Дмитрий Яценко знает, что между рассветом на Ибице и упражнениями на резиновом коврике есть связь
В детстве у меня случались моменты безусловной радости, спокойствия, ощущения наполненности жизни и правильности происходящего. Это было не праздничное предвкушение с хлопушками и конфетами, не нервное состояние, как бывает на Южном вокзале, - а нечто тихое, обыденное.
Например, после тренировки я покупал в хлебном ароматную, еще теплую "плетенку", а в молочном - пакет молока. И съедал и выпивал это все немедленно, на пути к дому. И это было - оно. Мягкий белый хлеб и холодное молоко. Или хорошо было ранним летним утром выезжать на велосипеде - город еще спит, а я еду. Или бежать с песчаного обрыва, растопырив руки. Или клеить самолет. За окном непроглядная ночь, мороз - а у меня тихо, настольная лампа и я клею.
На английском языке звучание этих моментов переводилось бы как "well-being", "grounded", "content". Но с течением времени у меня в жизни появлялось все больше проблем и беспокойств, для устранения которых свежей плетенки было явно не достаточно. В поисках этого well-being подросшие дети отправляются в опасные походы, покоряют вершины, прыгают с парашютом, покупают дорогие вещи и носятся по ночному городу с громкой музыкой. В какой-то момент за этими занятиями, чуть поодаль от адреналина и драйва, вырисовывается иногда и оно, искомое: тихое, безэмоциональное content (то есть удовлетворенность, необходимая насыщенность без пресыщения). Мне было трудно представить, что общего можно обнаружить между рассветом на Ибице и задираниями ног на резиновом коврике - но общее нашлось очень быстро. И называется оно "успокоение ума".
Если посмотреть на все те ранние, сильные моменты устойчивого, основательного счастья - плетенка с молоком после тренировки, пластмассовый "мессершмит", свежий воздух и ветер в ушах, то можно рассмотреть некий общий знаменатель, объединяющий еду, кропотливую работу с мелкими деталями, чувство скорости и полета, глубокий вдох свежего морского воздуха, момент зависания над тортом, утыканном свечками. Ум в этот момент замирает и занят настоящим, вместе с нами. Качество жизни потому автоматически повышается - реальность настолько самодостаточна, настолько интегрирована в нас, что не остается места для вечных фоновых "шумов", отсылающих то в прошлое, то в будущее: "как можно было бы…", "а вот если бы…" "а вот вчера…" "не хочу думать о завтра…". Ум в этот момент замирает и занят настоящим, вместе с нами. Тело и ум связаны теснейшим образом. И, работая с телом, растягивая и потягивая его особым образом, снимая мышечные блоки и зажимы, разрабатывая суставы и сухожилия, тренируясь сохранять равновесие и дышать в перевернутых и непривычных положениях - мы, по сути, растягиваем и потягиваем всю окружающую реальность, обнаруживая даже в зале для занятий с пыльной улицей за окном моменты этого "well-being". Получается такой себе союз тела, души и окружающей действительности. Тело - может, душа - спокойна, окружающая действительность - не раздражает.
Практика йоги, сопровождаемая правильным дыханием, соединяющим тело и ум, делает дорогу к well-being куда более короткой и здоровой, чем если бы идти классическим путем погони за яркими эмоциями и удовольствиями. Но успокоение ума - это лишь начало йоги. За всеми этими хитроумными сплетениями рук и ног, стояниями на голове и сложными дыхательными упражнениями стоит цель - подготовить тело к длительной медитации. Именно этим сейчас пренебрегают во многих современных йога-студиях, делая упор на растяжку, на крепкое спортивное тело и, в лучшем случае, - на стрессоустойчивость. Йога-студиям нужно окупаться, делать занятия интересными - а кому может быть интересно сидеть без движения и тупо смотреть в одну точку перед собой, пытаясь постичь свой ум, в то время как горит работа, приходят из школы дети и космические корабли бороздят все что можно?.. Потому коммерчески оформленная, "модульная" йога не всегда работает и люди пожимают плечами: "мол, занимаюсь-занимаюсь, а ничего особенного …" Но оно есть, оно внутри, просто нужно его распознать. Потому, когда вы переходите к физической практике йоги, ориентируйтесь на эффект от занятий, выраженный не в глубокой мышечной боли в неожиданных местах, а в изменениях ваших отношений с людьми и окружающим миром далеко за пределами зала для занятий. Насколько безусловным и близким становится ваше well-being.
Колонка на lady.tsn.ua