Наконец настал и на моей улице "праздник"! Случилось так, что живу я в 2 шагах от МГТУ ГА и хожу мимо главного корпуса достаточно часто. Проходя мимо, каждый раз хотелось заглянуть туда, походить по классам, посмотреть как и чему учат, посмотреть тренажеры, узнать, насколько там все соответствует современным нормам образования и стандартам в авиации.
И вот, 8 февраля, мне, да и многим другим, любителям авиации, предоставилась прекрасная возможность, познакомиться с университетом изнутри!
Нам удалось увидеть чуть больше чем ВСЕ! Начиная от музея университета, учебных классов и студенческой столовой, заканчивая современными авиа-тренажерами, уникальными разработками и запуском двигателей Ил-86. Итак, вперед!
Весь субботний день мы провели в стенах университета, с 9 утра и до 6 вечера. Фотографий очень много, поэтому, я решил разбить пост на 2 части. В этой части, вы увидите университет изнутри, побываем в его аудиториях и учебных классах, а во второй части, переместимся на тренировочную базу (УАТЦ) в Шереметьево.
Итак, первым делом мы посетили музей МГТУ ГА. Нас радушно встретила, хранитель музея, Галина Евгеньевна. Ее, кажется, нисколько не испугало такое количество людей и безудержные срабатывания затворов фотокамер :) Галина Евгеньевна, рассказала историю создания Музея и университета в целом. Но, дослушать ее интереснейший рассказ, нам, к сожалению, не удалось, план нашего мероприятия был плотно расписан, буквально по минутам:
1.
Музей собирался буквально по крупицам, что-то приносили студенты, что-то выискивали сами хранители, кто-то приносил свои личные вещи, некоторые экспонаты приобретались на выделенные руководством университета средства. И ведь тем интересней, с миру по нитке, как говорится :)
2.
Пока мы находились в учебных корпусах университета все это время, наc сопровождали студенты или даже курсанты университета. Сюда приезжает учиться молодежь со всех уголков нашей Родины и большая часть туда же и возвращается, после окончания университета:
3.
Следующее наше знакомство, после Галины Евгеньевны, состоялось с Борисом Петровичем - ректором МГТУ ГА. Все заслуги, регалии и должности этого человека я перечислять не буду, об этом сами можете узнать
тут. Скажу лишь одно, есть в его истории и связь с Аэрофлотом, в виде экс-должности заместителя генерального директора авиакомпании! Сам Борис Петрович, из тех людей, глядя на которых, внутренне и душевно можешь быть спокоен - тут все под контролем, беспокоиться не о чем!
Ну а мы пока не расстаемся, и еще увидимся, ибо Борис Петрович, был с нами на протяжении всей нашей экскурсии, до самого конца, что признаться, было очень приятно:
4.
А теперь давайте пробежимся по экспонатам музея. Тут собрана большая коллекция моделей самолетов, начиная с самых первых экземпляров летательных аппаратов, заканчивая современными пассажирскими лайнерами и грузовыми самолетами. Вот несколько из них.
"Ты помнишь как все начиналось, Все было впервые и вновь..."
5.
Никогда не задавались таким вопросом? А вот задайтесь!
6.
Музей МГТУ ГА ценен и тем, что тут имеются подлинные документы, хранящие в себе историю. Летное удостоверение летчика, например:
7.
Вот и любимец публики, Ил-96-300 "Аэрофлот" с бортовым RA-96005. К сожалению, руководство Аэрофлота приняло решение о выводе из своего парка, Ил-96. Всего у Аэрофлота 6 таких машин. Хочется верить, что они не будут распилены, а будут кому-нибудь проданы. По неподтвержденным данным, сейчас ведутся переговоры с руководством Аэрофлота и если удастся достичь договоренностей, то один из бортов получит новую прописку в УАТЦ (учебный авиационно-технический центр) университета.
8.
Многие его ругаю, но у кого нет детских болезней?!
9.
Модель самолета Airbus A330, как все мы знаем - широкофюзеляжный пассажирский самолёт, предназначенный для средних и дальних дистанций, оснащённый двумя турбовентиляторными двигателями.
10.
Про этого гиганта думаю все знают?! Если кто не знает -
смотрите :)
11.
В Музее хранятся всякого рода грамоты, награды и благодарности, врученные когда-либо университету.
Кто китайский знает?
12.
Тут собственно все и так понятно:
13.
Мы находились в МГТУ ГА в субботу, но как видите, даже выходной день, учебный процесс не прерывается! Очевидно, у ребят была перемена и где-то неподалеку бесплатный Wi-Fi. Все в телефонах, только один за голову хватается, видимо не подготовился к занятиям:
14.
Во время нашего пребывания в главном корпусе, познакомились с ребятами, расспросили их про учебу. Как им учится, как живется. Говорят, что все очень нравится! Прям удивительно. Но, на самом деле, ничего удивительного... университет гражданской авиации это вам не политехнический университет.
