Вместо того чтобы высказывать свое мнение по поводу тех или иных актуальных и влиятельных событий, таких как дело Pussy Riot, митинги оппозиции в Москве, теракт Брейвика, крах мультикультурализма в Европе, исламизация регионов России и православизация политики России, питерский закон против пропаганды гомосексуализма, я предпочитаю видеть тенденции, обращаться к движущим силам и таким образом прогнозировать развитие событий. Перечисленные громкие события, к примеру, для меня объяснялись концепцией «культурных войн», которую я считаю весьма актуальной на будущую перспективу. Возникающее культурное непонимание здесь анализируется не только с позиции предвидения грядущего глобального культурного джихада, но и с позиции возможности регулировать этот процесс, а также необходимости продвигать свою культурную позицию в рамках различных сообществ.
Я всерьез занялся этой проблемой и даже опубликовал в рамках конференции «Россия 2030 глазами молодых ученых» свой доклад «Россиянин в контексте культурных войн будущего». Найти его можно либо
здесь, либо, никуда переходя, прочитать прямо в этом посте в сокращенном виде.
Россиянин в контексте культурных войн будущего
Содержание:
1. Культурные войны в мире
1.1. Глобальные культурные войны и культурная гегемония
1.2. Культурные войны в зарубежных странах
1.3. Культурные войны в России
2. Прогноз развития культурных войн.
2.1. Прогноз развития глобальных культурных войн
2.2. Прогноз культурных войн в зарубежных странах
2.3. Прогноз развития культурных войн в России
3. Заключение
1. Культурные войны в мире
Будущее культурных войн в значительной степени определяется событиями настоящего момента, поэтому нельзя говорить о культурных войнах через несколько десятилетий, не рассмотрев сначала положение сегодняшнего дня.
Современные культурные войны ведутся как в отдельных регионах и странах, так и в мировом масштабе. Для начала рассмотрим глобальные культурные войны.
1.1. Глобальные культурные войны и культурная гегемония
Через призму концепций "культурных войн" и "культурной гегемонии" феномен глобализации рассматриваеся как период культурной гегемонии западных стран в мире.
Основы этой гегемонии были положены еще в XIX в., когда европейская колонизация уничтожила множество культур, языков, мировоззрений и эпистем в Африке и других регионах и поставила на их место европейские стандарты.
Сегодня, как считает ряд исследователей, роль «культурного империалиста» принадлежит Соединенным Штатам. Поэтому происходящие культурные изменения в сторону стандартизации иногда обозначаются понятием «американизация».
С 1990-х гг. США начали активно распространять эпистему неолиберализма в развивающихся странах, создавая там особую форму правительности и внедряя в сознание людей западные принципы мышления и деятельности. Причем западная культура распространялась не только благодаря деятельности самих правительств западных стран, но и с помощью усилий крупнейших мультимедийных компаний, а также межправительственных организаций.
Сегодня, однако, неолиберальная глобализация выступает в роли глобального «вызова», на который уже формулируются многочисленные локальные «ответы», предвещающие начало глобальных культурных войн.
Уже сейчас США фактически нашли нового идеологического врага в лице исламского фундаментализма. Мы становимся свидетелями возрастания культурной напряженности между западным и исламским миром.
На роль челленджера сегодня претендуют и другие культурные проекты, которые будут рассмотрены в следующей главе.
1.2. Культурные войны в зарубежных странах.
Исследователи называют большое число стран, которые сегодня переживают интенсивные культурные войны. Говорят об Индии, в которую вместе с иностранными инвестициями приходит и чужеродная культура, вызывая столкновения с традиционными ценностями, об арабских странах, где в 2010-2011 гг. политические волнения привели и к обострению культурных проблем. Говорят даже о культурных войнах в Австралии, переживающей кризис идентичности.
Но особенную ситуацию сегодня можно наблюдать в Европе. Причем масштаб культурных столкновений может быть как органичен национальным уровнем, так и выходить на общеевропейский уровень. Мы остановимся на последних как наиболее значимых.
