Обзор на фильм Т. Филлипса «Джокер» (2019)

Nov 17, 2019 18:36





Очень часто можно еще до просмотра сказать, понравится тебе фильм или нет. Если ты понимаешь, что скорее всего не будешь от него в восторге, зачем вообще идти в кинотеатр? Даже когда люди говорят, что это самый замечательный фильм, который они видели. Даже если об этом говорят абсолютно все. Но вот ты идешь на него. И да, он именно такой, как ты его представлял. Высокий рейтинг зрителей и средний от критиков вполне объяснимы: это немного банальный, но эмоционально трогательный фильм.

Оригинальность. Во время просмотра фильма было не отделаться от мыслей: «О, это же уже было в "Таксисте"» или «Так, а этот эпизод точь-в-точь как в "Боже, благослови Америку"». Или еще чаще: «Как они своровали идеи из моего недописанного романа про несправедливость мира, который я писал подростком?».

Ну ничего, возможно каждому поколению нужен свой фильм про народного мстителя, решившего что с него хватит.

Джокер. То, что я могу оценить в этом фильме положительно - это сама попытка перенести персонажа супергеройского комикса в социально и психологически нагруженное драматическое кино. Это своеобразное продолжение движения супергеройского кино к реализму, что началось еще с нолановских Бэтменов. Впрочем, если заменить Джокера никому неизвестным персонажем - история потеряет лишь несколько незначительных деталей. Более того, именно имя всем известного и любимого многими персонажа гарантировало фильму известность и успех.



Скажу честно - я не фанат данного персонажа и я всегда закатывал глаза от дискуссий о том какая версия Джокера кривляется лучше другой. Я также не фанат Хоакина Феникса, он всегда казался мне Дэниелом Дей Льюисом для бедных, идеальным персонажем претенциозного кино для хипстеров («Она») или масс («Джокер»). В связи с этим нет желания углубляться в актерскую игру, она, несомненно, вполне достойная.

Атмосфера. Создатели не скупятся на пафос и символизм, забывая, что они не Кубрик, да и сказать что-то новое и интересное они не могут. Все что произносится - чрезмерно напыщенно, не тонко. Джокер - это действительно, как выразился один тролль в комментариях - «первый "арт"-фильм малыша».

Фильм не только неиронично пафосный, но и максимально мрачный, что автоматически делает его любимым фильмом эджлорда, для которого фраза «Были ли у меня негативные мысли? Все мои мысли негативные» - это лучшая киноцитата всех времен.

Вместо того, чтобы создать атмосферу с помощью тонких штрихов, было решено просто насытить жизнь главного героя постоянными страданиями, так (не)удачно сваливающимися на него одно за другим. Этот фильм не показывает живой город, пропитанный пороками. Он показывает избиение котенка ногами от первой до последней минуты, то есть просто, как выражается один кинообзорщик, давит на пожалейку.

Сюжет, темы, мотивация. Столетиями философы дискутировали о том, откуда берется зло в человеке - изнутри (позиция консерваторов) или извне, из социальных условий (позиция либералов и левых). Создатели фильма хотели показать, что Джокера создало общество. Казалось бы, осталось только подобрать красноречивые примеры, коих за время дискуссии накопилось прилично, и фильм готов. Но, к сожалению, будь на месте создателей более талантливые люди, подобранные примеры не смотрелись бы притянутыми за уши. А так имеем следующее.

- Босс не верит, что героя, его работника, избили хулиганы и отобрали табличку, потому что босс… просто мудак. Создатели решили сделать его таким, несмотря на то, что он наверняка знает что творится на улицах, мог бы посмотреть на синяки на теле героя, ну или… просто спросить музыканта, который был на улице вместе с Джокером!

- Коллега дает Джокеру пистолет, а потом подставляет его потому что… Просто так! Он просто мудак и идиот. Делает зло ради зла. При этом рациональное мышление отсутствует полностью. Он знает, что Джокер скорее всего психически нездоров, но все равно дает ему оружие. Он знает, что Джокер зол на него за подставу и готов на насилие - все равно идет к нему в квартиру безо всякого инстинкта самосохранения.

- Ну и самое главное. С чего началась вся заварушка - убийство «троицы с Уолл Стрит». Задача создателей была простая - показать как наглые высокомерные богачи унижают обычных людей, пользуясь своими привилегиями, то есть в типичной ситуации. Но нет, вместо этого решили показать самую невероятную и когнитивно диссонирующую ситуацию - богачи в костюмах ведущие себя как гопники (!) заходят в метро (!) и начинают приставать к людям, бросать в них фастфудом (!) и бить их (!).

Итого вместо персонажей мы имеем карикатуры, которые даже не похожи на карикатуры. Фильм хочет нам показать, что зло Джокера социально обусловлено, но зло боссов, коллег Джокера и гопников - не обусловлено ничем, это просто зло в вакууме, добавленное для развития сюжета. Поэтому получается, что в появлении Джокера виновато не общество, а мудаки и идиоты, которые, по совпадению, именно те, которые находятся на вершине общественной пирамиды. Из-за этого вся сюжетная линия с общественными протестами оказывается нелогичной. Джокер убил не богачей, а мудаков, ведь на их месте могли (даже с большей вероятностью) быть и обычные пролетарии.

С мотивацией главного героя тоже проблемы. Да, очень жаль, что Джокера уволили… Но зачем вообще он принес пистолет на детское мероприятие? Кто-нибудь был в подобной ситуации? Чему тут сопереживать?

Вывод. Подобный фильм не мог не привлечь внимание в современном мире экологических проблем, экономических кризисов, растущего неравенства, социального недовольства и протестов, распространения психических расстройств и фатализма. Одни ставят фильму десятку потому что чем мрачнее, тем круче, другие не могут без слез смотреть на страдания даже в художественных произведениях, третьих на прошлой неделе пожурил босс и поэтому они готовы свергать власть, да и в целом многие узнали себя в том, что они увидели в фильме. Ну а я ставлю фильму шестерку. Не зацепил меня Артур Флек и неприятности, которые на него сбрасывал режиссер. Больше хочется сопереживать тонкой душе Таксиста или трешу, который творила парочка из «Боже, благослови Америку». Мне бы понравился «Джокер», не будь мой взгляд слишком испорчен другими фильмами и стремлением видеть в кино прежде всего искусство. Поэтому для меня «Джокер» - не похождения иконы страдания, открывшей мне глаза на несправедливость мира и общества, а неплохой перехайпнутый фильм, вышедший в нужное время и с достаточным уровнем старания для рекордных сборов.

кино, рецензия

Previous post Next post
Up