Студенты, в свою очередь расспросили нас, как работается в области авиации. Андрей, с удовольствием рассказал, о своем каторжном труде в компании Boeing. Обмениваемся контактами и переезжаем в следующие учебные корпуса, там нас ждет много интересного!
15.
1 и 2 учебный корпус находится в 15-20 минутах неспешной ходьбы (ул. Пулковская, 6) от главного корпуса. По прибытии, нас первым делом разбили по группам и направили по разным объектам нашей экскурсии. Для нашей группы, первой точкой стал "Центр профессиональной подготовки, специалистов в области обеспечения транспортной безопасности на объектах воздушного транспорта". Это класс, где повышают свою квалификацию сотрудники САБ:
16.
Тут представлены результаты человеческой фантазии и все это, пытались пронести на борт самолета! Зачем в салоне видеомагнитофон, шуруповерт или диск от циркулярной пилы?!
17.
Или вот еще - убийственный роман:
18.
Далее, нам показали класс, где расположен имитатор рентгеновской установки - "OTS STI Security Training" или так называемый интроскоп. Каждый из нас сталкивался с ним при входе в здание аэропорта. В этом классе обучают тому, как правильно распознать и идентифицировать объекты, находящиеся внутри багажа и дать им оценку:
19.
Сотруднику САБ дается на принятие решения, пропустить чемодан или отправить на дополнительное обследование, в случае обнаружения подозрительных вещей, всего 11 секунд! И при этом, ничего нельзя упустить, иначе... в общем, сами прекрасно знаете.
20.
Нам предоставили возможность на несколько минут стать оператором интроскопа. Ситуация следующая, на ленте чемодан, в котором необходимо обнаружить 3 ручки и одну взрывчатку, на все про все 30 секунд. За отведенное мне время я нашел только одну ручку, а все остальное поехало бы дальше. Итак, у меня было 30 секунд и я уже конкретно знал, что искать, но нашел лишь часть. У сотрудника САБа на все это 11 секунд и "ищи то, не понятно что, там, не понятно где". В общем, очень ответственная работа:
21.
Поскольку времени было в обрез, рассказ об университете не прекращался даже в коридорах, пока мы перемещались в следующую точку нашего маршрута:
22.
А следующей точкой нашего маршрута был, скажем так: "Отдел перспективных разработок" :) При первом взгляде, комната напоминает логово сисадминов. На самом деле это практически так, поскольку, тут уже реальность начинает сливаться с виртуальностью:
23.
Итак, первое что нам продемонстрировали это виртуальные очки, благодаря которым можно моделировать различного рода ситуации и изучать их, что называется, со всех сторон.
flyberry_msk, что видишь?
24.
А вот и пример, смотрим на экран.
relax_action через очки видит комнату такой, какая она есть, но дополнительным, виртуальным слоем, она так же видит Ил-96, которого реально, как вы понимаете, в этой комнате нет. И далее, передвигаясь по помещению, Юля может подойти к нему ближе или удалиться, посмотреть сверху или заглянуть снизу, что Юля и делает. Это конеш фантастика!
25.
А это не менее гениальная и можно даже сказать уникальная(!) разработка университета, такой больше нет на всем земном шаре! Очки дополнительной реальности. Суть их заключается в следующем. Вы та же видите все вокруг себя как и обычно, но в стеклах имеются дополнительно встроенные полупрозрачные мониторы на которые выводится информация от нескольких инфракрасных камер (будут монтироваться на носу самолета), которые показывают реальный мир, независимо от того, какие погодные условия за бортом. Т.е., в перспективе, теоретически, взлетать, лететь и сажать самолет в этих очках можно будет и при 0-й видимости Конечно, сам по себе, самолет летать умеет уже давно, но только на автопилоте.
26.
27.
Либо, на экран очков может выводится вот такой тоннель, через который вам необходимо провести самолет, чтобы зайти на посадку. Сам тоннель естественно привязывается и строится на основе реальных координат. В общем, я признаться честно, был очень удивлен. Даже не думал, что у наших ВУЗов могут быть такие технологии, да еще и собственные, уникальные, не имеющие аналогов в мире:
28.
Ну а мы движемся дальше и попадаем прямо в "Научно-Образовательный Тренажерный Центр". В этом центре имеется несколько разновидностей тренажеров, а именно:
Авиационный тренажер для обучения техническому обслуживанию самолетов Airbus-A320 (Airbus Competence Training (A.C.T.) и Airbis-A330 (Maintence Trainig Device (M.T.D.). К ним мы еще вернемся:
29.
И второй тип, это Touch Screen Trainer (T.S.T) или авиационный тренажер для полноразмерной имитации кабины экипажа самолетов A320 и A330:
30.
Все как в реальности:
31.
Перед вылетом, необходимо внести все данные по полету в бортовой компьютер FMC (Flight Management Computer). Вводим:
32.
Перед запуском тестируем все системы:
33.
Обратите внимание на 2 верхних экрана. В реальной кабине их нет. На этих мониторах отображаются данные о всех протекающих в данный момент в самолете процессах. Например, в каком положении находятся заслонки, из какого бака, куда и как движется топливо и т.д. Это для облегчения понимания проистекающих процессов:
34.
