Глава VIII. Решения

Jun 17, 2020 16:22

- ... И во-от такая дыра в бюджете... - задумчиво повторил король, вертя в пальцах перо. Затем бросил его на подставку с чернильницей и встал.
Его Величество Карл Четырнадцатый Ганноверский, король Англии, Шотландии и Северной Ирландии, Защитник Веры и свежеиспеченный наместник Бога на Земле несколько часов назад отпраздновал свою коронацию и вынужден был в срочном порядке ознакомиться с делами в государстве, так как дела эти были крайне плачевными и требовали наискорейшего вмешательства.
Юный король вышел из-за стола и, заложив руки за спину, приблизился к окну. У противоположной стены, почтительно склонив голову, стоял пожилой военный советник, переживший каким-то чудом уже двух королей и теперь служивший третьему.
- Значит, казна пуста, Паскаль? - не оборачиваясь, снова спросил король.
- Абсолютно, Ваше Величество! Настолько, что даже придворным дамам не хватает на шелка.
Король обернулся:
- Ну, да. Не может же графиня одеваться как какая-нибудь купчиха, - произнес он абсолютно ровным голосом.
- Совершенно верно, Ваше Величество! - с улыбкой кивнул советник, не распознав в голосе правителя едва заметный оттенок сарказма.
- Еще война эта... - король потеребил кончик аккуратного уса. - Как некстати и не к месту. Дядюшка, конечно, удружил.
- Его Величество был великим стратегом! Так успешно заполучив трон в результате дворцового переворота, Его Величество стал поистине объединителем земель, обучая ирландских дикарей английскому языку и приучая их к священной лютеранской вере.
- Да, только в итоге дядюшка Георг, испугавшись народного восстания, сбежал во Францию, ирландцы подняли бунт, золотые копи и судостроительные верфи в Северной Ирландии простаивают, часть из них вообще разрушена. Страна в огне, крестьяне продолжают выращивать зерно, но из-за нехватки кораблей возить его на продажу не на чем. Одной Франции это и оказалось выгодно. Они теперь могут приходить на своих кораблях и забирать зерно за бесценок.
Паскаль покорно молчал.
- И что прикажешь делать? - воскликнул король. - Попросить их перестать воевать?
- Осмелюсь напомнить Вашему Величеству, что Южная Ирландия также заявляет о своих правах. Им крайне необходимы гарантии доступа к верфям.
- В то же время Франция предлагает ссуду в обмен на оказывание исключительных услуг по постройке кораблей им.
- Осмелюсь предположить, Вашему Величеству известно, что Южная Ирландия не может так рисковать чтобы остаться совсем без кораблей. Это вопрос выживания Южной Ирландии.
- Знаешь, Паскаль, верфи - это и наш вопрос выживания, - решительно кивнул король. - Так напомни еще раз, чего они хотят?
- Хотят мира, Ваше Величество. Хотят защиты. Своего представителя в палате общин. И хотят права говорить на ирландском в общественных местах.
- Им что же, это запретили? - король вопросительно поднял бровь.
- Ваш дядюшка, Ваше Величество.
- Так давай отменим этот указ, Паскаль! И дело с концом.
- Не все так просто, Ваше Величество, - замялся советник. - Лютеране. Они будут недовольны.
- Им-то какое до этого дело?
- Видите ли, Ваше Величество, - деликатно сказал советник, - все дело в вере. Лютеране хотят объединить всех подданых Вашего Величества в единой славной молитве Всевышнему. Но только на английском.
- А ирландцы что же, хотят молиться на латыни? - недоуменно насупился король.
- Что Вы, Ваше Величество! На ирландском.
- О, Боже!.. - король вздохнул и закрыл лицо рукой.
- К тому же, - продолжал советник, - множество лютеран погибло, пытаясь по воле Вашего дядюшки успокоить бунт. Нельзя просто взять и сказать, что война окончена. Народу требуется победа.
Король постучал указательным пальцем по губам:
- Н-да, ты прав. Люди не поймут. Нельзя просто взять и сказать, что тысячи людей погибли просто так, из-за ошибки.
- Нельзя, Ваше Величество.
- Люди в это просто не поверят.
- Нет, не поверят.
Король снова заложил руки за спину и прошелся по комнате.
- А знаешь, Паскаль, они ведь и правда не могли погибнуть по ошибке! - начал рассуждать он.
На лице советника отразилось замешательство.
- Да-да, Паскаль! Наши люди не погибают просто так! Это была действительно очень тяжелая, жестокая война! Только дядюшка ошибся врагом! - король мерил комнату шагами и голос его становился все увереннее. - Коварные французские шпионы, предатели среди нашего народа, волки в овечьей шкуре, которые начали стрелять нам в спину, заставив усомниться в ближнем своем! Да, на самом деле это была война не с ирландцами. Мы все воевали с предателями, шпионами и заговорщиками!