В Европе (если быть точнее - в Европейском союзе) исследователи фиксируют ситуацию культурной гегемонии, осуществляемой «постмодернистской коалицией», в которую входят секуляристские и происламские силы. Секуляристы играют здесь ключевую роль и представлены в основном левыми либералами. Они исповедуют моральный релятивизм и придерживаются мультикультуралистских представлений, что сказывается на их поддержке исламской культуры мигрантов. С их точки зрения ассимиляция мигрантов была бы выражением культурной иерархии.
Эти же силы как правило являются сторонниками легализации однополых браков, эвтаназии, легких наркотиков и т.д.
В оппозиции к этим силам стоят консерваторы - правые и христианские идеологи и общественные деятели, защищающие традиционную мораль и европейскую культуру.
Они выступают с резкой критикой теорий постмодернизма за их релятивизацию ценностей. Это, с точки зрения критиков, может привести к «саморазрушению европейского сознания» и, как следствие, к кризисным политическим и общественным явлениям. Отказ защищать европейскую культуру и терпимость к радикальному исламу приведет к разрушению идентичности под влиянием культурных образцов, которые приносят мусульманские мигранты.
Уже сегодня культурные войны в Европе приводят к реальным жертвам. Причем консерваторы, находясь в большинстве стран ЕС в оппозиции, часто используют тактику партизанской войны, в то время как господствующая коалиция может отвечать на эти действия официальными решениями.
В Соединенных Штатах Америки сегодня несколько другая ситуация. В отличие от Европы, США в меньшей степени морально открыты из-за сильного влияния религиозных правых.
Здесь исследователи фиксируют начало культурных войн еще в 1920-х гг. К 1990-м гг. они приняли более или менее современный вид. В эти года в США может было выделить полярные позиции по таким общественным вопросам как цензура, аборты, гомосексуализм, право на владение оружием, легализация некоторых наркотиков. Возникли также дискуссии о преподавании истории («критичное» или «торжественное» преподнесение американской истории).
Некоторые исследователи даже говорят о фактическом существовании «двух Америк», которые имеют два различных мировоззрения и представления о правильном/неправильном. Исследователь Дж. Хантер формулирует эти группы как «прогрессивисты» и «ортодоксы».
Несмотря на представления некоторых консерваторов о существовании гегемонистской коалиции из демократов и леворадикальных сил, большинство исследователей видят существование равновесия между двумя культурными позициями в США. Это, однако, означает также и интенсивное культурное противостояние, которое в настоящее время все больше накаляется.
1.3. Культурные войны в России
Постоянные культурные войны и идейную борьбу можно назвать особенностью российской истории. Пересекаясь с политикой, эти войны, часто приводили к смене форм общественно-политической организации.
События сегодняшнего дня свидетельствуют об обострении культурных противоречий в стране. Некоторые эксперты даже сравнивают ситуацию с американской и говорят, что на деле существует не только две Америки, но и две России - консервативная и либеральная. Отличие, однако, состоит в том, что если в США обе силы являются «мейнстримом», то в России эти силы различаются как господствующая (консерватизм) и оппозиционная (либералы).
Господствующее положение консервативной культуры закрепляется фактической официальной поддержкой ее основ, поддержкой со стороны большинства населения, а также коалиционным характером этой силы, состоящей из достаточно разнородных элементов. Иногда говорят о возродившемся «консервативном консенсусе», объединяющем разные слои населения и культурные группы.
Эта группа считает своей задачей «сохранение страны», путем возрождения таких ценностей как семья, религия, мораль и нравственность. Нередко среди этих слоев распространен скепсис по отношению к либеральной экономической модели и представление об «особом пути» России.
В оппозиции к этим ценностям сегодня стоит относительно немногочисленная группа либералов. Их ценности - это «постматериальные» и светские ценности, идеалы свободы, прогресса, толерантности и т.д.
Либеральные силы, не обладая широкой поддержкой среди населения и власти, тем не менее имеют значимые инструменты влияния, которые позволяют им проводить успешные информационные кампании.
