Не каждая группа может похвастаться переосмыслением технического инструментария музыкальной индустрии, изобретением первого
концептуального альбома и практически равной конкуренцией с The Beatles. Конкуренты Маккартни и Леннона обитали по ту сторону Атлантического океана под незатейливым названием The Beach Boys.
Начав как основатели сёрф-рока с незамысловатыми песнями про сёрфинг, море, пляжи, спортивные автомобили и жизнь калифорнийской молодежи, эта группа повзрослела к середине 1960-х гг., начав экспериментировать со звуком, текстами и целевой аудиторией. Неизменной оставалась лишь главная фишка группы - многоголосие и неубывающая вера в позитивую сторону жизни.
Неудивительно что тема сёрфинга быстро надоела группе - только один член коллектива умел сколько-нибудь нормально кататься на волнах. В 1964 г. лидер группы Брайан Уилсон заявил: «Мы не играем сёрф. Нам надоело, что на нас навешивают ярлык зачинателей сёрф-рока… Тема сёрфинга уже исчерпала себя»
Искать новый имидж заставило и «британское вторжение» в США. Поменялось звучание, тексты. Услышав новый альбом The Beatles, Уилсон решил: «музыкальная индустрия становится очень раскованной и изощрённой. Теперь можно было браться за новые вещи - струнные квартеты, цитры и инструменты из других культур. Я тогда же решил: вот, что нужно попробовать, чтобы от всего альбома исходило электричество, - я создам величайший альбом в истории рок-н-ролла!»
Уж не знаю величайший это был альбом или нет, но переломным для рок-музыки он все-таки стал. «Pet Sounds» вышел в 1966 г. и удивил даже Битлов.
После установления такой высокой планки «Пляжных ребят» понесло. Уилсон стал искать и применять новые, беспрецедентные для того времени технологии. Новая песня, «Good Vibrations», была записана сразу в четырех студиях с применением скрупулёзного монтажа и обошлась в 50 000 долл., что было в то время рекордом для одной песни. В итоге получилось «многослойное музыкальное полотно, созданное из маленьких разрозненных фрагментов записей». Мать Уилсона в свое время объясняла маленькому Брайану, что собаки лают на людей, от которых исходят «плохие вибрации». Повзрослев, Уилсону показалось интересным перенести «концепцию» на людей, которые, чувствуя «хорошие вибрации», исходящие от других, тут же проникаются к ним симпатией. Так родилась идея песни.
Песня завоевала первые места по обе стороны Атлантики. Она позиционировалась как сингл с нового альбома группы - «SMiLE», который должен был быть записан с использованием тех же сложных технологий и под влиянием того же творческого подъема в группе. Это настроило музыкальную индустрию на появление настоящего шедевра.
Позже журнал Rolling Stone даст этой песне №6 в списке 500 величайших песен всех времён.
Уилсона называли гением, The Beach Boys считали конкурентами The Beatles, а в некоторых рейтингах они даже превосходили ливерпульцев.
Новый пиар-менеджер группы создал атмосферу таинственности вокруг Уилсона и его нового альбома. Благодаря этому «SMiLE» стали называть «самым обсуждаемым альбомом, которого никто ещё не слышал».
Однако ожидаемый всеми альбом так и не вышел.
Великие идеи и задумки, которые должны были вылиться в квинтессенцию всего творчества группы, столкнулись с самыми разными трудностями. Вернувшись с гастролей члены группы впали в недоумение в связи с текстами, которые написал для их альбома композитор и поэт В.Д. Паркс. Слишком абстрактные и непонятные, они рассорили группу с Парксом, который вскоре вышел из проекта.
Помимо этого, в один из дней студию группы посетил сам Пол Маккартни. Во время встречи он продемонстрировал «Пляжным ребятам» несколько песен с пока не вышедшего на тот момент непревзойденного «Sgt. Pepper’s». Это произвело на группу большое впечатление. А услышав по радио битловскую «Strawberry Fields Forever» Уилсон признал что британский квартет опередил его.
Уилсон стал злоупотреблять наркотиками. Работа над альбомом приостановилась. Шизофрения и паранойя все больше захватывала лидера американской группы №1. Он отказался записывать песню «Fire» («Mrs O’Leary’s Cow»), так как пожар в доме напротив студии он воспринял как дурное предзнаменование.
6 мая 1967 г. было официально объявлено что альбом не выйдет. Уилсон погрузился в глубокую депрессию и отчужденность, а «Good Vibrations» оказалась единственной песней, вышедшей со «SMiLE».
Но лейбл требовал выпуска нового материала и было решено использовать некоторые наработки со «SMiLE», но при этом не тратить много времени в студии и упростить аранжировки. Критики, ожидавшие революционный «SMiLE» получили его слабое подобие - «Smiley Smile». Они были шокированы и репутация группы была надолго и серьезно подорвана. На фоне блестящих работ The Beatles, The Who и других коллективов «Пляжные ребята» стали выглядеть как группа вчерашнего дня.
Это однако только подогревало интерес к «SMiLE» и в течение сорока лет, прошедших с момента записи, критики продолжали говорить о том, каким альбом мог бы быть и какой резонанс он мог бы вызвать.
Ситуация прояснилась в 2004 г. когда Брайан Уилсон выпустил свою заново записанную версию легендарного альбома. Этот альбом впервые представил список композиций «SMiLE», что послужило образцом для выхода в 2011 г. настоящих сессионных записей, готовившихся для альбома.
Таким образом, только недавно появилась возможность оценить, является ли эта работа действительно непревзойденным художественным шедевром.
Вы можете оценить его сами, скачав альбом по
этой ссылке.
(здесь представлен своеобразный бутлег, составленный мной из различных кусочков, собранных из множества всевозможных сборников, в том числе из альбомов 2004 и 2011 гг. По моему мнению, выйдя он в таком виде в свое время, не избежал бы стать сенсацией и уж точно мог бы претендовать на звание самого позитивного альбома во главе с незабываемой «Good Vibrations»)