Если вы уже читали
первую часть, то наверняка помните, где и как обучаются студенты МГТУ ГА, какой тренажерной и научной базой обладает университет и как происходит сам процесс обучения. Во второй части, как и было обещано, мы посетим УАТЦ (учебный авиационно-технический центр) университета, вы увидите полную экскурсию по Ил-86, услышите звук его двигателей и ненадолго заглянем в легенду гражданской авиации СССР - Ту-154!
В этот раз больше фотографий чем текста и еще несколько видео! :)
Итак, сам УАТЦ расположен аккурат напротив терминала "А" аэропорта Шереметьево. На территории УАТЦ расположен учебный корпус, учебные радиолокационные станции и главная цель нашей экскурсии - самолеты Ил-86 (2 шт.), Ил-76 и Ту-154.
По приезду в центр, нас собрали в одной из аудиторий и ознакомили под роспись с правилами техники безопасности пребывания на площадке, поскольку это объект повышенной опасности и будет производится запуск двигателей.
Вид из той самой аудитории на учебные РЛС:
2.
Сразу после ознакомления с правилами ТБ мы отправились на площадку. И первым из за-за угла появился тот самый "рояль в кустах" с инвентаризационным бортовым номеров RA-86003:
3.
Чтобы добраться до самолетов осталась самая малость:
4.
Итак, встречайте, первый Ил-86 с бортовым RA-86003. Четырехмоторный широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний средней протяженности, спроектированный в КБ Илюшин. Насколько мне известно, данный борт никогда не летал с пассажирами и был предназначен для испытаний и показательных выступлений. № 348 на боку самолета это сохранившийся порядковый номер на одном из авиа шоу, где он выставлялся. Кто-нибудь знает, какой авиасалон и в каком году? Лично я Википедия говорит что это было в 1977 году в Париже:
5.
Как и говорил, помимо Ил-86 нас ждал могучий Ил-76:
6.
И элегантный Ту-154:
7.
Ил-76. Военно-транспортный самолет, совершил свой первый полет в 1971 году. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения:
8.
Но, вернемся к нашей главной цели. Потребность в таком самолете как Ил-86 возникла в СССР в 1967 году, когда Аэрофлоту, в связи с возросшим пассажиропотоком потребовался новый самолет, вмещающий в себя 250-350 мест. 13 октября 1967 года Советом Министров СССР было принято Постановление о разработке такого самолета.:
9.
Самолет выпускался серийно с 1979 по 1997 годы на авиационном заводе в Воронеже. Всего было построено 106 самолетов:
10.
Специально для Ил-86 на Куйбышевском моторном заводе был разработан турбореактивный двухконтурный двигатель НК-86 с тягой в 13 000 кгс (килограмм-сила).
11.
Рядом с живой легендой пассажирских авиа перевозок СССР - Ту-154:
12.
В конце сентября 1978 года были завершены заводские испытания, после чего приступили к сертификационным испытаниям, которые завершились в 1980 году. 26 декабря 1980 года Ил-86 выполнил первый регулярный рейс по маршруту Москва - Ташкент:
13.
Усы, лапы... главное хвост!
14.
Специально разработанный двигатель в последствии явился главной причиной преждевременного вывода Ил-86 из эксплуатации, Он имел большой расход топлива, не соответствовал нормам по шуму и обеспечивал малую тяговооружённость самолёта - из-за вялого разбега и отрыва существует шутка, что "Ил-86 взлетает благодаря кривизне планеты".
15.
К двигателю в то время был ряд вопросов, в том числе и склонность к перегреву, в жаркую погоду. Случались случаи, когда при взлёте в сильную жару срабатывали регуляторы температуры и начинали срезку топлива для снижения температуры газов турбиной или вовсе отключали двигатель, из-за чего приходилось прекращать взлёт.
В связи с этим в 80-х, 90-х годах рассматривались проекты по созданию более вместительных Ил-86В (450 пассажиров) и Ил-86Д (330 пассажиров), с увеличенной дальностью полета (4 000 км и 9 000 км соответственно), на которых предполагалось установить более мощные английские двигатели марки Rolls-Roys RB211-22В или высокоэкономичные CFM56-5C-2. Но, ни один из этих проектов так и не был реализован, разве что Ил-86Д стал основой для создания всем известного самолета Ил-96-300.
16.
А теперь, от сухих цифр перейдем к более интересному. Фотографии фотографиями, но, лучше как говорится один раз увидеть! Только звук динамиков прикрутите перед просмотром... или не прикручивайте, если хотите услышать такой же звук, как слышали его мы, только потом не жалуйтесь :)
Click to view
После остановки двигателей в ушах еще долго звенело, свистело и завывало. Я подкрался сзади и снял такую вот красоту! Жалко рука немного дрогнула и фото слегка смазалось, но в целом ОК:
17.
Теперь отправляемся на борт Ил-86. Вход осуществляется через нижнюю палубу самолета. Поднявшись, вы попадаете вот в такое помещение, где раньше, вас с улыбкой встретил бы бортпроводник и предложил подняться по лестнице на второй этаж. Тут также имеются небольшие багажные отделения для вашего багажа:
18.
Поднимаясь по лестнице вверх мы сразу же попадаем сюда...
Конечно в СССР слова "фантазия" и "дизайн" отсутствовали, как таковые, но... как можно было создать такое серое уныние?! Красивый самолет и удобный салон получился, но неужели нельзя было добавить красок внутри?! Я не знаю историю этого борта, но, возможно, он летал без пассажиров, поэтому может и решили с оформлением салона не заморачиваться:
19.