Существует несколько основных вопросов, вокруг которых сегодня разворачиваются культурные войны в России. Один из наиболее острых - это вопрос о роли церкви (Русская православная церковь) и религии в обществе. Еще один вопрос, вызывающий ожесточенные культурные войны, - это вопрос прав сексуальных меньшинств.
Постепенно становится актуальной несколько другая тема - тема ислама и мусульманской культуры. Рост влиятельности данной религии в различных регионах России приводит к культурным столкновениям. Эти случаи примечательны тем, что здесь сталкиваются несколько другие социальные силы: мусульманские организации, русские националисты, а также традиционалисты, которые обращаются к доисламским корням народов России.
2. Прогноз развития культурных войн
Какие же тренды будущего способны повлиять на развитие культурных войн?
При обсуждении среднесрочных и долгосрочных перспектив развития общества обычно принято уделять первостепенное внимание научно-техническим изменениям. Действительно, такие изменения способны очень серьезно повлиять на культурную сферу. Совершенствование интернета и продвижение глобализации в информационной сфере сделают культурное влияние еще более эффективным.
Д. Белл прогнозирует, что деятели культуры (представители искусств и религиозные лидеры), как представители класса профессионалов, получат значительную власть в свои руки. При этом они будут выражать самые различные позиции, что лишь обострит культурные войны.
Противоречия также обострятся из-за столкновения таких разнонаправленных тенденций современного мира как вестернизация и локализация, секуляризация и возрастание роли религиозных факторов.
На культурные войны в России существенное влияние будет оказывать международная среда, поэтому для начала остановимся на возможных путях развития культурных войн на международной арене и в зарубежных странах.
2.1. Прогноз развития глобальных культурных войн
Глобальная культурная гегемония, осуществляемая западными державами, в ближайшие десятилетия столкнется с новыми вызовами, но также и получит новые ресурсы для влияния.
Закреплять влияние гегемона будет, например, расширение использования информационных технологий, продолжающийся контроль западных стран над международными институтами и знанием, которое они производят.
Но даже эти факторы нивелируются на фоне возникающих угроз для гегемона. По мнению экспертов, демографические, экономические и другие факторы в будущем будут играть на пользу развивающихся стран: Китаю, Индии, странам Южной Америки. Возникающая экономическая, политическая и военная многополярность будет все больше ставить под сомнение существующую культурную гегемонию. Еще А. Тойнби предсказывал, что XXI в. станет веком, когда Россия, исламский мир и Китай выдвинут собственные идеалы, отличные от идеалов Запада.
Возможно, образуется нечто вроде международной коалиции, противостоящей распространению западноцентричной культурной ориентации, превозносящей идеал личного успеха и невольно легитимирующей «свободу сильнейших против слабейших». Некоторые, например, называют группу БРИКС носителем альтернативных (прежде всего по отношению к американоцентричной глобализации) ценностей.
Фактически, уже готовую культурную программу имеет исламский мир, который не только не поддался глобализационным процессам, но и наоборот - усилил наступление в культурных войнах. Модель мироустройства, предлагаемая исламскими странами, основывается на распространении ислама и принципов шариата, а также моделях «исламского государства» и «исламской экономики».
Однако нельзя говорить что мы имеем дело с реальной альтернативой неолиберальной глобализации. Предлагаемые исламскими мыслителями модели недостаточно гибки и не обладают достаточной «мягкой силой», для того, чтобы могли быть распространены на другие регионы мира.
Нельзя также сказать, что китайские ценности претендуют на глобальное влияние. Хоть такие пропагандируемые китайцами ценности международной жизни как «гармоничный мир», «единство без унификации» лишены недостатков исламского проекта, они не преподносятся китайскими политиками и общественными деятелями как потенциальная основа для реального глобального кодекса.
Существуют глобальные культурные проекты и у России, но они будут рассмотрены ниже.
2.2. Прогноз культурных войн в зарубежных странах
Можно прогнозировать рост напряженности в Европе на почве культурных, религиозных и этнических различий. Это станет возможным по причине существенной депопуляции, которую можно будет компенсировать за счет привлечения мигрантов из развивающихся (в основном арабских) стран. Прогнозируется, что к 2025 г. число исповедующих ислам в Западной Европе удвоится.
