Я знаю, сейчас кризис, и трудно многим. Конечно, далеко не всем фрилансерам сложно так, как об этом написала я. У кого-то еще не кончились заначки; у кого-то есть вторая половинка с постоянной работой. А кому-то повезло, и у него еще есть заказы. Искренне рада за них и желаю, чтобы заказов было побольше.
Но за последние недели я убедилась на примере многих моих знакомых, что бывает и по-другому.
Ты - профессионал. Ты прекрасно знаешь не только русский, но еще парочку европейских языков; умеешь писать отличные тексты, редактировать, переводить, создавать стильные веб-сайты и делать эффектные презентации.
Последние несколько лет ты работаешь на фрилансе и тебя все устраивает: постоянные заказчики, регулярно появляющиеся по рекомендациям новые; свободный график; возможность заниматься семьей и любимым хобби тогда, когда тебе этого хочется. Но в один далеко не прекрасный день все это заканчивается, резко и бесповоротно.
Постоянные заказчики по-прежнему лайкают твои посты в соц. сетях и не удаляются из друзей, но больше не присылают тебе на мейл и в скайп новых проектов. В группах и сообществах, где раньше тебя готовы были «оторвать с руками», предложений о работе становится все меньше и меньше. Да и те - одни и те же, скопированные модераторами с какого-то одного сайта, с совершенно смешными ценами и дикими условиями.
Но ты понимаешь, в твоей области деятельности - кризис, поэтому берешься и за всякую ерунду.
И в твоей жизни появляются странные девочки - пиар-манагеры (sic!). Они пишут тебе письма, в которых сообщается, что твой текст «будет утверждатся гендиром, после того, как его прочтут наши креатифщики и концепт-дизайнеры». И ты ждешь, гадая, что за звери такие - креатифщики и концепт-дизайнеры. Но, так и не догадавшись, просто ждешь.
А потом получаешь гневные правки от гендира. В пересланном девочкой-манагером письме тебе говорят, что твоя редакторская правка или дизайн сайта не отвечают корпоративному стилю компании. И все попытки объяснить, что гламурно-розовый в сочетании с ядовито-зеленым, а также фразы типа «периодически осуществляя мониторинг лояльности персонала, в ваших руках будут индикаторы уровня риска воровства и саботажа» не могут считаться признаками корпоративного стиля, потому что попросту не уместны для солидной юридической компании. А правила русского языка одинаковы для всех, даже для тех, кто этого языка не знает.
Нет, тебе, в конце концов, заплатят за этот заказ, но заглянув на сайт клиента, ты обнаружишь, что розово-зеленый торжествует, а текст выложен без правок.
И тогда ты начинаешь понимать, что не все в порядке в датском королевстве. И идешь на хэдхантер, и рассылаешь свое резюме в более-менее приличные компании. Буквально через пять минут после отправки сопроводительного письма, ты получаешь вежливый автоматический отказ.
Понятно, что за прошедшее время девочка-эйчар не только не могла просмотреть твое богатейшее портфолио, но даже не ознакомилась с резюме. Зато она увидела, что ты - фрилансер, а, значит, лентяй и не дисциплинированная личность; а еще, что тебе больше 35 лет, а, значит, ты уже впал в старческий маразм и как потенциальный сотрудник рассматриваться не можешь.
Время от времени ты получаешь предложения за какие-то совершенно неприличные деньги сделать какой-то безумно сложный проект. Ты соглашаешься, потому что жить на что-то надо. И не только тебе, но и твоему ребенку, и пожилым родителям, которых до недавнего времени содержал без проблем.
Как правило, такие заказы заканчиваются, даже не начавшись. Потому что заказчик попросту пугается твоей квалификации, твоему умения грамотно и интересно писать, качественно переводить, делать красивые сайты. Ему - заказчику - всё это не нужно. Ему нужно тяп-ляп и побыстрее. Качество, уважаемый фрилансер, сейчас никого не интересует. Равно, как и человек, который просто не умеет делать свою работу плохо.
Разумеется, твои попытки объяснить, что создать достойный проект за указанное время невозможно физически. Заказчику и это не важно, ибо см. выше.
Иногда случается чудо и тебя приглашают на собеседование в стартап или малобюджетную компанию. И ты, заняв у доброго соседа, работающего в гос. структуре (за гроши, но хотя бы регулярно выплачиваемые), денег на дорогу, отправляешься в путь, чтобы испугать девочку эйчар-манагера или директора своими знаниями и умениями.
Выходя с собеседования, ты уже понимаешь, что тебе тут ничего не светит. Слишком уж ты overqualified. А какому руководителю понравится, что подчиненный знает больше него?
По дороге домой ты заходишь в магазин, чтобы купить хлеба, молока и каких-нибудь паршивых пельменей. Если же добрый сосед дал тебе чуть-чуть побольше денег, то, возможно, хватит еще и на шоколадку ребенку, и тебе на маленькую баночку растворимого кофе.
Потом ты возвращаешься к родному ноуту, чтобы просмотреть специализированные сайты и сообщества в надежде найти хоть какую-то работу. Но вместо этого находишь во френд-ленте глумливо-печальные посты друзей о том, как сильно упало качество перевода худ. и даже технической литературы; о том, что интернет-СМИ - прибежище безграмотных идиотов, не знающих правил русского языка и не умеющих придумывать качественные заголовки, не говоря уж о текстах; или о том, что даже приличные компании почему-то не могут сделать себе достойный сайт, а ваяют безобразную попсу руками собственных менеджеров на Джумле или ее аналоге.
И тебе - профессионалу, прекрасно знающему не только русский, но еще парочку европейских языков; умеющему писать отличные тексты, редактировать, переводить, создавать стильные веб-сайты и делать эффектные презентации, - нечего на это ответить.