Знакомство с винодельческим хозяйством Солнечная Долина, расположенным на южном побережье Крыма, имеет смысл начинать с того, что называется "терруар" - совокупность природных (почвенных, климатических), исторических и прочих факторов, которые во многом характеризуют то, какие вина производятся и могут производиться в данной местности.
Виноградники Солнечной Долины расположены в трех небольших долинах на мысе Меганом - Козской, Токлукской и Капсельской. Мыс Меганом - это одно из самых поздних обнажений дна древнего моря: гора Парсук-Кая (татарск. «Барсучья скала»), выраженная скала, нависающая над дорогой Судак-Щебетовка-Феодосия, это не что иное как древний коралловый риф, выросший на мелководье. Поднятие этой территории со дна и формирование как массива суши произошло в юрском периоде, в самый расцвет эпохи динозавров, примерно тогда же, когда из-под воды появились и холмы французского Шабли. Впрочем на этом сходство между этими регионами заканчивается и начинаются сплошные различия.
Зона виноградарства ограничена с севера хребтами Токлук-Сырт (крупнейший), Чалки и Эчки-Даг. На юге, в том месте, где находится самая выдвинутая в море точка, расположен горный массив Меганом. Таким образом, мы, фактически, находимся в желобе, протянувшемся на 10 километров с запада на восток и имеющем в ширину не более 5-6 километров. И именно этот факт является принципиально ключевым для понимания местной специфики.
Именно эти не слишком высокие гряды принципиально определяют климат этой местности, создавая ярко выраженную микрозону, совершенно отличную от всех соседей: сильные восточные и западные ветра и постоянные восходящие теплые воздушные потоки приводят к тому, что здесь выпадает чрезвычайно малое количество осадков. Так, например, за прошлый год метеорологи смогли насчитать не более 270 миллиметров осадков (при том, что "нижней границей комфортности для винограда считаются 350-400 миллиметров). А так называемых "продуктивных дождей", то есть дождей, дающих влагу, которая не успевает высохнуть полностью через несколько минут после окончания дождя и того меньше. Это означает, что в условиях Солнечной Долины виноград растет постоянно в режиме определенного гидростресса.
"Эка невидаль", - скажете вы, - "в тех же Чили с Аргентиной многие виноградники нуждаются в дополнительном орошении, кинуть 'капельку' да и нет проблемы". И тут вступает в действие второй принципиальный момент - те немногочисленные озера, единственные природные хранилища воды, которые теоретически можно было бы использовать для полива, сильно засолены - содержание соли в некоторых из них достигает 0.8-1 грамма на литр воды (что, как вы понимаете, неприемлемо много). Попытки нащупать полноценную подземную водную жилу здесь пока не приводят к успеху - дебит большинства из пробуренных скважин принципиально недостаточен для полива виноградников и едва-едва удовлетворяет потребности винодельни в рабочей воде. Поэтому полив виноградников даже там, где установлены капельные системы, может быть осуществлен только очень минимально, по самой крайней необходимости.
Третьим ключевым моментом в понимании терруара Солнечной Долины является ландшафтно-температурный аспект. Отсутствие прохладных течений в Черном море приводит к тому, что вода у побережья прогревается до невозможно высоких 24-25 градусов по Цельсию и держится на таком уровне практически весь период созревания винограда (август-сентябрь). Высшие точки мыса Меганом имеют «рост» около 350 метров на юге и до 498 метров на севере, но поскольку мы находимся в долине, в «желобе», то самые высокие посадки не забираются выше 250 метров. Это приводит к очень маленьким разницам в дневных и ночных температурах: во время моего пребывания в хозяйстве дневные температуры держались на уровне +34-+36 градусов, а ночные снижались лишь до +26-+28 градусов. В таких условиях все процессы в виноградной ягоде протекают стремительно: накопление сахаров идет чрезвычайно интенсивно и так же резко и быстро идет падение кислотности. В итоге крайне сложно довести виноград до состояния полной фенольной и ароматической зрелости - попытка дождаться полного "созревания косточки" приводит к параметрам винограда на уровне потенциального алкоголя в 15-15.5 градусов и титруемой кислотности ниже 4.5-5 граммов на литр.
Ситуацию не слишком упрощают и местные почвы - это плотные тяжелые глины и суглинки с большим количеством камней разного размера. Глина - это материал который считается одним из самых "холодных" для винограда, который сравнительно неплохо удерживает ту минимальную влагу, которая на нее попадает, особенно при соответствующей агротехнике.
И вот об агротехнике нам придется сказать пару слов особо. Работа на виноградниках - это нигде не «булка с маслом», но в Солнечной Долине - это нечто совершенно особое. Тяжелые глинистые почвы с большим количеством разноразмерного каменного материала весьма подвижны и легко смываются немногочисленными ливневыми дождями, что существенно препятствует образованию плодородного слоя. Смытые почвы при высыхании уплотняются до консистенции высохшего бетона. В то же время малое количество влаги не позволяет держать почву на виноградниках под задернением, необходимо постоянно поддерживать поверхность почвы в культивированном состоянии.
Для этого требуется специальная техника - те культиваторы, что используются на более легких почвах не выдерживают - ломаются. Поэтому виноградарям Солнечной Долины пришлось разработать собственное «ноу-хау» на держатели культиватора наваривается пахотный «клык», который представляет собой кусок железнодорожного рельса (!!!). Но и его хватает ненадолго - при первой культивации в сезоне рельс полностью стирается после обработки 10-12 гектаров виноградников.
Таким образом зона Солнечной Долины - это желоб между горными хребтами, без воды, с огромным количеством солнца, высокими температурами без перепадов, на тяжелейших каменистых глинах. Что удается делать в таких условиях и как именно это удается - в дальнейших материалах. «Оставайтесь с нами!» (с)