Хаос и анархия, принесенные интернетом, обещали угробить не только государство, но и «проклятых буржуев», наживающихся на продаже произведений творцов. Воплотился страшный сон для компаний, когда заставить купить то, что можно бесплатно скачать, оказалось практически невозможно.
Своровать интеллектуальный продукт было проще простого. Безумные коаксиальные и оптоволоконные щупальца вылезали там, где их не ожидали и похищали самое ценное без всякой угрозы преследования. В таких условиях ожидалось исчезновение корпораций, что одни воспринимали как крах всей сложившейся индустрии, а другие как наступление коммунизма.
Находчивость пиратов, однако, утонула в младенческом восторге и ориентации на простое воровство. В таких условиях корпорации перехватили инициативу, и эксперты, которым эти корпорации платят неплохие деньги, предложили выход, который должен помочь им не только оправиться после шока пиратства, но и построить перспективы процветания.
Кино. Сегодня можно легко и совершенно бесплатно скачать фильм, вышедший буквально на днях (в хорошем качестве - через пару месяцев). Как же индустрия решила противостоять этой лавине убытков?
В ответ на этот вызов или нет, но современные фильмы стали более зрелищными и поэтому более приспособленными для показа в кинотеатрах. Хороший звук и, конечно же, 3д обеспечили постоянный наплыв народа в залы. И чем больше «д» предлагает кино, тем больше шансов у студий вернуть вложенные деньги. Да и какими бы большими мониторы у нас дома ни были, они вряд ли здесь смогут конкурировать с кинотеатрами, а любители хорошей картинки всегда найдутся.
Музыка. По сравнению с кино данный вид искусства отличается достаточным минимализмом чтобы потребитель мог обойтись простым бесплатным скачиванием. Поэтому музыкальная индустрия и страдает больше всего. Правда лейблы все еще надеются на старое, провоцируя у нас чувство фетишизма перед физическими носителями и упаковками. Ведь человек, потративший деньги в магазине, получает различные буклеты и прочие бонусы. Фанаты Rammstein
получают, например, в придачу к альбому несомненно нужные им «приспособления для интимных игр», а любители ню-метала от Mudvayne
покупая диск, могут играться со своим ультрафиолетовым фонариком, который делает видимым обложку альбома. Но это все, конечно, мелочи. В финансовом плане приходится опираться на живые выступления - совсем другое измерение той же музыки. И, в условиях всеобщего скачивания, они, видимо, должны проводиться особенно интенсивно.
Литература. Книжные издательства сегодня теряют прибыль не только из-за интернета, но и под влиянием появления различных гаджетов, планшетов, «электронных книг», которые позволяют в любом месте читать скачанный контент без всякого дискомфорта для глаз. Во многом книжная индустрия пока не может решить эту проблему, и ставка делается на сенсорный консерватизм ощущения книжного источника у себя в руках против бездушности и абстрактности электронных «читалок». Опора на физический носитель может принимать и достаточно креативные формы. Например,
в одной из книг Б. Вербера персонажи понимают что находятся на поверхности книги, видят вверху глаза читателя, видят пальцы, перелистывающие страницы, оставляют отметины на белых листах, а то и вообще обращают следующую страницу в черный цвет. Разве можно повторить то же самое в комкающем и упрощающем все электронном файле?
Компьютерные игры. Здесь контрреволюция авторских прав проявила себя наиболее ярко. Нет, скачать с торрента игру до сих пор можно и можно будет дальше. Но все больше современных игр ориентируются на функционирование главным образом через интернет, что требует обязательного приобретения платной лицензии, а если игра и бесплатная, то тебя обязательно будет преследовать соблазн получить полную функциональность за деньги. Даже если игра однопользовательская, производитель может воспользоваться системой сохранения через интернет и тогда у тебя останется выбор: пройти игру за один раз без сохранений или все-таки отстегнуть производителю его 599, 999 или 1499 рублей. Предположим, что игрушка функционирует без всяческих ограничений. Но даже здесь компании будут стремиться подкупить игроков системой достижений или очками, зарабатывая которые в лицензионной версии ты сможешь получить дополнения к данной игре или даже другим играм фирмы.
Мы видим, что современную культуру меняют не только революционеры. «Старые» силы не сдаются в противостоянии распределенной сети инициативных анархистов. В распоряжении пиратов неуловимость, а в распоряжении компаний - огромные финансовые, технические и профессиональные ресурсы.
Но не стоит видеть только плохое в перспективах рекоммерциализации произведений искусства. Ведь бесплатные формы остаются, просто в конкуренцию с ними вступают платные, но более качественные аналоги. Результат же этой борьбы - прогресс индустрии, который, хочется надеяться, принесет больше пользы чем ее деградация, о чем могли мечтать некоторые пираты.