В результате усиления влияния мусульманской культуры в обществе и политической влиятельности приезжих могут возникнуть серьезные конфликты. Ответом может стать усиление партий правой и ультраправой ориентации.
Уже сегодня консерваторы предпринимают меры для получения преимущества в культурной войне. Некоторые идеологи предлагают проект коалиции между консерваторами и рядом секуляристов (коалиция «гражданской религии») для противостояния происламским силам. Однако не все секуляристы готовы на такую смену стратегии. Будучи наиболее влиятельной силой в Европе, они будут продолжать отстаивать либеральные ценности и мультикультуралистскую ориентацию.
Приезжие постепенно становятся проблемой и для Соединенных Штатов. Если раньше т.н. «плавильный котел» способствовал ассимиляции пришлых этнических групп, то теперь те предпочитают образовывать полузакрытые диаспоры. Это создает серьезный вызов для американской культуры, особенно если верить прогнозам, что к 2050 г. латиноамериканцы будут составлять четверть населения страны.
Так же как и в Европе, в США это может привести к росту консервативных настроений. Это даже может сблизить две враждующие сегодня культурные позиции - традиционализм и прогрессивизм.
Причем эти силы могут объединиться не только на антимигрантском фундаменте. У. Салетан, например, считает возможным примирение двух враждующих систем ценностей и, следовательно, окончание культурных войн в Америке. Для этого консерваторы должны принять механизм планирования семьи и государственной помощи, а либералы должны обратиться к идеалу личной ответственности.
2.3. Прогноз развития культурных войн в России
Проблемы идентичности, которые выявились благодаря громким событиям последнего времени, с течением времени будут только обостряться. Это связано с пересечением множества зачастую противоречащих трендов.
Одна из самых заметных тенденций - увеличение числа людей, разделяющих либеральные ценности. Как ожидается, развитие технологий, экономических отношений, трансформация института семьи приведут к усилению либеральной культурной позиции. Некоторые даже говорят о том, что ослабление памяти об «ужасах девяностых» и усталость от «стабильности нулевых» привлекут внимание к девяностым годам как «начатому, но не завершенному эксперименту».
Другая тенденция - реставрация традиционных ценностей, осуществляемая не без участия государственных институтов. Консервативная сторона для закрепления своей лидерской позиции скорее всего обратится к созданию реального широкого «консервативного консенсуса», в который должны войти лево-патриотические силы, евразийское движение и некоторые другие течения. Кроме того, будет решаться вопрос о развитии «консервативных медиа», которые смогут конкурировать с сильными на сегодняшний день либеральными СМИ.
Уже сегодня осознается необходимость развития и модернизации консервативного этоса. Позитивный сценарий предполагает встраивание традиционных ценностей в контекст новейших технологических, социальных, духовных и даже модных течений.
У некоторых мыслителей есть искушение видеть культурную идентичность России на базе православия. Как бы ни был желателен для них этот идеал, ему, а также другим идеалам идентичности, в будущем предстоит принять серьезный вызов со стороны тенденции усиления гетерогенности страны.
Проблема депопуляции и, как следствие, нехватки рабочих рук, будет решаться за счет наиболее дешевого и эффективного инструмента - стимулирования миграции из ближнего зарубежья. Эта и некоторые другие тенденции скажутся на заметном сдвиге в этническом и конфессиональном составе населения. К 2030 г. прогнозируется, что каждый пятый житель России будет исповедовать ислам.
Если добавить к потенциальным этническим и конфессиональным конфликтам противоречия между либералами и консерваторами, а также разнообразие стилей жизни в обществе будущего, то картина, которая предстанет перед нами, будет далека от идеала единой идентичности.
Некоторые футурологи, в частности, Э. Тоффлер, даже говорят о неизбежном многообразии ценностей, стилей жизни и культур в обществе будущего, одной из основных проблем которого будут центробежные тенденции.
Однако разговор о будущем кроме обсуждения объективных тенденций подразумевает еще и учет сознательных проектов, которые разрабатываются мыслителями для стимуляции движения общества в нужном направлении.