Продукты питания загружались на борт через первый этаж. Но, как поднять продукты с первого этажа на второй, к пассажирам?! Правильно - на лифте! А еще лучше - на двух! Да-да, в это самолете имеется 2 лифта и они до сих пор функционируют так же, как и все в этом самолете. Мы на нем даже покатались:
20.
Под передней кухней и кабиной пилотов расположено багажное отделение. Далее, маленькая дверь справа ведет в технический отдел, где расположено основное оборудование самолета, автопилот и пр.:
21.
Что находится тут, непонятно, подсказывайте, кто знает!
22.
Тут же, на полу, очевидно, противопожарная система самолета:
23.
Далее возвращаемся на второй этаж и снова кухня:
24.
И снова, через серость и уныние, продвигаемся все ближе к цели. Хотя в жизни салон все же выглядит веселее:
25.
И наконец, мы добрались до святая святых - кабины пилотов. Тут достаточно просторно не смотря на то, что состав экипажа предполагался в размере 3-4 человеква:
26.
По правую сторону, при входе рабочее место бортинженера:
27.
Тут всякого рода приборов не меньше, чем у пилотов, а некоторые я так понимаю дублируются:
28.
Какие-то частоты, амперы или что это?
28.
Тут пояснять нечего:
29.
Наверняка, у вас, как и у меня, глядя на эту фотографию сразу же возникает вопрос: "Как все это запомнить?"
30.
31.
И за всем этим делом нужно успевать следить:
32.
Такой у пилотов Ил-86 "офис":
33.
Дальше не все приборы знаю, поэтому подсказывайте:
34.
35.
36.
Кстати говоря, мало кто знает, но в 1981 году на Ил-86 было установлено 18 мировых рекордов скорости в полёте по замкнутому маршруту с нагрузкой от 35 до 80 тонн:
37.
38.
Судя по всему автопилот?:
39.
Предшественник современного FMC (flight management computer) :
40.
41.
42.
Сплошная механика:
43.
Ну как ту не сфотографироваться:
44.
Check-in в кокпите Ил-86.
relax_action, спасибо за фото:
45.
РУДы это как педаль газа, в автомобиле:
46.
air_raser ты ли это?
47.
Покидаем кабину и движемся дальше. В хвостовой части самолета расположены... нет-нет, это не камеры хранения и не раздевалка, это 6 туалетов:
48.
Очень отрадно за то, что хоть это и не современная техника, но содержится она очень хорошо! Все поддерживается в должном состоянии и при определенной подготовке все самолеты смогут еще подняться в воздух, хотя это уже вряд ли произойдет.
49.
А это один из бортовых самописцев. Всего их 2. Один ведет запись разговора/радиоэфира (последние 30 минут), второй регистрирует все показатели самолета во время полета. Если правильно помню, записывает показатели за последние
25 часов. Оба они расположены рядом с...
50.
...рядом с вот этой вот емкостью. Угадаете что это? В общем, это емкость для сбора продуктов жизнедеятельности человека из вот тех самых кабинок с 48 фотографии. Не маловато ли для 350 пассажиров?!
51.
52.
И напоследок, небольшая наглядное пособие по отрыванию и закрыванию двери в самолете. А вдруг пригодится?! ;)
Click to view
а также, по открытию и поднятию трапа Ил-86:
Click to view
По Ил-86 мы бродили достаточно долго и совсем забыли, что у нас впереди еще Ил-76 и Ту-154:
53.
Как я и говорил, Борис Николаевич присутствовал с нами все это время. О чем говорили,
dron_sd?
54.
За 15 минут до окончания нашего мероприятия резко вспоминаем про Ту-154 и идем к нему. Welcome on board, как бы приглашает нас
flyberry_msk:
55.
И сразу попадаем в бизнес:
56.
А далее в эконом:
57.
Кокпит Ту-154:
58.
Тут все немного скромнее, чем в Ил-86, да и сам самолет слегка поменьше:
59.
И вот на этом все. Прощальный лук на память и возвращаемся в учебный корпус, где нас ждет неформальная встреча с Борисом Петровичем (ректор МГТУ ГА):
60.
Неформальная встреча оказалась беседой с присутствующими за чашкой чая. Поговорили про университет, о том, с какими проблемами приходится сталкиваться студентам и руководству университета в течении образовательного процесса. Конечно же, основной проблемой является недостаточное финансирование университета и тем не менее, руководству удается поддерживать должный уровень образования, приобретать новые тренажеры и даже создавать собственные разработки, не имеющие аналогов в мире!
61.
Борис Петрович, там, за чаем, Вы все время переживали за то, чтобы девочки кушали :) Как видите, кушали! :)
62.
Кстати сказать, вся выпечка на столе (а было ее великое множество) была приготовлена на университетской кухне! Было вкусно... и интересно!
63.
Отдельными строками хочется поблагодарить руководство университета и весь персонал, благодаря которым это мероприятие состоялось. Спасибо руководителю пресс-службы университета Евгению Девятьярову за организацию этого мероприятия. Ну и
fotografersha и
aviator_ru поблагодарить тоже будет не лишним!
P.S. Кому интересно, я тут нашел презентацию Ил-86 от 1978 года! Особо внимательные, на этом видео, смогут найти борт, который сейчас находится в УАТЦ. Вы его видели на 5 фотографии.
Click to view
Часть I - "В гостях у МГТУ ГА"
Я в
Instagram, в
Твиттере