Оборона Моншау. Часть 5

Feb 17, 2020 03:17

Наступление немцев
Встреча началась с артиллерийской подготовки в 5-35. Немцы сначала ударили по самому южному краю американской обороны в районе Моншау. Обстрелу подверглись позиции роты «C» в том числе и командного пункта эскадрона практически в самом Моншау. Тем самым была разрушена ходившая среди американских солдат легенда о том, что немцы по Моншау стрелять не будут - якобы такой приказ отдал фельдмаршал Модель, любивший отдыхать в этих местах, популярных у туристов. Разумеется, основному обстрелу подверглась только самая окраина города - вдоль Эшбахштрассе, но снаряды падали и в центре города, в частности, как минимум один снаряд упал около отеля «Хорхем».

Как только немцы сочли позиции роты «С» достаточно обработанными артиллерией, огонь был перенесен  ближе к центру участка и севернее Моншау. В 6-00 начался обстрел позиций рот «B» и «F» располагавшиеся за железной дорогой и ближе к подножию Мютценихских высот.  Здесь огонь был особенно сильным, так как немцы расчищали себе проход вдоль дороги и рота «F» пострадала очень сильно.

В 6-00 грохот артиллерийской подготовки стоял уже по всему участку фронта. Командир 62-го артбатальона подполковник Дуглас Беннет отметил, что в расположении части разорвалось  около полусотни вражеских снарядов. Поскольку позиции артиллеристов за обратными скатами Мюнценихских высот противнику видны не были и вести огонь приходилось по карте, больших потер 62-му артбатальону удалось избежать - один убитый и двое раненых. Осколками посекло много машин, но относительно серьезно пострадал только один «прист» - его восстановили своими силами через несколько часов.

Сразу после немецкой артподготовки Беннет кинулся на командный пункт  102-й кавгруппы. С высот ему было видно, что артиллерийская подготовка велась по всему фронту V и VII армейских корпусов, а в зоне ответственности батальона главные усилия немцев были сосредоточены на южном участке, то есть в непосредственно у Моншау. Прибыв на КП 102-й кавгруппы Беннет застал там командира V армейского корпуса генерала Джероу. Сам командир корпуса и руководил отражением атаки на Моншау. С офицерами ближайших частей Джероу провел короткое совещание в ходе которого, помимо прочего, было приказано навинтить на артиллерийские снаряды новые взрыватели - T80E6. Это так называемые радиовзрыватели, запрограммированные взрываться на определенной высоте по  сигналу о достижении этой высоты при падении. Взрыватели эти были на европейском фронте еще новинкой, а в сухопутных сражениях их применяли едва ли не впервые.

В тот самый момент, когда командир батальона отбыл на командный пункт соседей, с позиций батальона в заранее назначенные сектора заспешили машины передовых наблюдателей. Это было необходимо и потому, что некоторые посты передовых артиллерийских наблюдателей пострадали при артиллерийской подготовке немцев. Обычно такой пост состоял из бронетранспортера и джипа и были подвижными и защищенными. Как минимум один передвижной пункт передовых наблюдателей был поврежден при артподготовке - снаряд разбил джип и два наблюдателя были ранены осколками. Начали выдвигаться и сами самоходки. Им предстояло выдвигаться южнее и восточнее, чтобы подпереть позиции 38-го эскадрона  действовать по его запросам.

Одновременно на сцене появилось новое действующее лицо - 1-й батальон, 751-го полка, 326-й фольксгренадерской дивизии. Немцы появились в лучах искусственного лунного света - так американцы назвали отсвет от прожекторов, направленных на низкие облака. Четыре прожектора осветили всю долину от Моншау до Концена.

Немцы начали атаку в том месте, где к американским позициям можно было подобраться ближе - вдоль берега Рура. Немецкие гренадеры выскочили из леса и сразу оказались перед позициями роты «С», усиленной одним взводом из роты «E». Цель немцев была простая - двигаясь от деревни Менцерат к Моншау, пехота еще могла как-то просочиться через лес, но техника могла двигаться только по дороге. Именно перекресток дорог ведущих от Менцерата к Моншау и дороги вдоль берега Рура немцы и атаковали.
Рота «С» 38-го разведывательного эскадрона к тому времени была усилена не только минометами, но и танковым взводом. Причем, первая атака пришлось именно на танки. Это было серьезной ошибкой. Танки были выдвинуты на позиции между домами и вели огонь, подпуская цепи атакующих на небольшое расстояние. Никаких «Шерманов» 102-й кавгруппе не полагалось, так что это были легкие «Стюарты», отбивавшиеся от наседавшего противника в основном пулеметами.

Сейчас лес практически подступает к перекрестку, тогда между перекрестком и лесом было небольшое расстояние. На этой небольшой площадке между тремя сходящимися дорогами огонь обороняющихся прижал к земле всех атакующих. Откатившись к опушке леса, немцы атаковали снова. И опять они были встречены огнем пулеметов и минометов. Танкисты снимали пулеметы с танков и прыгали в окопы пехоты, поливая атакующих немцев огнем оттуда.

На самом крайнем, ближнем к реке участке обороны немецкая атака была сорвана. Оставшиеся в живых немцы отползали в лес, но и там не было спасения, ибо по лесу ударили гаубицы 62-го артбата. Только после того, как гаубицы перенесли огонь на другой участок, немцам удалось закрепиться на опушке леса и выставить снайперов, которые вели огонь по американским позициям весь день, но это уже была не атака.
Кстати, примерно такая же картина была и на другом берегу реки, то есть уже не в Моншау, а в Хофене. Там с немецкой стороны действовал уже не 751-й, а 753-й пехотный полк, а на первой линии немцам противостоял 3-й батальон, 395-го пехотного полка под командованием подполковника МакКлернанда Батлера. Пехотинцев подпирал 612-й батальон истребителей танков, но это были уже не самоходные орудия М-10 и М-36, как севернее, а буксируемые трехдюймовки. Зато за позициями стоял 96-й батальон полевой артиллерии на самоходных «Пристах». При первой атаке немцам удалось добежать до первых домов. Отстреливаться от атакующих, пришлось с такого расстояния, что тела их падали уже в окопы. В первую атаку немцы в Хофене двинули четыре роты - две в первом эшелоне и две во втором, но до окопов добежали только первые две, да там и остались. Две роты второго эшелона были отброшены огнем гаубичного батальона. Бой длился  до 7-45, когда немцы прекратили попытки атаковать, после чего американца приступили к зачистке деревенских дворов Хофена от проникших в них немцев. Точное число убитых в первой атаке немцев уточнить невозможно. По разным данным их число колеблется от семидесяти до двухсот. Собственные потери обороняющихся были мизерными - четверо убитых, семь раненых и четверо пропавших без вести.
Previous post Next post
Up