Мы исходим из предположения, что идентичность - это весьма важное условие сохранения жизнеспособности общества. Тенденции в развитии зарубежных стран демонстрируют возможность построения относительно прочного союза между противоречивыми силами. Поэтому, несмотря на угрозы будущего, необходимо предпринимать меры по созданию элементов, которые будут способствовать сплочению общества, даже несмотря на гетерогенность его состава.
Прежде всего, очевидно, что культурная основа общества должна быть в меру толерантной к объективному культурному разнообразию. Необходимо искать те общие ценности, которые разделяются сторонами, а также возможные точки соприкосновения казалось бы противоречивых сил. К примеру, А. Липкин видит на политическом поле в качестве такой точки соприкосновения для консерваторов и либералов ценности социал-демократии (социального государства). Однако подобная программа, которая могла бы завоевать массы, пока не сформулирована.
В культурно-цивилизационном плане примирить прозападные и провосточные культурные силы в России могли бы ценности, предлагаемые евразийским движением. В этом заключается позиция Н. Хренова.
Данные ценности приобретают актуальность в связи с проектом Евразийского союза - интеграционного объединения на постсоветском пространстве. Евразийские ценности, таким образом, приобретают внешнеполитическое и даже глобальное измерение. В частности, по мнению некоторых экспертов, Евразийский союз предлагает новое понимание развития и прогресса - «развитие для всех и каждого в мире, развитие для каждой желающей страны… - вот лозунг евразийской интеграционной революции, осуществление которого должно заменить империалистический «экспорт демократии» на возвышающий и продвигающий всех экспорт развития».
Существует еще более глобальное и более утопичное понимание евразийской интеграции - как процесса создания Большого Евразийского союза, в который должны войти не только страны бывшего СССР, но также Китай, Индия, Иран и даже европейские страны. Культурно-цивилизационная и ценностная сторона этого проекта явно противопоставлена эпистеме, распространяемой Соединенными Штатами.
Таким образом, внутриполитические и глобальные культурные войны оказываются связанными, что неудивительно для русской культуры с ее мессианской ориентированностью.
А.С. Панарин видел особую роль у России в глобальных культурных войнах XXI в. По сути, он говорил о новой биполярности, только на этот раз культурной, духовной. России, с точки зрения Панарина, предстоит противопоставить американскому по происхождению «языческому культу силы и успеха» свою солидаристскую мораль.
Вообще, исследователи признают, что такие продукты русской мысли и русской культуры как идея соборности, планетарного единения, стремление к прощению и отзывчивости сегодня очень востребованы на глобальном уровне.
Заключение
Проведенное исследование выявило многочисленные вызовы для обществ, где в будущем появятся новые поводы для культурных войн. В то же время можно ожидать появления оснований для национального сплочения.
Россия, скорее всего, столкнется с обострением культурных войн, что будет помехой для формирования общей идентичности. Это предъявляет некоторые требования к культурному фундаменту, который должен стать общим для страны. Прежде всего, появится необходимость ориентироваться на общие для основных культурных групп ценности. Нужно пользоваться потенциалом существующих культурных проектов и способствовать реализации предлагаемых ими программ. Потребуется более активная работа с населением, в т.ч. через СМИ (особенно «новые медиа»). Предлагаемый широкий ценностный фундамент должен создавать предрасположенность к развитию и закреплять позитивные установки.
Вряд ли возможно полностью искоренить культурные войны. Но можно создать условия для мирного сосуществования различных групп. Это должно достигаться через организацию форумов и диалогов между сторонами. Кроме того, скорее всего, потребуется работа с основными культурными силами для того, чтобы привить им установки на терпимость для избегания появления наиболее радикальных элементов.
Также у России есть шанс стать важнейшим культурным актором на глобальном уровне. Ценности и идеи, которые будут распространяться Россией, должны естественно выходить из ценностного и культурного основания российского общества, быть понятными собственному населению и другим странам, а также предлагать определенный ответ на существующие глобальные вызовы.