Советник слегка наклонил голову на бок, оценивая такой поворот событий.
- Ведь правда, Паскаль! Кто-то же сделал первый выстрел! Кто-то же нарушил пусть шаткий, но мир. Да-да! Наши люди - герои! Разве можно сомневаться в этом?! Но герои не в войне против, а в войне за защиту! За защиту мирного покоя и стабильности простых граждан! За защиту от тех, кто праведными и неправедными путями пытался нас расколоть!
- Но Ваше Величество, что если это и вправду была Южная Ирландия?.. - робко, боясь вздохнуть, спросил советник.
- Это несущественно, Паскаль! - возразил король. - Значит, это был предатель среди граждан Южной Ирландии! - и уверенно, выжидающе посмотрел на советника, тот медленно кивнул. - Пойми, Паскаль. Без Северной Ирландии нам нечего предложить по контракту французам. Без Северной Ирландии ни у нас, ни у Южной Ирландии не будет своих кораблей. Мы изолированы. Все что мы сможем - выстроиться по периметру островов и обороняться против врагов короны голыми руками. Без мира на наших землях нам всем просто не выжить. Так лучше раньше, чем позже, Паскаль. К тому же, еще ни одна война не длилась вечно.
- Верно, Ваше Величество, с этим утверждением невозможно спорить. Однако, полагаете, лютеран это все же устроит?
- А среди лютеран тоже были предатели! - вдохновенно сообщил король. И, подумав, уже спокойным голосом добавил: - Кстати, не мешало бы и в самом деле поискать шпионов. Людям понадобятся показательные казни.
Советник удрученно покачал головой:
- Боюсь, в таком случае мы ухудшим отношения с Францией, Ваше Величество. Может случиться еще одна война.
- Думаешь, действительно существует такая угроза? - король, повернувшись, застыл. - Да, ты прав, они могут крепко обидеться, - он снова потеребил кончик уса. - Нам нужно заручиться поддержкой Его Святейшества Папы Римского Максимилиана Первого. Да! - король кивнул. - Я приглашу Его Святейшество на основание строительства большой католической церкви! Скажем... в Ноттингеме! Да, Ноттингем подойдет. И... и подарю какую-нибудь святыню. У нас должно было еще что-то остаться после крестовых походов. А пока Его Святейшество будет совершать визит, французы напасть не посмеют. Мы выиграем немного времени. К тому же, нужно послать гонца к голландцам. Возможно, мы сможем заключить с ними договор о постройке кораблей. Снизим им цену или вообще построим пару кораблей бесплатно.
- Но Ваше Величество, голландцы и так одни из лучших кораблестроителей в мире!
- Паскаль, даже в таком случае от бесплатных кораблей они вряд ли откажутся. Ну, или продадим им что-нибудь еще. Уверен, мы сможем найти о чем договориться. А когда у нас будет соглашение о торговле - голландцы тоже будут заинтересованы в поддержании мира.
Советник с сомнением покачал головой:
- И все же, Ваше Величество, это очень рискованно. Мы крайне ослаблены. Да и вражеские лазутчики могут затеять бунт.
- Паскаль, нам все равно нужно прекратить войну. Так лучше не дожидать когда мы упадем на самое дно. Нам нужны союзники. И чем больше, тем лучше. И нужно предлагать что-то такое, что было бы невозможно создать вне нашей страны. Нужно чтобы они были заинтересованы в мире в Англии. Например, наладим экспорт виски.
Советник удивленно поднял бровь и, поколебавшись, кивнул.
- Что же касается бунта, - продолжал король, - нужно сделать так, чтобы люди были настолько довольными, чтобы бунт стал попросту невозможен.
Советник открыл было рот, чтобы сообщить, что казна пуста и выдать денег народу не получится, но король его опередил:
- Мы снизим налоги. Вполовину на месяц или несколько месяцев. Или на месяц-два совсем простим. Мне нужно поговорить с казначеем по этому поводу. Знаю, это замедлит наполнение казны. Но зато люди будут довольны, - сообщил он обескураженному советнику, так и застывшему с открытым ртом. - В конце концов, мы ведь празднуем окончание войны! Верно, Паскаль?
- В этом нет никаких сомнений, Ваше Величество! - с трудом вновь обретя речь, советник поклонился. - Разрешите идти?
- Да, Паскаль, можешь идти, - рассеянно сообщил король, его разум был занят обдумыванием сложившейся из кусочков мозаики, затем спохватился и окликнул советника: - И, Паскаль! Не забудь найти мне предателей.


рассказ, забавно

Previous post Next post
Up