", а на ответ "это невозможно, наймите еще людей" обижается и идет искать дальше.
У кого-то все не настолько хорошо, но и не смертельно: еда есть, крыша над головой, теплый сортир, работа не шпалы таскать, но у коллеги АЙФОН (в кредит, кстати).
Короче, не буду ни обличать и ни перечислять, отчего, почему и как мы все хотим быстрее и сильнее. Вопрос в другом.

На заявление "надо меньше работать и больше отдыхать" среднестатистический трудоголик убегает в ужасе, пока буквально не начинает оставлять на работе свои органы. Смотришь, на коллег постарше тридцати: у кого-то слизистая пазух носа удалена, кто-то без желчного пузыря, третий лечит язву, четвертый успешно борется с раком, пятый съездил в 35 лет с инфарктом.
А сколиозы, остеохондроз, головные боли, расстройства сна, артериальная гипертензия, сосудистая дистония, ухудшение зрения, тахикардия, ожирение первой-второй степени у нас вообще болезнями не считаются и не заслуживают обычно того, чтобы отпроситься с работы для похода к врачу, что уж говорить о регулярных походах.
Потом к этим всем людям приходит озарение и к некоторым дауншифтинг, к другим много тяжелой работы на фоне запущенных хронических болезней (у кого кредит, например), кто-то успевает выскочить из беличьего колеса, но таких единицы.
Кто-то как-то спасается еще массажем, йогой, спортом и прочими вещами и они молодцы. Люди более живучи, чем кажется и до многих вещей доходят по наитию, не привлекая каких-то сложных теорий. И тем не менее гораздо больше народу могли бы гораздо быстрее войти в оптимальный режим работы и прийти, наконец, к формуле "продуктивность без стресса", а лучше "эффективность без стресса".

Со стороны бизнеса есть тенденция на повышение нормы эксплуатации, невзирая даже на то, что за каким-то пределом это неразумно и вредно для самого же бизнеса. В том числе и по тому, что тупое давление "давай-давай", не вникая в тонкости, посильно самому дешевому менеджменту, который только бывает. Для какой-то наладки системного управления и регулировки нормы эксплуатации производительных сил нужены люди, способные осилить труды Тейлора, Форда и много других страшных слов на уровне чувственного осмысления и интеграции в систему знаний и умений, а таких мало.

По теме эффективности и борьбы со стрессом написаны вагоны литературы. Но люди продолжают гореть, как спички. И чем более они эффективны, тем быстрее горят.
На наш взгляд, мы знаем, что станет замковым камнем в этой стене из книжек об эффективности. Сейчас я расскажу.

Многие из нас часто попадают в самозатягивающуюся петлю утомления, стресса, падения эффективности:
1. если мы не успеваем сделать все запланированное, то часто пытаемся работать быстрее, утомление нарастает
2. с какого-то момента продуктивность начинает падать быстрее увеличения усилий и тут есть одна засада: там, где человек, копающий лопатой просто упадет от усталости, человек умственного труда не чувствует, что от усталости де факто больше вредит, чем делает полезное дело
3. Оценка растущего расхождения между планом и фактом повышает уровень стресса, который за определенным порогом тоже снижает эффективность труда
4. Все посторяется в цикле, где сил меньше, стресса больше, эффективность падает вплоть до отрицательных значений (когда приходится еще и разгребать последствия наделанного в таком состоянии)

В конечном итоге многие из нас переходят в зомби-режим, рабочая эффективность выходит на низкое плато, где может стоять годами, пока стресс и утомление не перерастут в разной степени хронику, которая уже останется на всю оставшуюся (иногда и не такую уж длинную) жизнь.

Рекомендации по успокоению и отдыху есть много где. Но чаще они даются в режиме "мышки, станьте ежиками". Техники планирования тоже много делают для снижения стресса. Но тут нужна более масштабная система.

Чуть раньше мы разбирали, что наша работа в ИТ вредна практически у всех. Вредность здесь -- официальное понятие, выраженное показателем "класс условий труда" (http://darkboatman.livejournal.com/16864.html).

И все же в ходе карьерных консультаций, на тренингах и при разборе кейсов от коллег психотерапевтов становится ясно, что больше спать и меньше работать -- не вариант, так как мы все чемпионы (у меня, например, красный диплом). Другим это не позволяют жизненные обстоятельства.

