Про психологов и обязанности сторон. Размышлялки.

Sep 07, 2018 16:29

Сначала немного юридического ликбеза.

Психолог оказывает услуги.
Порядок оказания услуг регулируется частью второй гражданского кодекса.
Открываем нужную статью и понимаем, что в своей работе психолог обязан совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязан все это оплатить.

В гражданском кодексе больше каких-то особых и полезных указаний нет. Зато они есть в законе о защите прав потребителей. Интересное начинается буквально с четвертой статьи и дальше практически каждая статья как песня. Разбирать все не буду, только самое главное.

Как определить качественно оказана услуга, которую предоставляет психолог, или не качественно?

Если в договоре с психологом есть критерии, то отлично - пользуемся договором. Так что, господа психологи, хороший и грамотный договор наше все на самом деле.

А если договора или описания нет, то тогда как? Тогда уже сложнее, но тоже можно - исполнитель обязан оказать услугу примерно на том уровне, на каком ее исполнение ожидают от среднестатистического собрата по цеху и при этом, чтобы результаты этой услуги можно было использовать для того, для чего ее получали. Ну то есть если вы пришли к психологу, то вы должны:
- уйти от него в состоянии не хуже, чем пришли (это средняя температура по больнице, то, как работают другие, то на что ориентир).
- получить от услуги что-то и это что-то можно использовать в дальнейшей жизни. Некое новое состояние, инсайт, знание о себе и мире и прочая, прочая прочая.

Так как мы имеем дело с психикой, то тут не совсем понятно получили ли вы что-то и если не получили, то как доказать, что не получили.
И сюда же как психологу защитить себя от клиента, который получил, но потом очень захотел вернуть себе деньги. Ну просто так, потому что так чувствует.

Здесь еще сложнее, так как результаты данной услуги не просто нельзя пощупать руками. Их порой даже невозможно оценить адекватно.

Просто представьте себе клиента, который в состоянии сопротивления. Психолог честно отработал на все 100%, а клиент хотел не того, что способен получить. Обоюдный же процесс. И ему искренне кажется, что не получил ничего.

Это квест на самое деле, у которого нет единой линии прохождения. Каждый его решает по-своему.

Смотрим на ситуацию, где клиент ушел в состоянии явно не хуже, чем пришел. То есть часть первая, про оказать услугу не хуже, чем другие, соблюдена.

Лично я предпочту в такой ситуации вернуть деньги и попрощаться навсегда. Я доверюсь ощущениям клиента о том, что он ничего не получил. Я сделаю из этого вывод о том, что лично я для этого клиента бесполезна. Это хорошее, ценное знание. Оно позволит сэкономить мои время и мои душевные силы на последующую работу. Оно стоит этих денег.
Еще я каждый раз спрашиваю получил ли клиент то, зачем приходил и на сколько процентов. И считает ли он полученное достаточным. Это мой способ прохождения квеста. Но он не единственный.

Как быть психологу, который хочет подстраховаться на случай подобной ситуации. Самое простое - подписать акт оказания услуг, в котором будет отражено, что услуга «психологическая консультация» оказана в полном объеме, надлежащего качества и претензий у Клиента нет, его все устраивает.

Как быть клиенту, который не получил то, что хотел. Заплатил деньги за одно, выдали другое или не выдали ничего?

Как минимум озвучить это психологу в конце консультации или прямо в процессе. И проговорить это словами. Попробовать разобраться в том, что происходит. Одни эти разборки могут оказаться тем, что даст многое.

Как быть обеим сторонам во взаимодействии, которое все-таки не только про душу, но еще и про гражданский кодекс? Не забывать об этом. Обоим.

Психологу не забывать, что он не вершитель судеб, не гуру и не лекарь-целитель, а еще и сторона по договору, получившая деньги за определенную услугу. И что клиент имеет право получить то, за что он платит. Даже если он не осознает, что за что именно он заплатил. Психолог здесь, как лицо более компетентное, обязан донести до клиента все нюансы происходящего. И именно он обязан убедиться оказал он услугу или нет.

А клиенту не забывать, что даже врач не способен вас вылечить помимо вашей воли, если вы будете игнорировать его назначения и саботировать процедуры. И фитнес-тренер не сделает вам красивую фигуру, если вы не будете приходить на тренировки (даже если вы честно перестанете есть тортики по ночам). Так что достаточно большая доля ответственности за результат лежит и на самом клиенте.

Даже не смешно. Про что ни пишу, все в итоге сводится к истории про баланс.

Та часть, которая про цену, не влезает. Вообще все ради нее начиналось, но вот так разрослось. Я отдельно ее напишу. Так что продолжение следует.

А пока интересно кто что думает, тема важная. И еще тут оба моих образования в кассу. Кто б мог подумать, что такой узор сложится в итоге. Красиво.

пси, разное

Previous post Next post
Up