А это, как все мы знаем, штурвал так называемый side-stick или джойстик, в простонародье. В общем, как руль в машине, что тут говорить?! Красная кнопка это не для запуска ракет, этой кнопкой передается управление от капитана к второму пилоту и наоборот. 2 человека одним самолетом одновременно управлять не могут, так ведь?!
35.
Ждем окончания тестирования и запуск двигателей:
36.
А теперь можно лететь. Роль второго пилота досталась
dron_sd:
37.
Это аналогичный Touch Screen Trainer самолета Airbus A330:
38.
Возвращаемся к первому тренажеру. Тут мы знакомимся с Машониным Олегом Федоровичем, заведующим кафедрой учебного-тренажерного центра и по совместительству проректором МГТУ ГА. Олег Федорович рассказал и показал нам возможности системы Airbus Competence Training (A.C.T.)
Этот тренажер предназначен для обучения обслуживающего персонала. С его помощью, вы можете заглянуть во все уголки самолета, открыть каждую дверцу и заглянуть под каждый лючок, причем не только внутри, но и снаружи. При помощи этого тренажера можно смоделировать любую ситуацию с поломкой, найти неисправность и сделать виртуальный ремонт. Для обучения и повышения навыков, в МГТУ ГА периодически направляют своих специалистов АК Аэрофлот и S7. Они имеют такие же тренажеры в своей базе, однако, только МГТУ ГА, по договору с Lufthansa всегда имеет последние актуальные обновления:
39.
Передвигаемся далее и попадаем в класс подготовки авиадебоширов авиадиспетчеров. Класс рассчитан на 12 мест и оснащен самым последним оборудованием, которое в скором времени (очень в это хочется верить) должно появиться и в МЦ АУВД. А пока, диспетчера все так же работают на давно устаревшем оборудовании "Теркас". Но не будем о грустном!
40.
Это рабочий экран диспетчера, то, что он видит перед собой целую смену. Так сразу и не поймешь, что к чему, правда? Красные зоны на карте, это зоны запрета, куда залетать нельзя, Рублевка, Москва и военные объекты. Треугольники с набором букв это приводы, установленные на земле, по которым летит самолет, каждый из них имеет свое имя:
41.
Воздушное пространство хоть и ничем не ограничено, но летают там так же по воздушным трассам, лететь там где вздумается не получится:
42.
На этом тренажере мы видим смоделированный вид из вышки аэропорта Шереметьево. На тренажере можно установить любые погодные условия, выбрать время суток, сезон и прочие погодные явления, благодаря чему, можно отрабатывать различного рода ситуации:
43.
Преподаватель кафедры УВД и по совместительству, действующий авиадиспетчер что-то нам показывает и объясняет:
44.
Вот и пожалуйста, смоделировали ситуацию - корова на полосе! А ведь в Шереметьево такой случай реально был:
45.
Данный класс поделен на 2 комнаты. В первой находятся студенты, курсанты (по легенде - диспетчера), а во второй, за стенкой, находятся преподаватели или действующие диспетчера (по легенде - пилоты самолетов), которые общаются между собой, так же, как это происходит в реальности:
46.
Специально для нас провели мастер-класс, показывающий процесс общения диспетчера и пилота. В роли диспетчера - студент 4 курса, который в этом году оканчивает обучение, в роли диспетчера - действующий диспетчер МЦ АУВД, любезно согласившийся прибыть сюда, после ночной смены. За что ему спасибо! И я специально для вас, решил заснять этот момент, это интересно. Смотрим видео чуть ниже
47.
Click to view
На этом экране мы видим погоду по аэропорту Внуково (код UUWW) в кодировке
METAR (METeorological Aerodrome Report) и чуть ниже, информация о самолетах, которые сейчас находятся на контроле у данного диспетчера:
48.
Как я говорил, тренажеры позволяют моделировать абсолютно любые ситуации. Вот еще одна, Boeing 737 (на всякий случай: Все названия и события являются вымышленными, а совпадения с реальными авиакомпаниями - случайны) заходит на посадку с одним горящим двигателем. Могу сказать, что все закончилось хорошо:
49.
На этом, наша экскурсия по МГТУ ГА окончена и мы передвигаемся на учебную базу университета УАТЦ (учебный авиационно-технический центр) в Шереметьево! Там нас ждут Ил-76, Ту-154 и Ил-86!
50.
Но, перед этим... вкусный обед в студенческой столовой. Марина говорит, что ей тоже все понравилось. Значит не соврал!)
51.
На этом, экскурсия по учебным корпусам университета завершена, отправляемся в авиационно-технический центр университета. Там нас ждут Ил-86, Ил-76 и Ту-154, но об этом во второй части.
Будет интересно! ;)
Часть II - "В гостях у МГТУ ГА. Экскурсия по Ил-86 и запуск двигателей"
Я в
Instagram, в
Твиттере