Потеря преемственности христианского зодчества привела к дезориентации взглядов на церковное искусство. Современная православная архитектура очень разнообразна и не подчинена единому мировоззренческому строю. Хотя архитекторы, проектирующие храмы, обязательно скажут, что работают в рамках канона, следуют традициям, но, тем не менее, разрозненность искусства в целом налицо. Лучшие современные православные храмы сегодня по уровню и качеству достигают лишь
проекты начала XX в. Есть ощущение, будто архитекторы пытаются понять архитектуру прошлого и развить ее идеи в своем творчестве, с целью ускорить ее эволюцию, нагнав культурный зазор между церковной архитектурой начала прошлого века и архитектурой современной. Возможно этот путь и правильный, время покажет, но мне кажется, что выход нужно искать в другой плоскости. Все дело в правильной расстановке акцентов.
Разрыв традиции дает уникальную возможность окинуть взглядом и проанализировать все наследие христианства. К концу XX века, благодаря трудам ученых: византологов, искусствоведов, религиоведов, богословов, историков, археологов и др. - человечество имеет необходимые знания для достаточно точной реконструкции любой эпохи, для понимания развития мысли и эволюции идеи во времени. Эти знания не исчерпывающие, но достаточные для понимания основной мотивации, побуждающей к созданию того или иного произведения искусства, возникшего в прошлом.
Уничтожить традицию намного проще, чем ее создать. По зарубежной практике строительства культовых сооружений можно судить, что полный разрыв с традицией часто дает негативный результат - полностью обезличивает архитектуру. Чтобы не уйти в эту крайность, нужен тонкий и кропотливый анализ традиции, выявление законов формирования пространства, понимание зависимостей и связей мировоззрения и архитектурных форм в прошлом и настоящем. Именно это является предметом рассмотрения иеротопии. «Иеротопия (иерос - священный, топос - место, пространство, понятие) создание сакральных пространств, рассмотренное как особый вид творчества, а также как специальная область исторических исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества.» («Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси» А.М. Лидов. -М.: «Индрик», 2006).
Соотношение Церкви и культуры сегодня напоминает положение христианства до V-VI вв., когда оно находилось в чуждой ему культурной среде, и вынуждено было взаимодействовать с ней и адаптировать к своим потребностям. Отличие заключается в том, что за плечами уже накопился огромный опыт и традиции создания сакральных пространств. Но, тем не менее, этот опыт не должен довлеть над другим - на протяжении всех веков мы можем наблюдать за христианством стремление наделить окружающую действительность своим смыслом, что практически незаметно сегодня.
Сегодня попытки работы с новыми формами в православной архитектуре называют «обновленческими» течениями и считают, что это путь отхода от традиции, от Христа, на самом же деле, строительство храмов, копирующих формы прошлого является веянием «обновленчества». Исторически такого не было в христианстве никогда. Сейчас наблюдается опасная тенденция подмены истинных вещей, произведений искусства «личинами». Это свойственно особенностям постмодернизма - внешнее копирование и стилизация часто содержат в себе иронию и не имеют ничего общего с изначальным произведением. В случае с современным церковным искусством иронии нет места, ее роль выполняет разнесение формы и духа, рождающего форму. Довольно часто модно видеть настенную роспись, выполненную в технике византийской фрески, но с нарушениями схем размещения композиций, с излишним нагромождением сюжетов, или с многоплановостью внутри одной композиции, что совершенно не возможно в живописи Византии и Древней Руси XII - XV в. В архитектуре встречается несоответствие конструкции и формы, когда закомары или лопатки выполняют исключительно декоративную функцию, не выявляя ни внутреннего пространства на фасаде, ни тектонической схемы сооружения. Кто-то скажет, что это обосновано символической необходимостью, но разве символы отделялись от конструкций когда-нибудь? Скорее конструкции становились символами.
Традиционным для христианства является облекание вечной литургической схемы временно сложившимися формами контекста, культурной среды, а не наоборот.