Студентократия

Oct 04, 2012 09:09



Я рад, что у меня есть возможность посмотреть на реальные шестеренки в механизме власти и политики. Конечно, такая возможность есть и у более авторитетных людей, но все эти политологи почему-то упускают из внимания тех, кто реально создает политику.

Речь о студентах. Да, моя гипотеза заключается в том, что политика в стране зависит в первую очередь от студентов, а уж потом от парламентариев, чиновников и т.п. Конечно речь не о том, что студенты каким-то образом контролируют г-на П. или хотя бы г-на М. Тем не менее, у студентов есть реальная власть, которая была им не совсем формально и не совсем честно делегирована.

Пример №1.
       Допустим, г-ну П. надоела оппозиция на улицах. Он поручает Министерству по Борьбе с Оппозицией принять меры. Министерство решило, что нужен план подавления оппозиции и поручает его разработку аналитическому центру, выделив 2 лимона отечественной валюты. Аналитический центр, черпая свои кадровые ресурсы в основном среди подрабатывающей студенческой массы, находит двух третьекурсников, которые жаждая сытного обеда, через четыре дня присылают готовый план на 600 стр. в аналитический центр. Тот, ознакомившись с первыми двумя страницами и выплатив немного деньжат нашим студентам, отсылает талмуд в Министерство. Оппозиция трепещет.

Почему работа поручается именно студентам? Они обладают тремя важнейшими для этой работы качествами (в порядке возрастания значимости):
  • сообразительность (мозги у студентов ведущих вузов присутствуют);
  • выносливость и легкая мобилизация (некоторые особи демонстрируют потрясающую способность совмещать дневную учебу и ночную работу; ну а диплом можно накатать за 72 часа перед дэдлайном без перерыва на сон и еду);
  • бедность и голод (не у всех родители миллионеры, а при виде стипендии плакать хочется).

Получая не более процента (!) от первоначальной суммы, студент все равно рад, так как никогда таких больших денег не видел так близко, а тем более в своем кошельке.

Пример №2

Допустим, студент на полставки устроился в партию К. А тут как раз выборы на носу, да еще и завтра пресс-конференция, на которой надо будет озвучить свою позицию по поводу сохранения лесных массивов. Такой позиции у партии пока нет, и груз падает на полставочника, у которого есть три часа, чтобы накатать проект, который можно будет завтра представить. Время три часа ночи, студент не паникует, потому что привык. Открывает сайт Экологической партии Бразилии, забивает текст о сохранении тропических лесов в онлайн-переводчик и вставляет в документ, потом заходит на страничку Экологического союза России и копирует все, что там есть, в последний час переставляя некоторые слова местами для избегания плагиата. На следующий день студенту поручают задание фальсифицировать интервью лидера партии в одну из газет. Выполнив это поручение, студент принимается за свое постоянное занятие - отвечать на комменты в постах ЖЖ (которые сами и написал) лидера партии. Вечером студент смотрит новости, где политолог рассказывает о продуманности партийной стратегии сохранения лесов, над которой должно быть работал целый коллектив экспертов.

У данной схемы вполне рациональные основания. Она крепкая, потому что довольными остаются все: заказчик, получающий вполне (на первый взгляд) достойный результат; подрядчик, получив деньжата и не приложив при этом никаких усилий; субподрядчик, получив свою порцию и без труда найдя подходящих исполнителей; студент, в конце концов, получив нереальные, по его мнению, деньги и почувствовав себя нужным.

Пример №3.

Государству срочно потребовалось создать систему электронной демократии путем голосования на сайте. Что делает министерство? Правильно, находит соответствующую организацию, у директора которой есть знакомый голодный студент-программист, а на новый самолет не хватает пары миллиончиков. Для студента предложение поступило в неудачный час - ему надо успеть сдать сессию и выполнить еще один заказ. Поэтому он обращается к другу-студенту, которому перепоручает задание за половину своего вознаграждения. В итоге этот друг-студент и разрабатывает компьютерный код для государственной программы.

Студенты становятся своеобразными гастарбайтерами интеллектуального труда. Заказчики действуют по логике работодателей на стройке: им не выгодно брать квалифицированного специалиста и платить ему полную сумму.

Пример №4.

Допустим, некий профессор в университете разработал методику анализа политических предпочтений населения. Чтобы ее опробовать, необходимо провести опрос среди достаточного количества народа. Но где взять тех, кто будет опрашивать? Да что тут думать - вон их сколько по коридорам университета шатается. В качестве награды за полевую работу студентам обещают автомат вместо экзамена. Идея вроде хорошая. Но студентам лень ходить по улицам и приставать к прохожим, а автомат все же хочется. И тогда они поступают вполне логично - фальсифицируют бланки. Но не просто случайными данными - так как опрос определял политические предпочтения, студенты решают в этих бланках отразить свой оппозиционный настрой. Итак, работы сданы, автоматы получены, результаты опубликованы, а через несколько дней в одной из западных газет выходит статья, в которой упоминается исследование, которое выявило крайне негативное отношение населения к власти. Так политические воззрения студентов превратились в общенациональные.

Как мы видим, верхом наивности было бы считать, что студенты подобны безвольным эксплуатируемым рабочим XIX века. Студенты - народ не только социально активный, хуже - они народ веселый и жаждущий приколов. Поэтому они способны не только придать порученным им заданиям нужный политический смысл, но и начать откровенно издеваться над заказчиком, к примеру, в начальных буквах каждого абзаца зашифровав свое имя или какое-нибудь нелестное высказывание о каком-нибудь политическом лидере. Все равно никто никогда тебя больше не найдет.

Эта конструктивная и деструктивная диверсия и составляет высшее проявление власти студентов. Но самый главный вывод не этот.

Все-таки стоит побеспокоиться о будущем страны, где грязную интеллектуальную работу выполняют студенты из-за желания некоторых посредников сэкономить. Мне почему-то хотелось бы, чтобы студенты учились, а ответственные задания государственной важности выполняли те, кто для этого создан - профессионалы.

Бодрийяр, Особый взгляд на мир, политика, постмодернизм, информационная революция

Previous post Next post
Up