Остается только одно решение, котрое мы и хотим вам предложить: необходимо осознать, что после определенного уровня и темпа достижений мы переходим из разряда "любителей-спортсменов" в "олимпийские резервы". Это значит одно: нам всем нужен спортивный режим восстановления, который означает, что вы не можете отдыхать так, как хочется. Отдыхать вы будете таким способом, которй восстановит вас к следующему рабочему циклу.
Подбор программы восстановления -- это большой, длинный и тяжелый разговор. Но это в следующий раз, а пока общая система.

И программа улучшений для всех будет такая:

1. Включить восстановление, происходящее как в рабочее время, так и в нерабочее время в пул рабочих задач и соответствено к нему относиться.

2. Для повышения эффективности мы устанавливаем оптимальный режим стресса и утомления
- для этого учимся их измерять
- максимально понижаем класс условий труда доступными мерами по организации труда на своем рабочем месте и при взаимодействии с коллегами

3. Устанавливаем связь между измеренными стрессом, утомлением и собственно, рабочей эффективностью с целью ее оптимизации

Это может начать делать каждый в любой момент. Тут важна регулярность и системность.

У вас встанут вопросы:
-- как измерять стресс и утомление
-- как снижать класс условий труда, какие для этого есть инструменты
-- как подбирать программу восстановления

На эти вопросы уже даны вагоны ответов. И мы собираемся еще улучшить и систематизировать эти ответы.

Когда три первых вопроса получат свои ответы, возможно, возникнет еще пара на этот раз самых главных, но о них в следющий раз.

Что будем делать мы с коллегами:
1. Улучшать имеющиеся инструменты измерения стресса и утомления

2. Предлагать меры снижения класса условий труда путем
- организации рабочего места
- улучшения взаимодействия в минигруппе
- постановки рабочих навыков и умений
- стандартизации работ и артефактов
- улучшения практик управления работами

3. Улучшать возможности измерения рабочей эффективности и продуктивности

4. Предлагать подходы к выбору мероприятий для более качественного восстановления, которые должны появиться в рабочем плане

Что может сделать простой трудоголик:
1. Уяснить все вышесказанное и понять, что все переработки, недосыпы и невыбеганные нервы берутся в кредит у своего организма. Оглядеться вокруг и собрать собственную статистику: как дела у ваших коллег на 20 лет старше?

2. Начинать работать по общей программе: включить восстановление в рабочие планы, регулярно измерять стресс и утомление. Тесты есть в интернете, мы с коллегами в дальнейших статьях еще напишем, чем и как измеряться.

3. Наблюдять за связью между самочувствием, измеренным стрессом, утомлением и эффективностью.

4. Дойти на диспансеризацию, чтобы понять, есть ли у вас что-то кроме стресса.

5. При любом раскладе снижать класс условий труда всеми доступными мерами.

Может случиться так, что долги перед организмом слишком велики. Но тогда, как взрослые ответственные люди, имеющие волю, отгоревав боль утраты юношеского здоровья, планируем системное и длительное улучшение здоровья. Все специалисты сходятся на том, что не получится восстановиться рывком. Утешаться надо плановостью и неотвратимостью улучшений.

Что может сделать компания:
1. Хотя бы ради интереса поручить отделу HR или кто там менее загружен регулярные измерения стресса и утомления на уровне компании/отдела и сопоставление их динамики с мнением менеджеров об интегральной эффективности компании/отдела. Сделать выводы и установить оптимальный режим эксплуатации трудовых сил.

2. Снижать класс условий труда сотрудников всеми силами -- это почти всегда будет вести к повышению эффективности

Что могут сделать те, кто сам занимается этой темой (психологи, врачи, бизнес-консультанты):
1. Приходите к нам общаться и обмениваться опытом.

2. Приходите к нам сотрудничать. Кто-то должен консультировать простых трудоголиков по вопросам величины долгов перед своим организмом, мер по восстановлению после работы, улучшению организации труда как отдельного сотрудника, так и целого коллектива.

3. Давайте сложим усилия для популяризации этой темы -- это важно, об этом нужно говорить и с этим давно пора что-то делать.

управление, экономика личности, психология труда

Previous post Next post
Up